Тень Конституции

20.09.2015

Любопытно, что тема международной политики как-то вдруг стала главной и на дебатах участников предвыборной президентской гонки в США. Еще в августе такого не было. Тогда обсуждали образование и медицину и ругали Буша-самого-младшего за ошибки его семьи в Ираке и вообще во внешней политике. Но вот ветер изменился. И на повестке дня привычный набор слов: Россия, Путин, русские, угроза (этот избитый список вы знаете сами). Не факт, что кому-то из нынешних кандидатов вообще повезет присесть в Овальном кабинете, но они уже вовсю рассуждают, как и что скажут Путину.

А между тем (и это показывают местные соцопросы), обычного американца волнует не русская угроза, а обычные повседневные проблемы и свои права. Именно такой разговор на этой неделе мог быть как никогда актуальным: в четверг США отмечали День конституции. Однако, конституция остается лишь модной темой предвыборных обещаний.

Из Нью-Йорка наш собственный корреспондент Нина ВИШНЕВА.

Под этой обложкой – Декларация Независимости США и Конституция. Два самых главных труда, на которые Америка с момента своего создания равняется сама и стремится равнять других. Всеми способами. Вот он - основной закон Соединенных Штатов. Несколько страниц. Всего 4400 слов. Она самая старая и самая короткая в мире из ныне действующих. В ней больше подписей, чем текста.

Американские политики любят прикрываться Конституцией. Во всяком случае, на словах. Второй раунд республиканских дебатов – тому очередной пример.

Рэнд Пол, кандидат на пост президента США от Республиканской партии»: «Всю свою жизнь я следую Конституции. Она написана для людей. Она должна служить людям, а не правительству».

Первую поправку американцы вообще считают одной из самых важных – это же о свободе, о правах, о личности - о том, за что столько крови пролито.

Житель Нью-Йорка: «Самая главная поправка к Конституции для меня – свобода слова».

Житель Нью-Йорка: «Ты имеешь право протестовать. И обращаться в суд, если что не нравится».

Житель Нью-Йорка: «Свобода слова, право собираться и обращаться к правительству».

В контексте

25.03.2018

Интернет – поле боя. Как виртуальные данные предоставляют реальную власть?

Дональд Трамп Первую поправку нарушает на каждом шагу. Тем не менее, он сегодня - всенародный любимец. Построить забор между США и Мексикой, причем за счет последней; ущипнуть Буша за то, что тот знает испанский; усомниться в умственных способностях женщин-кандидатов. Это все Трамп. И вдруг тот же Трамп - единственный из всех республиканских номинантов заявляет, что смог бы найти общий язык с президентом России.

Дональд Трамп, кандидат на пост президента США от Республиканской партии: «Я бы смог поладить с Путиным. И это сделало бы мир более стабильным».

На этих дебатах он установил персональный рекорд – говорил больше всех кандидатов вместе взятых. Если бы 228 лет назад среди отцов-основателей был Трамп, Конституция США представляла бы собой многотомное издание. Между тем его красноречие слегка поблекло под неожиданно резким напором единственной дамы из числа республиканских претендентов на президентское кресло. Рейтинг Карли Фиорины после дебатов, а она новичок в таких играх, подпирает трамповский. Хотя к диалогам она явно не склонна, и вообще, неприлично много для женщины знает о том, где базируется Шестой флот США.

Карли Фиорина, кандидат на пост президента США от Республиканской партии: «Я бы усилила 6-й флот США, немедленно восстановила противоракетную оборону в Польше, я бы начала агрессивные военные учения в странах Балтии, я бы отправила еще несколько тысяч солдат на базы в Германию – Владимир Путин понял бы намек».

Вот так возможный президент собирается решать вопросы международной политики. То же самое, видимо, будет и с политикой внутренней. Во всяком случае, та самая прослушка, которую после окончания «Патриотического акта» продлили до декабря, при Фиорине явно рискует стать бессрочной.

Джимми Вашингтон, житель Нью-Йорка: «Они прослушивают наши телефоны, они знают, где мы находимся, камеры везде установлены. Вон!»

Остальные 14 республиканских кандидатов тоже не прочь «прислушаться» к своим гражданам с помощью ЦРУ. Привет Первой поправке. А заодно и Четвертой - о «праве народа на охрану личности, жилища, бумаг и имущества от необоснованных обысков и арестов».

Джейсон Хиртлер, политолог, журналист: «Люди в Америке сейчас находятся под влиянием самой сильной пропаганды за всю свою историю».

Политолог Джейсон Хирзлер считает, что любая избирательная кампания и особенно эта – часть хорошо отлаженной пропагандистской доктрины Соединенных Штатов.

Джейсон Хиртлер, политолог, журналист: «Читаете ли вы NYTimes, Fox News, Washington Post, вы сталкиваетесь с необъективной и предвзятой точкой зрения, которую диктуют действующая администрация и Пентагон. Американцам очень сложно найти чистую, объективную информацию о том, что происходит в мире».

У американских журналистов сейчас ситуация – не позавидуешь, считает политолог: с одной стороны – давление со стороны тех, кто заказывает музыку, с другой – попрание все той же Первой поправки к Конституции, которая гарантирует работникам СМИ неприкосновенность. Ведь согласно новому «Руководству ведения боевых действий» Министерства обороны США корреспондентов теперь можно брать в плен. И даже убивать. Правда, Пентагон говорит, что речь о террористах и шпионах, которые используют репортерскую работу как прикрытие. Но кто там, в горячке будет отличать журналистов от боевиков.

Джеффри Нельсон, журналист: «Толкователи Конституции, особенно из Республиканской партии, так интерпретируют ее, чтобы лимитировать изменения. И это большая проблема. А наше поколение пассивное какое-то. Мы почти не реагируем».

Президентская кампания в США дала резвый старт, однако о законе, который самым непосредственным образом регулирует избирательный процесс, почему-то вспоминают редко. Согласно 12-й Поправке к Конституции, Президента США избирает так называемая Коллегия Выборщиков – ведь выборы в Америке непрямые. Все довольно сложно, сами американцы в тонкостях не могут разобраться. Но до выборов далеко. А происходящее на данном этапе - обычное шоу. На массового потребителя. Так считает политолог Дмитрий Михеев.

Дмитрий Михеев, бывший старший научный сотрудник Гудзоновского института Стратегических исследований США: «Это олигархическая демократия. Несколько тысяч людей из бизнеса, из военно-промышленного комплекса, религиозные деятели. А народ должен свято верить, что это он избирает главного человека в стране».

Некоторые из отцов-основателей американского государства, в принципе, так и считали: при прямых выборах большинство голосов будет принадлежать не тем, кого можно отнести к просвещенному населению, а массам, что в конце концов повредит демократии. А для масс ведь всегда есть красивая, но уже во многом бессмысленная обертка в виде давно выцветшей Конституции США.


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ