От первого лица

27.09.2015

При всем богатстве этой недели на события, все-таки стоит признать, что все внимание мировой политики именно сейчас перемещается в Нью-Йорк, где уже начала работу юбилейная, 70-я сессия Генассамблеи ООН. Как известно, у России в этих торжествах особая роль, просто потому, что Россия как правопреемница Советского Союза является страной-основателем этой теперь столь влиятельной организации. Завтра в Нью-Йорк приезжает российский президент. По традиции перед своим визитом Владимир Путин дал большое часовое интервью американской прессе. Его покажут на всю Америку сегодня вечером (когда у нас уже будет глубокая ночь), но у нас есть возможность процитировать его уже сейчас. Что, как мне кажется, важно. То, что это первая встреча Путина с американским зрителем за несколько лет (последний раз это было большое интервью Ларри Кингу). А второе, получается именно журналисты первыми начали ломать этот нарощенный специально (именно в той стороне океана) лед в российско-американских отношениях, и интерес к России и ее лидеру по-прежнему велик. Итак, большой разговор о большой политике с лидером сильной страны в обзоре Игоря МАКСИМЕНКО.

За право провести интервью с российским президентом накануне его визита в штаб-квартиру ООН бились самые популярные американские телеканалы. Схватка шла, как обычно, между влиятельнейшими CNN и Fox News. Но Владимир Путин в итоге выбрал популярную в США программу «60 минут».

Корпорация CBS – один из трех китов американской телеиндустрии. Но политики этот канал не очень жалуют - за действительно независимую позицию. Зато простые американцы обожают. Этим, скорее всего, и объясняется выбор Путина – общаться интереснее с политически неангажированным собеседником, а не с продемократическим CNN или прореспубликанским Fox News.

Собеседник Владимира Путина - известный американский журналист Чарли Роуз. Они знакомы. Нынешним летом Роуз вел пленарное заседание с участием российского президента на Петербургском экономическом форуме. Вел жестко, напористо, с явно обвинительным уклоном в адрес нашей страны. Тем удивительнее оказались высказывания Роуза после форума - о России, ее отношениях с Европой и США, взаимных санкциях и о Путине лично.

В контексте

25.09.2016

Генассамблея ООН: кому работа, кому тусовка

Чарли Роуз, ведущий телеканала CBS: «В конечном счете, он хочет диалога. Для меня это было главным выводом дискуссии. Я побеседовал со многими – начиная с тех, кто хорошо разбирается в России, до министров иностранных дел, обороны и советников по национальной безопасности. Абсолютно все, с кем я говорил, заявляли мне: «Мы хотим знать, как выбираться из этих неприятностей. Сейчас самое время спросить мнения Путина». И, как мне кажется, он требует диалога и сотрудничества – чтобы Россия чувствовала, что с ней общаются, как с партнером. Вот какую точку зрения отстаивает Россия. Путин – интересный человек».

Если судить по тем небольшим фрагментам нынешнего интервью Роуза с российским президентом, которые CBS уже выложила в Интернет, разговор получился довольно содержательным. Но, как и ожидалось, при всей возникшей у журналиста симпатии к России, вопросы он стремился задать острые. Как принято говорить, с подковыркой. Например, Роуз поинтересовался, как Путин относится к тому, что некоторые его называют царем.

Чарли Роуз, ведущий телеканала CBS: «Некоторые называют вас царь».

В ответ президент искренне посмеялся и ответил русской поговоркой: хоть горшком называйте, только в печку не ставьте. И продолжил – не важно, как тебя называют со стороны, главное – что ты сам думаешь о том, что нужно сделать для своей страны, если тебе доверили быть главой российского государства.

Личный вопрос, судя по всему, стал прелюдией для разговора о предстоящем выступлении Владимира Путина на Генеральной Ассамблее ООН. Российский президент впервые за последние 10 лет примет участие в заседании этого международного органа. Всех тезисов своей будущей речи Путин, конечно, не раскрыл. Но не стал утаивать, что использует эту возможность, чтобы донести миру мнение России по ключевым проблемам глобальной политики.

Владимир Путин: «Нужно будет воспользоваться этой трибуной международной для того, чтобы дать российское видение сегодняшним международным отношениям и будущего этой организации и мирового сообщества».

Конечно, главная тема предстоящих дискуссий в ООН – борьба с террористическим Исламским государством. Международная коалиция во главе с Соединенными Штатами с этой задачей - определенно - не справляется. К бессилию теперь добавилась суета: на Западе не знают, как реагировать на то, что Россия еще больше обозначила свое присутствие в Сирии, заметил в разговоре Чарли Роуз. Путин спокойно объяснил собеседнику.

Владимир Путин: «Что касается, как вы сказали, нашего присутствия в Сирии сегодня, то оно выражается в поставках оружия сирийскому правительству, в обучении персонала, в оказании гуманитарной помощи сирийскому народу. Мы исходим из Устава ООН, то есть, из основополагающих принципов сегодняшнего международного права. Согласно которым, помощь та или иная, в том числе и военная помощь, может оказываться только легитимным правительствам тех или иных стран с их согласия или по их просьбе. Либо по решению Совета Безопасности ООН».

Кому и как помогать – главная причина разногласий между Россией и США в сирийском вопросе. По мнению Путина, разрешить кризис можно только сотрудничая с нынешним законным правительством Башара Асада, а не борясь с ним. При этом, конечно, нужно убедить его провести реформы и вступить в диалог со здоровой частью оппозиции.

США же настаивает на свержении сирийского лидера и передачи власти его оппонентам, которых американцы контролируют, направляют и обучают. Правда, ученики чаще всего быстро предают своего учителя и объявляют ему кровавый джихад под знаменами ИГИЛ. О таких фактах и в самих Соединенных Штатах уже громко и открыто говорят, напомнил интервьюеру российский президент.

Владимир Путин: «Вы же лучше меня знаете о слушаниях, которые недавно прошли в Конгрессе и где военные отчитывались перед сенаторами о том, что сделано США для подготовки боевой части оппозиционных сил. Ставилась цель сначала подготовить 5-6 тысяч бойцов, потом 12 тысяч. В результате выяснилось, что подготовили всего 60, а с оружием в руках сейчас борется 4 или 5 человек. А все остальные просто перебежали с американским оружием в ИГИЛ».

Сирийский вопрос станет одной из главных тем не только на Генеральной ассамблее ООН, но и на встрече Владимира Путина с Бараком Обамой. Двум главным мировым державам необходимо срочно договариваться. Примеры Ливии и Ирака, вмешательство в дела которых со стороны Запада привели к полному хаосу и фактическому развалу этих стран, должны убедить США изменить отношение к правительству Асада. Иначе, и в Сирии к власти придут неуправляемые структуры, уверен российский президент.

Владимир Путин: «Мы поддерживаем исключительно легальные государственные структуры. И в этой связи мы предлагаем сотрудничество и странам региона. Мы пытаемся создать некую координационную структуру. Мы проинформировали об этом США. Мы будем рады, если мы найдем общую платформу для совместных действий против террористов».

И в этом может помочь то, что так нравится российскому президенту в американцах и о чем он тоже сказал в интервью теперь уже знатоку России Чарли Роузу. А именно – творческий подход к решению любых, даже невероятно сложных проблем. Умение разделять дело и амбиции. Ведь уже сколько раз наши страны, отставив в сторону разногласия, договаривались и сообща решали проблемы, которые несли угрозу всему миру. Почему бы это не сделать в очередной раз?


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ