Здравые сомнения

11.10.2015

Тема конфликта на Украине неизбежно будет снова на первых полосах всех мировых газет на следующей неделе. Потому что именно этот конфликт стал первопричиной авиакатастрофы под Донецком. Амстердам пообещал, наконец, опубликовать итоговый доклад о причинах крушения Boeing рейса MH-17. Дата определена – вторник, 13 октября. Но уже сегодня именно гибели «Боинга» посвящен аналитический материал свежего номера ведущей малазийской газеты New Straits Times. Нидерланды, координирующие Совместную следственную группу по малайзийскому Boeing, игнорируют «всестороннюю информацию, которую предоставляет Россия», - пишет в воскресенье газета. Отчета Совета безопасности Нидерландов о причинах авиакатастрофы «Боинга» МН-17 ждут во многих странах и с разными чувствами. Важно напомнить: цель этого расследования на данном этапе — не столько установление виновных, сколько изложение технических аспектов происшедшего. Но объективность именно этих выводов весь год вызывает вопросы экспертов. Оставим даже за скобками тот факт, что Нидерланды не являются ни государством регистрации уничтоженного «Боинга», ни государством эксплуатантом — таковым является именно Малайзия. Принципиальным остается вопрос: по какому принципу комиссия собирала доказательства и работала с ними, всё ли она сделала, чтобы установить истину? Или зашкаливающая политизированность этой трагедии лишила это разбирательство смысла и объективности. «Особую озабоченность у России вызывает тот факт, что был проигнорирован один из базовых принципов расследования воздушных инцидентов - последовательность заключений», - цитирует издание замглавы Росавиации Олега Сторчевого. К работе западных экспертов есть вопросы, утверждают авторы этой статьи. Комиссией были проигнорированы и результаты расследования российских специалистов. До объявления результатов остается менее двух суток, а между тем еще в середине сентября Росавиация направила в Амстердам, в штаб-квартиру ICAO (Международной организации гражданской авиации) и в совет безопасности Нидерландов почти 50-страничное письмо с выводами и фактами. По следам этой статьи Елена НОРКУНАЙТЕ снова анализировала этапы работы российской комиссии и выводы экспертов.

В ближайший вторник в Гааге обнародуют результаты расследования голландской комиссии о причинах крушения малазийского «Боинга». Но принесет ли итоговый отчет миру правду о страшной катастрофе? И будет ли он полностью объективным и беспристрастным? Россия, одна из первых стран, входящих в международную организацию гражданской авиации, официально высказала замечания по ходу расследования. Ведь именно российские профи следили за действиями коллег буквально с самого первого дня, - сначала с удивлением, потом с негодованием.  

Олег Смирнов, председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора, заслуженный пилот СССР: «Всё расписано. Ума нет - читай и пальчиком води: первое, второе, пятое, десятое, двадцатое, что надо сделать. Всё было нарушено, и тела валялись в степи без присмотра, на них падали снаряды; 13-го мы получим документ, мягко говоря, неполноценный».

Чтобы спасти международное расследование, российские военные опубликовали данные объективного контроля, причем не только за 17 июля, - никто больше так не поступил. Украина и США ничем существенным с голландскими следователями так и не поделились. Российские специалисты корпорации «Алмаз-Антей», производителя тех самых «Буков»,  провели собственные испытания, чтобы определить вид ракеты и возможное место, откуда стреляли, если это был действительно зенитно-ракетный комплекс их производства. А ведь это тоже еще большой вопрос. Более того, корпорация пошла на беспрецедентный шаг и рассекретила данные об этом виде вооружения. 

Михаил Чекмасов, начальник 4-го управления ГОУ Генерального штаба ВС РФ (2013-2015 гг.), контр-адмирал запаса: «Я знаю, что некоторые специалисты и «Алмаз-Антея», и научно-исследовательского института ВВС вылетали в Голландию в качестве экспертов, однако мнение российских специалистов в Голландии не учитывалось. Они не привлекали необходимых специалистов для расследования этой трагедии и, соответственно,  у них будут  проблемы».

А проблемы уже есть. Благодаря утечке информации из ИКАО, весь мир сейчас узнал о явных промахах голландской комиссии. Например, о нелогичности выводов. «Алмаз-Антей» и Министерство обороны России независимо друг от друга определили расстояние, на котором мог быть совершен подрыв - чуть более полутора метров от кабины пилота. Тогда как голландские следователи настаивают на 4 метрах, причем, без всяких на то оснований. Не удивительно, что Россию беспокоит такая странная работа, и в официальном письме Федеральное агентство воздушного транспорта обращает внимание президента ИКАО на то, что следствие по делу крушения «Боинга» велось с грубейшими нарушениями. Причем, с самого начала.

Рубен Есаян, начальник Лётно-испытательного центра Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации: «По всем международным правилам, а Украина входит в ИКАО, если на территории любой страны произошла катастрофа, та страна организует комиссию с привлечением потерпевшей стороны и обеспечивает всю безопасность этого участка, где упали обломки, но мы с вами прекрасно помним, что украинская боевая авиация, СУ-25, это штурмовики, утюжили это место, где лежали обломки».

Стоит ли удивляться, что голландские следователи неделю назад собрали только часть салона бизнес-класса и кабину пилотов, а невероятное количество обломков сбитого «Боинга» до сих пор на месте катастрофы. Контур самолета уже никогда не будет воссоздан, да и что это за поражающие элементы, представленные в предварительном  отчете, видимо, так и останется загадкой. Поскольку  иностранные эксперты не сочли нужным допросить украинского летчика Волошина, который летал в тот день в районе катастрофы и вернулся на базу с израсходованным боекомплектом. И будто не услышали версию российского Генштаба, о том, что «Боинг» мог быть сбит ракетой Эр-60 «воздух-воздух».

Александр Лузан, заместитель начальника войск ПВО СВ СССР (1982-1992 гг.), генерал-лейтенант в отставке: «В подтверждение этой версии он привел и фотоснимки со спутников, и показал места дислокации БУКов в районе этой катастрофы, и показал «Боинг» в полете, и показал СУ-25 в полете».

298 человек, из них 195 голландцев. И 15 месяцев расследования. Нидерланды, как страна, возглавляющая расследование, должна, казалось, быть первой заинтересована найти истину. Ведь предварительные выводы голландцев, опубликованные год назад, были вообще без какой-либо конкретики. 

Олег Смирнов, председатель комиссии по гражданской авиации общественного совета Ространснадзора, заслуженный пилот СССР: «Промежуточный документ, который голландская комиссия направила в СМИ и Интернет, вы его знаете, он был жалок, не профессионален и ни о чем не говорил, а они уже проработали к этому времени больше полугода».

Упущенное время, игнорирование вещественных доказательств и фактов, явная предвзятость расследования - все это наводит на мысль о политической подоплеке всего этого процесса. 193 страны состоят в Международной организации гражданской авиации, и на глазах у всех расследование авиакатастрофы проходит так безобразно и цинично – удивляются эксперты. И хотя ждать оглашения окончательного доклада осталось совсем недолго, вот только окажутся ли выводы следствия действительно беспристрастными, и будет ли в этот день названа истинная причина страшной катастрофы под Донецком? Надежды на это почему-то остается все меньше и меньше.


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ