Борьба с инакомыслием

22.03.2015

А сейчас немного поучительной истории. Нет, правда, весьма поучительной. Вот что надо делать, когда в стране объявлена охота на ведьм? Правильно. Провести всеобщую фильтрацию. Лишить несогласных работы. Публично предать анафеме. Депортировать или закрыть въезд. Прошерстить газеты и телеканалы. Ввести запрет на кино и кинодеятелей. Ввести цензуру в библиотеках и театрах. Ну, а еще всегда есть такие простые меры, как допрос и арест. Или убийство. Вы думаете, я цитирую какую-нибудь свежую американскую газету, а это заметка известного политолога про нашу страну? Или это речь Обамы? Нет.
Эта система поиска инакомыслящих была с успехом опробована и даже проведена законом в США. Сегодня об этой, прямо скажем, политически грязной истории там не любят вспоминать. А между тем она началась в такие же мартовские дни 65 лет назад, когда сенатор Маккарти объявил коммунистов и людей с прокоммунистическими взглядами врагами американских ценностей, причиной всех бед и проблем послевоенной Америки. Так началась травля инакомыслия. Период политической реакций, вошедший в историю под именем маккартизм.
И все-таки дело не только в том, ЧТО сказал какой-то (не самый популярный) сенатор в своей речи, а в том, почему общество с таким энтузиазмом открыло эту охоту. Тем более что история повторяется. И призрак маккартизма уже бродит по Восточной Европе. Слово нашему собственному корреспонденту в США Нине ВИШНЕВОЙ.

Нина Вишнева

Ни красного знамени, ни серпа и молота, ни звезд. Ее дом от прочих строений в городе ничем не отличается.

Нина Вишнева, корреспондент: «Добрый день!»

Сюзанн Вебб, член Коммунистической партии США: «Здравствуйте!»

С десяток слов по-русски и сувениры под маркой «сделано в СССР» конца 70-х. Поездку в страну Советов Сюзанн Вебб запомнила на всю жизнь, тем более что вояж устроила Коммунистическая партия Соединенных Штатов.

Сюзанн Вебб, член Коммунистической партии США: «Я вступила в Компартию в 1967. Это был самый разгар массовых демонстраций за гражданские права, за экономические преобразования, а также протестов против войны во Вьетнаме».

Таких как она в Америке называют «краснопеленочниками». Родители – эмигранты из Венгрии - были коммунистами. Детство под «Интернационал» другим закончиться и не могло. Даже несмотря на то, что отца во времена разгула маккартизма именно партийность довела до тюрьмы.

Конец 40-х. Вторая мировая окончена. Симпатии к Советскому Союзу переполняют многих, в том числе, и в Штатах. Но мысль, что коммунизм может получить мировое господство, все больше и больше захватывает умы правящей верхушки США и доводит, кажется, до паранойи. На этой волне первым в строю борцов с «красной угрозой» встает ставший в одночасье знаменитым Джозеф Маккарти, сенатор от штата Висконсин.

Госструктуры, профсоюзы, Голливуд – в подрывной и антиамериканской деятельности обвиняли всех и вся. Драматург Артур Миллер, легендарный комик Чарли Чаплин, певец Пол Робсон, композитор Леонард Бернстайн и даже великий Альберт Эйнштейн – в «черных» списках Маккарти было больше 320-ти деятелей искусств. Из госаппарата только за первые месяцы уволили свыше 800-т человек, еще 600 ушли в отставку сами, не дожидаясь гонений.

Сюзанн Вебб, член Коммунистической партии США: «Вот мой отец в то время. Заголовок - «29 сентября 1950 года – Еще один подозреваемый проходит по шпионскому делу» И подзаголовок – «Инженер иностранного происхождения».

Отец Сюзанн, Оскар Вейго, стал случайной жертвой нашумевшего дела супругов Розенбергов, обвиненных в шпионаже на Советский Союз. Оскар всего лишь работал вместе с одним из главных свидетелей. Его за компанию тоже допросили, на каком-то пустяковом вопросе он споткнулся и получил срок – тем более, как выяснилось, родом из Венгрии, на тот момент – коммунистической.

Полгода в тюрьме. В Манхеттене. Вот в этом самом месте она находилась. По сравнению с судьбой Розенбергов, можно сказать, Оскару Вейго повезло. 6 марта 1951 года в Нью-Йорке против них начали процесс, в конце марта признали виновными, в апреле приговорили к казни на электрическом стуле, а уже через два года привели приговор в исполнение. Тоже в штате Нью-Йорк. Гражданского инженера войск связи Юлиуса Розенберга и его жену-домохозяйку Этель обвинили, как писалось, «в заранее спланированном с сообщниками заговоре для выдачи Советскому Союзу информации и оружия, которое тот мог использовать, чтобы уничтожить нас». А конкретнее, чертежей атомной бомбы.

Роберт Миропол, сын Юлиуса и Этель Розенбергов: «Юлиус впервые стал задумываться о том, как помогать Советскому Союзу в 1939 году. Ему было 22 года».

Роберт Миропол - младший сын Розенбергов. Основатель фонда помощи американским детям, пострадавшим от политический преследований родителей. Ему самому не было и четырех, когда он остался без родителей.

Роберт Миропол, основатель Фонда помощи детям репрессированных: «Когда люди втягиваются в процессы серьезных изменений в обществе – трудовые или гражданские права, антивоенные движения, экономические преобразования – они идут наперекор сильным мира сего, тем, кто делает деньги, эксплуатируя или дискриминируя других. Такие люди могут потерять работу, попасть в тюрьму, на них могут напасть или даже убить».

В деле Розенбергов и сейчас много белых пятен. Никто не знает наверняка, сообщили они Советскому Союзу секрет атомной бомбы или нет. В любом случае, они единственные гражданские лица, казненные в США за шпионаж. Маккарти так увлекся «охотой на ведьм», что перешел все границы. Международные, в том числе: внес в Сенат резолюцию о необходимости изменении строя в социалистических странах. Неизвестно, как долго продолжалось бы это политическое безумие, но тут вмешались журналисты. Точнее один смелый и принципиальный телеведущий Эдвард Мэроу, который в своей программе не побоялся выступить против всесильного сенатора. Именно об этой истории – номинировавшийся на Оскар в 2006-м фильм Джорджа Клуни «Доброй ночи и удачи». Вскоре после публичного разоблачения карьера Маккарти очень быстро и закончилась. Сенатор ударился в пьянство, допился до цирроза печени, от чего и скончался. Всего через два года после своей попытки учить уму-разуму другие страны.

Хотя в сфере бесцеремонных поучений всему миру дело Маккарти в США живет и процветает.

Пол Крейг Робертс, экономист, политолог: «Сегодня область свободы выражения, свободы слова, стала очень узкой».

Пол Робертс – один из отцов «рейганомики», бывший помощник по экономической политике министра финансов США. Считает, что современная «запретная зона» гораздо шире, чем при Маккарти.

Пол Крейг Робертс, экономист, политолог: «Маккартизм ограничивался коммунистами. Сейчас же диапазон подозрительных тем просто безграничен. Например, можно все что угодно говорить против мусульман, против президента России, но ни в коем случае ничего нельзя против определенных этнических групп».

Сын Розенбергов и вовсе убежден - протесты с каждым разом сталкиваются со все более жестокими преследованиями. Через его фонд прошли более тысячи детей, родители которых подверглись репрессиям в Америке. Десятилетия спустя после того, как президент Эйзенхауер и Сенат развенчали маккартизм и покаялись в содеянном.

Роберт Миропол, основатель Фонда помощи детям репрессированных: «Репрессии ужесточаются. Об этом нет почти никаких публикаций. СМИ не хотят акцентировать на этом внимание. Напряженность растет. И я думаю, будет еще хуже».

Согласно одному из последних опросов, главным врагом США американцы считают Россию. 70% опрошенных признались в негативном отношении к нашей стране. Именно на таких настроениях в свое время и зародился маккартизм. Кто из сенаторов теперь выступит в роли охотника за новой «угрозой»?


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ