Памяти Евгения Примакова

28.06.2015

В пятницу ушел из жизни Евгений Примаков. Ученый и дипломат. Политик и экономист. Он был одарён многими талантами — в политике, филологии, даже в математике. Но у него был один несомненно редкий дар — чувство достоинства.

Евгений Максимович прожил долгую и достойную жизнь. Был в центре многих событий, которые сотрясали нашу страну, да и весь мир, пожалуй. Бывал в непростых ситуациях, уходил с постов, принимал трудные решения, наживал недругов, умел находить общий язык с непримиримыми оппонентами, но остался в политике и новейшей истории России как человек безукоризненной репутации. Говорят, он всегда считал единственно верным то решение проблемы, которое было полезным для страны.

С печалью известие о смерти Евгения Примакова встретили во многих странах мира. Вот, что сказал нам по телефону из Вашингтона старинный друг Евгения Максимовича, известный американский политолог Дмитрий Саймс.

Дмитрий Саймс, политолог: «Я знаю Примакова. К сожалению, должен поправиться и сказать: я знал Примакова 45 лет. И он был человеком очень интеллектуально открытым и любопытным. Когда я видел последний раз его в Москве в конце февраля нынешнего года, он занимался своей очередной книгой, редактировал гранки, у него были идеи. Было видно, что физически ему было трудно не только говорить, но даже стоять, ходить по комнате. Но он сохранял волю к победе, мужество и, я сказал бы, интеллектуальный интерес к тому, что происходит вокруг. Я думаю, что таких людей очень мало, и он имел опять-таки редкое качество: с одной стороны быть государственным человеком, человеком системы, а с другой стороны сохранять прагматизм, профессионализм и чувство собственного достоинства, глубокое чувство собственного достоинства. Мне кажется, эти качества Евгений Максимович сохранил до конца своих дней».

Большим другом назвал Евгения Примакова человек-легенда в международной политике, бывший госсекретарь США Генри Киссинджер. Когда мы обратились к нему с просьбой сказать несколько слов, он извинился, сказав, что в силу преклонного возраста не сможет сделать это лично на камеру, но прислал на адрес нашей программы вот это письмо.

Генри Киссинджер, Государственный секретарь США 1973-1977 гг.: «Я глубоко опечален, узнав о кончине своего большого друга и коллеги, Евгения Примакова. На протяжении многих лет я имел честь вести с ним беседы о глобальных проблемах, об американо-российских отношениях и жизни в целом. Он был истинным русским патриотом, который с мужеством, силой и мудростью защищал интересы своей страны. Вместе с тем он искал пути для улучшения отношений с другими странами, в первую очередь, с Соединенными Штатами. В нынешний период усиления глобальных потрясений нам будет не хватать его мудрых советов и хорошего настроения. Я буду скучать по своему истинному другу».

Многие еще отмечают сейчас, что это большая человеческая потеря — не случайно, даже в эти печальные дни говорить и вспоминать о Примакове готовы были все, кто когда-либо был с ним знаком.

 

Евгений Примаков: «Вряд ли произойдет в близлежащем времени отмена санкций. Европа сейчас не в том положении, чтобы пойти наперекор позиции США».

Это его последнее публичное выступление. В каком-то смысле - политическое завещание.

Евгений Примаков: «Можно ли говорить о переориентации России на Восток? Отвечаю: это не так. Россия хотела бы нормализовать отношения с США и Европой, но игнорировать быстровозрастаемое значение Китая и других стран, входящих в Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество, было бы неразумно».

Примаков организовал и лично вел заседания "Меркурий клуба" - собрания бизнесменов, аналитиков, экспертов и политиков при торгово-промышленной палате. Сотни людей приходили сюда только, чтобы послушать Евгения Максимовича. В свои 85 он сохранил ясный ум и оставался ведущим экспертом по Ближнему Востоку, российской экономике и, конечно, мировой дипломатии.

Сергей Лавров, министр иностранных дел РФ: «Именно Евгений Максимович Примаков, если говорить о мировой политике, сформулировал принцип многополярности, который сегодня доказывает свою безальтернативность».

В контексте

09.10.2016

О чем мы предупредили всех?

Именно Примаков в 1999 впервые после развала Советского Союза продемонстрировал, что у России есть своя точка зрения и, несмотря на тяжелую в то время ситуацию в экономике, мы готовы её отстаивать. Этот его поступок назовут знаменитым "разворотом над Атлантикой". Тогда премьер Примаков отменил визит в США, уже в самолете, на полпути в Вашингтон, когда узнал, что американцы решили бомбить Югославию. Последствия такого демарша в режиме реального времени оценить никто не мог. Тогда, вспоминают очевидцы, думали о другом.

Владимир Чижов, постоянный представитель РФ при Европейском Союзе: «Подумал, прежде всего, а хватит ли топлива на то, чтобы вернуться в Ирландию на дозаправку».

Тогда Россия прочно сидела на кредитной игле МВФ, считай, в прямой зависимости от Америки, а тут такая "петля Примакова". Нужно быть очень мужественным человеком, чтобы принять такое решение.

Александр Дзасохов, вице-президент российского совета по международным делам, заместитель председателя комиссии РФ по делам ЮНЕСКО: «Он принял это решение сам, если бы даже Ельцин приказал ему лететь - он бы не полетел».

В прессе потом написали - из-за этого разворота российские компании и бюджет потеряли 15 миллиардов долларов. Это была ложь. Договоры перезаключили, но зато, может быть, впервые после перестройки, мы ощутили гордость за свою страну и сохранили лицо перед союзниками на Балканах.

Живадин Йованович, бывший министр иностранных дел Союзной Республики Югославии 1992-1997 гг.: «В Югославии и Сербии в то время этот поступок был воспринят как мужественный жест реального управленца, направленный на поддержку Сербии и Югославии со стороны России».

Государственник - этот термин, пожалуй, лучше всего характеризует Примакова в работе. Менялся политический строй, менялись руководители страны, а Примаков был всегда востребован. Может потому, что никогда не был чьим-то ставленником. За столько лет в большой политике к нему не пристал ни один коррупционный скандал.

Валентина Матвиенко, председатель Совета Федерации РФ: «Великий государственник, настоящий патриот, замечательной души человек. Для меня он всегда был, есть и останется учителем и наставником».

При этом Примакову всегда удавалось сохранить свой собственный взгляд на вещи - в ЦК КПСС, а затем в Политбюро - его считали либералом, потом, когда начались бешеные реформы 90-х, напротив, прослыл если не коммунистом, то уж точно консерватором. А он просто избегал крайностей.

Выдержать хотя бы сутки. Ельцин на самом деле не шутил. Это реальные условия, в которых работал премьер-министр Примаков. Он возглавил кабинет в 1998, вскоре после дефолта. Рубль обесценился в одночасье. Казна пуста - нечем платить зарплаты, стипендии и пособия. Стоимость нефти 12 долларов за баррель. Хуже ситуации не было.

Евгений Примаков: «Из нашего тяжелого сейчас положения нам не выйти, если мы не усилим борьбу с преступностью, с коррупцией».

Примаков жесткими мерами смог остановить падение курса рубля, социальные выплаты пошли в срок, промышленность показала небывалые темпы роста под конец его премьерства - 24%. При этом вся ответственность за огромную державу лежала на его плечах - Ельцин уже часто болел, и премьер фактически исполнял обязанности еще и президента.

Александр Руцкой, вице-президент РФ 1991-1993 гг.: «Я не знаю, кому удавалось вытащить страну из такого тяжелого положения за 1 год. Это сделал Примаков, и как ему отплатили, вы помните».

Против Примакова лично была развернута настоящая травля в СМИ. Ельцин поверил в сплетни о том, что премьер метит в президентское кресло. И отправил его в отставку с формулировкой: задачу выполнил, спасибо.

Борис Ельцин, президент России 1991-1999 гг.: «Стабилизация нищеты и экономического упадка нам не нужна. Необходим серьезный прорыв».

Больше постов на госслужбе Примаков не занимал. После недолгого депутатства ушел в Торгово-промышленную палату. Но до последних дней оставался государственником - активно участвовал в переговорах на Ближнем Востоке, пользуясь своими старыми дружескими связями.

Рамазан Абдулатипов, глава Республики Дагестан: «В арабских странах, куда бы я не приезжал, от Садама Хусейна, Каддафи и всех остальных, в первую очередь спрашивают: как там Примаков».

Это его удивительная черта - сохранять уважительные отношения даже со своими оппонентами, а уж если с кем складывалась дружба, то на долгие годы. В кругу друзей Примаков, этот внешне невозмутимый дипломат, мог по-настоящему расслабиться и становился душой кампании - увлекательный рассказчик, ценитель анекдотов, он мог и спеть и сыграть...

Анатолий Куликов, заместитель председателя правительства РФ 1997-1998 гг. министр внутренних дел РФ 1995-1998 гг.: «Был день рождение, когда он сидел за ударной установкой и такие музыкальные выкрутасы исполнял, я просто поражен был. Я даже не знал раньше о том, что он занимался музыкой, о том, что он любит рок, о том, что он музыкант».

Друзья ценили его юмор и самоиронию. Он не обижался, когда в институте его называли "самураем", за специфический прищур. Главу внешней разведки Примакова в кулуарах именовали "академиком", ведь он действительно пошел на службу после долгой научной работы. В МИДе его прозвали "примусом" - в переводе с латинского означает - "первый". Для десятков друзей он оставался просто Максимычем.

Артур Чилингаров, первый вице-президент РГО, специальный представитель президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике: «Он был очень теплый человек, можно было прийти посоветоваться, учитель»

Генрих Боровик, журналист, писатель: «Он был замечательный человек».

Сергей Катырин, президент торгово-промышленной палаты РФ: «Человек мира, я считаю, что фигура, вообще, мирового масштаба».

В своем последнем выступлении Примаков оставил важное послание - несмотря на конфронтацию с западом, России не следует закрываться. Необходимо искать возможности для диалога, но при этом развивать собственную экономику. Ведь благоденствие нашей страны зависит от нас самих, а не от кого-то еще.

Евгений Примаков: «Любовь наша к России, как и всякая любовь, произвольна. Она не есть любовь за качество и достоинство, но любовь эта должна быть источником творческого созидания качеств и достоинств России».


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ