Будущее российского флота

05.07.2015

В седьмой раз в Петербурге прошел Международный военно-морской салон – крупнейшее событие года для отечественных судостроителей. Тем более, что будущее российского флота – главная тема этого салона.

Флот всегда был важен России. Для страны, у которой тысячи километров морских и океанских границ, это вопрос безопасности. Программа отечественного кораблестроения, как и программа перевооружения, работают уже несколько лет. В нее включены тысячи предприятий и научных институтов. Но все специалисты знают, что строительство флота не терпит суеты. Это дело трудное, дорогое, требующее, чтобы в запасе были годы. А проблем, которые надо решать уже сейчас, много – от глобальных, например, развитие атомного флота или перевооружения Черноморского флота, до вопросов современного оружия и навигации.

Конечно, разговор о проблемах ВМФ – долгий и серьезный. Но ради него и приезжают каждый год в Петербург специалисты со всего света (к слову, в день открытия здесь были командующие и главнокомандующие Военно-морских флотов многих стран). К тому же, форум – это еще и выставка возможностей. Это новые контракты и перспективные проекты.

Будущее отечественного кораблестроения попытался увидеть наш специальный корреспондент Виктор ЧЕРНОГУЗ.

Так выглядит самый важный в жизни каждого моряка момент. Дизель-электрическая подводная лодка официально становится частью флота.

Виктор Чирков, главнокомандующий ВМФ России: «Пульс учащается, сердце бьется, но главное – мы получаем новое оружие для защиты наших национальных интересов в мировом океане».

Служить «Старый Оскол» будет на Черноморском флоте, защищать Крым от настойчивого интереса западных стран. Корпус из специального полимерного сплава, благодаря которому лодку почти не видно на радарах противника. На ней новейший навигационный комплекс – это самая технически передовая субмарина нашего флота. Оттого повышенный режим секретности. На борт лодки вход запрещен, капитан вынужденно сдержан в формулировках.

Андрей Кириченко, командир подводной лодки «Старый Оскол»: «Ходкость у него очень хорошая, при погружении, дифферентовке, при выполнении всего комплекса испытаний».

Помимо «Старого Оскола» в Петербурге пришвартовались корвет «Стойкий», десантный корабль «Евгений Кочешков», ракетные катера и тральщики. Кораблей 1-го ранга – краейсеров или эсминцев – в этом году не было, но лишь потому, что условия не позволили.

Виктор Чирков, главнокомандующий ВМФ России: «Мы не можем поставить сюда наши современные атомные подводные лодки, многоцелевые, ракетные, ударные. Мы не можем сюда морскую авиацию разместить».

Так что организаторы пошли по другому пути: удивлять не размером, а внутренним содержанием. Вот, например, катер «Денис Давыдов». Вроде бы обычный корабль, но из импортного на нем только система поднятия якоря.

Максим Казаков, командир десантного катера «Денис Давыдов»: «Оборудование стоит все отечественное и новое, оборудование 2013-го и 2014 года. Аналогов в мире такому оборудованию пока нет».

Сделано в России – теперь это и про наш флот. Режим санкций дал толчок развитию отечественного кораблестроения.

Пожалуй, вот он, символ программы импортозамещения. Газотурбинный двигатель Е70. Предназначен прежде всего для установки на десантные корабли, корветы и суда на воздушной подушке. Раньше подобные двигатели поставляли на флот с завода в украинском Николаеве. Но после известных событий российским конструкторам пришлось срочно разрабатывать отечественный аналог. Справились меньше чем за год.

2014-ый вообще стал для конструкторов переломным. Отказ от импорта планировался давно, но в новых условиях оборонке пришлось ускориться.

Юрий Шмотин, генеральный конструктор научно-производственного объединения «Сатурн»: «Уже заказаны и поступают на предприятия основные заготовки. По двигателям от 12 000 до 24 000 сил в этом году будет испытан демонстрационный газогенератор».

Масштаб работ, которые сейчас выполняют конструкторы и производители, даже представить сложно. Не только приборы и микросхемы, даже оборудование для камбузов раньше поставлялось из-за рубежа. Теперь все это нужно научиться делать у нас, не срывая при этом оборонный заказ.

Денис Мантуров, министр промышленности и торговли РФ: «Мы занимаем второе место в мире по объемам поставленных произведенных кораблей. Все намеченные планы в части поставок для ВМФ судов будут выполнены в срок».

В 2015-ом флот получит почти пять десятков кораблей. Среди них есть и абсолютно уникальные. Например, минный тральщик «Александр Обухов». Это первый в мире корабль такого размера с корпусом полностью из ультрасовременных композитных материалов.

Игорь Захаров, заместитель генерального конструктора Центрального морского конструкторского бюро «Алмаз»: «Благодаря инфузионной технологии здесь прочность пластика равна прочности стали. Такой вот корабль, по сути, из стекла, очень интересный корпус».

Остальные новинки подобного класса до сих пор под грифом «секретно». Иностранным заказчикам их, конечно, не показывали. В мощи российских ВМС потенциальных покупателей убеждали более простым, но наглядным способом. Показательные стрельбы флотской артиллерии – традиционный элемент Военно-морского салона. Раз в году на секретном полигоне под Петербургом обязательно звучит главная флотская команда: открыть огонь из всех калибров.


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ