Финны бастуют

20.09.2015

Старому Свету из-за океана никто не спешит помогать. Европе приходится выкручиваться самой. Конечно, главный удар принимают страны на юге Европы, на Балканах, став большими приемными и перевалочными пунктами. Но и север уже начал ощущать эту проблему. Беженцы дошли до Швеции, Дании, Финляндии. А ведь решение этого вопроса требует тоже очень больших денег. Только откуда их взять? Выход один - надо пересматривать бюджеты и затягивать пояса. Свои, разумеется...

Финляндию в пятницу парализовала массовая забастовка. По-северному сдержанная Финляндия не видела такого более 20 лет. Из пяти миллионов жителей страны два миллиона на работу не вышли. Не вышли в море паромы, были закрыты детские сады и даже часть полицейских участков. Ведущая финская авиакомпания на своем сайте извинилась перед пассажирами и просила двое суток не рассчитывать на ее услуги, что, кстати, стало неприятным сюрпризом для тысяч туристов и транзитных пассажиров.

Но в чем причина, что так допекло финнов? Правительство объявило режим экономии: сокращение социальных выплат и доходов работника. Это и вызвало бунт профсоюзов. К тому же налицо нехитрая математика: пока у своих граждан урезают доходы, расходы на пособия для беженцев увеличены в бюджете на 30 процентов. Это большие деньги. А премьер министр страны на днях заявил, что на размещение беженцев может дополнительно понадобиться еще 100 млн. евро.

Так связаны между собой эти две проблемы или просто совпадение? Политический обозреватель нашей программы Виталий ВОРОНИН поехал в Хельсинки, чтобы изучить ситуацию изнутри.

Ахмед, Фарук, Аббас и Мухаммед стали европейцами всего два месяца назад. Они как раз часть той большой миграционной волны, захлестнувшей Старый Свет.

Ахмед, беженец: «Финляндия - это прекрасно!»

Виталий Воронин, корреспондент: «Вы останетесь здесь или поедете в другую страну, например в Германию?»

Ахмед, беженец: «Нет, мы тут останемся, тут хорошо!»

Чем так нравится Суоми мигрантам, нам объяснили земляки Ахмеда и Фарука - им на шестерых муниципалитет предоставил, бесплатно, трехкомнатную квартиру. Чистенько, простенько, но все необходимое есть.

Виталий Воронин, корреспондент: «Кухня, я смотрю, полностью оборудована».

Морган Уильям, беженец из Ирака: «Да, все есть, холодильник, плита, все хорошо, мы очень благодарны властям Финляндии, они обращаются с нами как с людьми».

В контексте

17.06.2018

Почему Рим против мигрантов?

Морган - дипломированный программист. Пока безработный, живет на пособие в 400 евро в месяц на еду, примерно 30 000 в рублях. Хочет пойти в университет, во время обучения ему также будут платить стипендию. Его сосед Шамиль - бывший полицейский из города Мосула, который сейчас захвачен боевиками. Жену и двоих детей вывез в Багдад, сам отправился искать убежище в спокойных землях.

Шамиль Альгаллаб, беженец из Ирака: «Конечно, я хочу перевезти сюда свою семью, у меня просто выбора нет, им в Ираке опасно оставаться, нам угрожают, но и дорога сюда очень сложная, особенно по морю».

На семью с двумя детьми пособие будет уже около 1200 евро, более ста тысяч, если в рублях. Беженцев в Финляндии распределяют по специальным центрам. Их уже 24. Власти объявили, об открытии еще одного – двадцать пятого. Как правило, центры располагаются в зданиях бывших гостиниц, больниц, школ. Есть один в старой пожарной части. А этот, пожалуй, самый необычный, он расположен в здании бывшей тюрьме. Кстати, этот центр ближайший к российской границе, отсюда до нее 13 километров. Решетки с окон, конечно, спилили, но прежние нравы как будто оставили. Съемка запрещена. Даже снаружи здания.

Полицейский: «Вам здесь нельзя снимать это частная территория!»

Виталий Воронин, корреспондент: «Нельзя даже на улице снимать?»

Полицейский: «Нет, даже на улице нельзя, вам нужно уйти».

Не только здесь, но и еще в трех подобных центрах мы получили, пусть вежливый, но отказ - "приходите позже". Понятно, не до журналистов, все битком забито, если в прежние годы Финляндия принимала по 4-5 тысяч человек, то в этом их уже приехало более 15, а до конца года ожидается под 30 тысяч. Для маленькой Суоми это очень много.

Виталий Воронин, корреспондент: «Полное ощущение, что мы сейчас не в Хельсинки находимся. Что это за район?»

Александр Якконен, журналист: «Мы сейчас как раз находимся в районе восточного Хельсинки. Возле самого большого торгового центра «Восточный центр».

"Восточные" кварталы Хельсинки - раньше это указывало исключительно на их географию, теперь и на их население. И мы явно выделяемся среди местных. Александр, наш коллега журналист, сам когда то жил в этом районе, рассказывает - пришлось перевести сына в другую школу из-за новых одноклассников.

Александр Якконен, журналист: «К моему ребенку приставали, говорят, убери крестик, мы с тобой дружить не будем. У тебя крест висит, вот так нагло заявляли».

Но с этого года перед финнами встала проблема не только столкновения культур. Это еще и экономическая беда. Чем больше беженцев прибывает, тем дороже обходится их содержание. Вместо 20-30 миллионов евро, как в прежние годы, власти готовятся выложить уже до 100 миллионов. При этом собственных граждан предупредили – жить вам станет тяжелее. Финляндия до сих пор не может оправиться от кризиса 2008 года, а тут еще эта санкционная война с крупнейшим торговым партнером - Россией.

Юха Сипиля, премьер-министр Финляндии: «Экономика Финляндии показывает худшие показатели роста среди всех стран Евросоюза. Кризис затянулся, у нас самый высокий рост безработицы, наш рынок труда и экспортные товары потеряли привлекательность, государственный долг растет быстрее, чем в среднем в Евросоюзе».

Глава правительства даже выступил со специальным телеобращением, впервые с начала 1990-х, когда тоже был экономический кризис. Премьер рассказал о планах: сократить отпуска на 8 дней, перестать оплачивать первый день больничного, отменить доплаты за сверхурочные часы и работу по выходным. Финские профсоюзы возмутились. И провели рекордную демонстрацию - 30 тысяч собрались в центре Хельсинки, несмотря на проливной дождь.

Ристо Коуса, руководитель отдела международных связей Финской конфедерации наемных служащих: «Мы протестуем против действий правительства. Оно отвергает нашу позицию, оно не идет с нами на контакт, хотя ситуация в экономике серьезная. Вместо этого правительство настаивает на серьезном сокращении трудовых прав».

В знак протеста профсоюзы еще и забастовали. Да так, что на один день Финляндию частично парализовало - не ходили автобусы, стояли поезда. На несколько часов останавливалась работа портов и аэропортов. Экономика страны потеряла до 100 миллионов евро, но профсоюзы уверены, что они должны защитить граждан от изуверских реформ - любой ценой.

Эйлина Гусатинская, журналист: «Это ударит больше всего как раз по тем женщинам, которые нянечками работают в больницах, которые работают в магазинах, которые уже работают на нескольких работах, чтобы как-то справляться. У них убирается то, что давало возможность спокойно дышать».

Правительство оказалось меж двух огней - с одной стороны, что-то надо делать с экономикой, с другой, снижение зарплат ударит по населению и усилит безработицу - а она в некоторых городах под 20%.

Это очередь за бесплатными наборами продуктов. Их раздают каждый понедельник, среду и пятницу. Здесь иногда собирается до полутора тысяч человек. В прошлом году в Финляндии проводилось исследование, которое показало, что каждая пятая финская семья вынуждена экономить на еде, одежде и транспорте, чтобы сводить концы с концами. В этой очереди как раз те, по кому любой кризис бьет в первую очередь - пожилые, молодежь и люди предпенсионного возраста, которым труднее всего найти работу в случае увольнения. В ответ на призывы правительства еще туже затянуть пояса финны начинают роптать: а почему мы при этом должны даром кормить все новых и новых мигрантов?

Микко Сауттисало, житель г. Котка: «Я не понимаю, почему я должен себя урезать, а приезжают эти беженцы и им обеспечивают условия, как у некоторых семей среднего достатка».

Микко считает, что заботу о беженцах надо отдать на откуп исключительно благотворительным организациям, чтобы не было государственных трат. Еще популярная сейчас идея в Финляндии - закрыть границу и разобраться сперва с экономикой (спад ведь начался еще до этого наплыва), а потом уже решать, сколько и кого принимать.

Йохан Бекман, правозащитник: «Финское общество, конечно, к этому не готово. К этому абсолютно не готово и поэтому люди бунтуют, эти конфликтные ситуации, это стычки вокруг центров для беженцев».

Причем Финляндии перекрыть свою границу проще, чем другим в ЕС, даже ясно какую - со стороны Швеции каждую неделю приезжают так называемые "поезда дружбы" - мигрантов на них подвозят бесплатно, лишь бы они побыстрее проехали транзитом, а Финляндия - это окраина Евросоюза. И захотела бы отправить беженцев дальше, а некуда.

Елена Мииттенен, жительница г.Котка: «Эти условия, которые предоставляют по обрезанию зарплат, они только для того, чтобы поддержать тех, которые приехали».

Виталий Воронин, корреспондент: «Не хватает на всех?»

Елена Мииттенен, жительница г. Котка: «Конечно, не хватает!»

Беспрецедентная акция протеста в Хельсинки в пятницу показала, что финны умеют и будут бороться за свои права. Правительству придется переписать свой план экономических реформ. И очевидно, подумать, как ограничить поток мигрантов со стороны Швеции. В субботу в районе города Торнио, где как раз экстренно оборудуют новый 25 центр по приему мигрантов, местные жители осадили железную дорогу. Они готовы взять инициативу в свои руки, раз у правительствах духа не хватает пойти наперекор Брюсселю.


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ