Трудное перемирие

14.06.2015

Порошенко в пятницу инспектировал фортификационные сооружения возле Мариуполя. Окопы, одним словом. На их фоне и фотографировался. А еще сказал, что на Донбассе никакой гражданской войны нет.

В последние дни меня часто спрашивают люди, которые не вовлечены в ежедневный информационный поток, что там опять происходит, почему снова идут обстрелы и гибнут люди. Неужели снова война? Нет, говорю, перемирие, как его понимает президент Украины. С нарушением всего и вся, о чем с таким трудом договорились в Минске. При этом канал СNN в пятницу сообщил, что США и ЕС все-таки согласовали новый пакет санкций для России. По разным источникам он может коснуться физических лиц и таких отраслей, как энергетика, оборона и финансы. Пакет не открыт, но как сказал представитель Белого дома, поводом для его введения может стать случай, любой повод. «Вы поймете, когда это случится», сказал он. И сейчас не так важно, что за санкции, важно, что тем самым «случаем» они будут считать «любое серьезное нападение в любом месте по линии соприкосновения». Вы поняли их посыл: не важно, кто и где начнет стрелять, виноваты будете вы.

Их бы сейчас в Горловку - сегодня там особенно тревожно. А со стороны Марьинки артиллерия снова бьет по Донецку. И доказательств нарушений со стороны силовиков масса. Причем, они есть не только у ополченцев. За год войны даже дети научились на слух распознавать, откуда идет обстрел, а по осколкам снарядов и воронкам — каким оружием по ним стреляли.

Слово нашему собственному корреспонденту в Донецке Дмитрию Кулько.

Ребенок: «Снимите наши осколки! Мы на столе их положили».

Доказательства, что украинская армия бомбит мирных людей, наплевав на перемирие, жители Донбасса нам показывают каждый день. Но калибр растет, и осколки в руках уже не умещаются – «Грады» из квартир выкладывают на лавочки. Пока их сверстники в мирных городах коллекционируют вкладыши, дети Горловки пополняют коллекцию осколками 122-миллиметрового снаряда.

Ребенок: «Вот это снаряд? Покажи! Где взял?»

Этот снаряд в спальный район Горловки выпущен гаубицей Д-30. Если бы украинские военные соблюдали минский договор, сделать это было бы невозможно. Дальность стрельбы этой пушки 22 километра, а находиться она должна в тридцати километрах от линии соприкосновения – то есть возле Константиновки. Но гаубицы на позициях силовиков разведка ДНР обнаружила в соседних посёлках Шумы и Майорск, так же как и запрещенные 122-миллиметровые миномёты. В Дзержинск, Курдюмовку и Кадему украинская армия пригоняет для обстрелов Горловки «Град», а также самоходные артиллерийские установки «Мста-С» и «Гиацинт». После обратно в ангары – успеть к проверке ОБСЕ. Но наблюдатели уже не раз замечали: украинская техника испаряется в тылу.

Эдуард Басурина, заместитель командующего корпусом министерства обороны ДНР: «А потом они начинают потихоньку разъезжаться. Стараются делать это в ночное время, плюс маскировку они применяют. В те места, где они появляются, там уже их не 20 единиц, там уже батарея 6 единиц, может быть 2-3 единицы».

В контексте

30.12.2018

Провокации Украины в 2018 году. Кому это выгодно?

Шестьдесят, восемьдесят и уже сто нарушений перемирия киевской армией за сутки. Не только методичные обстрелы - у Генштаба Украины амбиций после Минска явно не убавилось. В обстрелах городов Донбасса они, конечно, вновь пытаются обвинять ополчение, но вот про маленький посёлок «6-7», который силовики на этой неделе безуспешно пытались захватить, они не то чтобы приврать, слово публично побоялись сказать, похоже, для них это последний шанс. Вот этот посёлок на окраине Горловки – всего-то десяток улиц, но главное, на высот. 6-7– теоретически это ключ украинской армии не только к взятию Горловки, но и соседнего Енакиево. Дальше, видимо, в мечтах силовиков выход на Шахтерск – так они могли бы отсечь столицу ДНР от помощи Луганской армии, а там и вовсе взять Донецк в кольцо. А с артиллерийской площадки на высоте 6-7 Донецк даже видно.

Мы сейчас в том самом посёлке 6-7. Позиции украинских военных в восьмистах метрах отсюда. Там у них тяжелая артиллерия, в том числе и 10 танков, из которых они ведут огонь по Горловке и соседним населенным пунктам. Вот одна из таких воронок.

Подбираемся ещё ближе. Удары по посёлку почти не прекращаются, но мы выбрали момент, когда солнце на нашей стороне и слепит украинских корректировщиков. В лесопосадке за флагом уже танки и укреп район, где только на передовой двести человек личного состава украинской армии. Стратегическое направление доверили 170 отдельному мотострелковому батальону. Ополченцы просят нас поторапливаться и не снимать расположение позиций, которые так нужны силовикам.

Позывной «Квас», боец республиканской гвардии ДНР: «На такой маленький участок местности как там - это очень много. Там более 10 танков всегда на ходу и всегда в работе, артиллерия, пушки, САУ, минометы 120 мм - все там есть».

Автоматический гранатомет и пулемёт – вот и все, что есть на вооружение у ополчения в поселке 6-7. Всё тяжелое оружие отведено, как прописано в минском протоколе. После попытки штурма украинских силовиков, любой житель Горловки подтвердит – это можно понять по звукам.

Житель, г. Горловка: «Прорываются они здесь. Им очень удобно здесь, дорог много. Наши вчера не отвечали, нашим нечем отвечать».

Танки или артиллерия била по многоэтажкам – ещё должны определить эксперты. Но то, что стреляли со стороны украинских позиций, очевидно, а мощность такая, что взрывная волна вынесла все двери в подъезде. В этом доме один снаряд убил трех человек на разных этажах.

Соседка погибшей: «У неё в руке два осколка, живот стёклами порезанный, я не могу разговаривать, я после вчерашнего заикаться начала».

Всего две минуты на передовой - и командир за кадром вынужден прервать интервью.

Ополченец: «Всё собираемся, танк завели».

Дмитрий Кулько, корреспондент: «Счастливо, ребят».

Мотор танка будет гудеть ещё около трех минут, перед тем как прозвучит выстрел. За это время успеваем умчаться из разрушенного посёлка – он в черте Горловки, потому ополченцы боятся оставить эти рубежи. Удар тяжелой мины по позициям ополчения - вот ещё одно доказательство использования силовиками запрещенного оружия. В Донецком аэропорту не стихают бои, силовики накрывают и соседние районы города. Вот по этой многоэтажке украинские танки сделали шесть прямых выстрелов. За неделю погибли 14 мирных жителей.

Местный житель: «Мужчина какой-то лежал и кричал: «скорую, скорую». Двери сняли, его на дверях отнесли в больницу».

Во время бомбежек участились пожары, вероятно, силовики вновь заряжают зажигательные снаряды. Дотла сгорел рынок в посёлке Октябрьский и несколько жилых домов. После безуспешной попытки штурма Марьинки, украинская армия не прекращает и здесь вести обстрел. Мы на передовых позициях сил ДНР – украинские войска уже в двухстах метрах. Для ответного огня лишь мины меньше ста миллиметров, разрешенные минским договором, и стрелковое оружие.

Позывной "Абхаз", командир подразделения республиканской гвардии ДНР: «Если смотреть на 12 часов, два их поста, и если посмотреть за мою спину, там их ещё один пост. Так и получается, выскакиваем».

«Абхаз» - уже легендарный командир одного из самых боеспособных подразделений. Умеет держать оборону городов, во время бомбёжки говорит спокойно и, очевидно, что его спровоцировать на нарушение перемирия силовикам не удастся. Свои позиции, а с ними и Донецк, собирается отстаивать долго. Его отряд строит новые укрепления, способные выдержать прямые попадания снарядов. За год с лишним войны на Донбассе успехов украинским военным это не принесло. А ведь у Киева ещё есть шанс договориться.


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ