Политолог Александр СОТНИЧЕНКО: «Европа будет расшатываться терроризмом».

15.11.2015

Европе брошен вызов. Но каким будет ответ, если будет вообще?

Приглашаем  к разговору нашего сегодняшнего эксперта - известного политолога, специалиста по Ближнему Востоку Александра СОТНИЧЕНКО.

Александр Анатольевич, здравствуйте!

Александр Сотниченко: Здравствуйте!

Ника Стрижак: Как вы полагаете, я уже цитировала сегодня фразу Президента, вот поймут они его вопрос, тем более, что он ведь не философский, а очень конкретный: «Вы понимаете, что вы натворили?»

Александр Сотниченко, доцент кафедры теории и истории международных отношений СПбГУ: Вряд ли они понимают. Потому что, во-первых, Франция давно уже находится в фарватере внешней политики Соединенных Штатов Америки. Это началось еще с того самого Саркози, которого недавно вы хвалили в этой передачи, но продолжается и сейчас тоже. Франция активно поддерживала различные террористические организации в Сирии, и сейчас, конечно, может быть, осознание и приходит. Осознание приходит в первую очередь к электорату Мари Ле Пен, однако, вряд ли Франция сейчас резко изменит свою политику. Хотя, посмотрим, вот сейчас будет саммит «Большой двадцатки» в Анталии. Я думаю, что Путин сделает предложение еще раз всему международному сообществу создать единую коалицию, которая уже не будет разбираться в сортах террористов.

Ника Стрижак: Но как вы предполагаете, удастся ли действительно сейчас в Анталии решить этот вопрос? Согласятся ли?

Александр Сотниченко, доцент кафедры теории и истории международных отношений СПбГУ: А вот я думаю, что нет. Потому что Европа все-таки не совсем независима в своей внешней политики, она подчиняется Соединенным Штатам Америки, а вот у Соединенных Штатов Америки, как раз есть свои цели на Ближнем Востоке, и это отнюдь не установление там порядка.

Ника Стрижак: А вот, как вы относитесь, смотрите, глава разведки Турции предложил признать уже ИГИЛ, ну раз оно существует, давайте мы его признаем официально?

Александр Сотниченко, доцент кафедры теории и истории международных отношений СПбГУ: Значит, еще раз, и еще раз говорю, и уже статьи по этому поводу писал в разные газеты и так далее. Есть сайт AWD News, он зарегистрирован в Германии, он специализируется на разжигании российско-турецкой розни. Он неоднократно писал статьи, например, там, что Путин в телефонном разговоре с Эрдоганом назвал Эрдогана земляным червяком и пообещал, там, ему войну. Что Путин, там, обещал Турции кровавый ад в Сирии и так далее, и так далее. Сейчас якобы глава турецкой разведки пообещал признать ИГИЛ и пригрозил России. Это уже повторяется, по-моему, уже в пятый или шестой раз. И такие статьи выходят со ссылками на несуществующие источники, в частности эта статья со ссылкой на несуществующие сообщение в турецком агентстве Anadolu, и со ссылкой даже на комментарий несуществующий профессоров, турецких экспертов. Это чисто идет война информационная, война против России, чтобы поссорить Россию.

Ника Стрижак: Почему против России? Это же не сказано, что пусть Россия признает ИГИЛ. Это просто фэйк, вброшенный в мировое пространство, так?

Александр Сотниченко, доцент кафедры теории и истории международных отношений СПбГУ: Это фэйк не первый, я уже говорил. Этот фэйк настроен, именно на то, чтобы поссорить Россию и Турцию.

Ника Стрижак: Хорошо, но если вернуться к проблеме ИГИЛ, которая очень серьезна, и к отношениям политиков Европы и США. Как вы полагаете, вот сколько еще должно погибнуть людей, простите меня за такой вопрос, чтобы мировые лидеры перестали пиариться перед камерами, а действительно начали решать, когда и как уничтожить врага?

Александр Сотниченко, доцент кафедры теории и истории международных отношений СПбГУ: Ну, все зависит от того, опять же, мы не можем считать жертвы, все зависит от того, когда Европа, вдруг, почувствует себя действительно независимой, создаст свои собственные представления о том, что ей нужно на Ближнем Востоке и в целом в Евразии. И начнет вести самостоятельную политику.

Ника Стрижак: Но ведь враг опасный, вы много занимаетесь этим вопросом, вот как его можно победить? Как его можно напугать? Какова психология этого врага? Он же по сути смертник…

Александр Сотниченко, доцент кафедры теории и истории международных отношений СПбГУ: Значит, победить этого врага можно только в союзе с региональными силами, которые уж точно заинтересованы в стабильности в регионе. Вот, например, Соединенные Штаты они не заинтересованы в стабильности в регионе. Вот сейчас идут активные дебаты перед президентскими выборами в США и большинство кандидатов говорит, что наша задача – это сохранение лидерства Соединенных Штатов Америки в мире. А для того, чтобы сохранить лидерство нужно, чтобы новые лидеры на территории на Евразии не появились. Что нужно сделать, чтобы новые лидеры не появились? Нужно чтобы большинство акторов в Евразии воевали друг с другом. Чтобы шииты воевали с суннитами. Чтобы русские убивали русских на Украине. Чтобы европейцы, там дрались как-то друг с другом. Или же занимались проблемой нелегальной миграции. Поэтому единственное, что можно сделать, это объединить усилия тех, кому действительно нужна стабильность. Которые действительно не заинтересованы в том, чтобы миллионы мигрантов приезжали в Европу. С миграционным кризисом справиться очень просто, для этого нужно всего лишь создать нормальные условия для людей в Сирии, а для этого там нужно установить мир.

Ника Стрижак: Но, смотрите, все равно, мы сегодня говорим о Париже, мы сегодня говорим, что это беда, это зло уже живет. И неважно живет оно месяц или оно живет уже много лет, и давно имеет французский паспорт. И как с такими людьми поступить?

Александр Сотниченко, доцент кафедры теории и истории международных отношений СПбГУ: С такими людьми нужно как-то в самой Франции изменять политику, раз старая политика не работает. Во-первых, конечно, нужно действительно, чтобы Франция серьезно занималась установлением именно мира на других территориях. На территориях Африки, на территориях Ближнего Востока, а не поддерживала различные виды террористов, которые лишь усугубляют конфликт. А в самой Франции, ну, это нужно проводить, какую-то работу, значит о том, что политика мультикультурализма не работает. Нужно каким-то образом через образовательную систему влиять на тех людей, которые туда приезжают.

Ника Стрижак: Последний, короткий вопрос. Если это зло не остановить сейчас, что мы будем иметь через год?

Александр Сотниченко, доцент кафедры теории и истории международных отношений СПбГУ: Ну, через год не знаю, что мы будет иметь, я тут не собираюсь делать прогнозы, но, тем не менее, все идет к тому, что Европа будет расшатываться, вот этим самым терроризмом. Уже сейчас Франция закрывает свои границы – это серьезный вызов Шенгенскому соглашению и Европейскому союзу как единому пространству.

Ника Стрижак: Я благодарю Вас, Александр Анатольевич. Спасибо, что принимали участие в нашей беседе. Спасибо.


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ