G20: Главные темы

15.11.2015

И вот в такой трудный момент в турецкой Анталии начинает работу ежегодный саммит «Большой двадцатки». Все понимают, что ситуация как никогда серьезная. То, что главными темами саммита станут конфликт на Ближнем Востоке и угроза международного терроризма, было известно заранее. Такую повестку работы саммита верстала Турция как принимающая сторона.

Но события в Париже - будто крик о том, что война вышла за границы востока, что проблеме уже нужны не обсуждения, а решения.

И, кстати, то, что именно Турция принимает высокие делегации, делает проблему особенно острой.

Конечно, год назад, когда Турция получила из рук Австралии право провести саммит двадцатки, никто не знал, что страна-хозяйка сама внутри столь взрывоопасной ситуации. Для Турции сирийский конфликт рядом - рукой подать. К тому же, Турция член коалиции, ее базы отданы США. Но главное, она очень уязвима: именно через Турцию сегодня идут в Европу толпы беженцев и именно Турцию сегодня используют как одну из перевалочных баз террористы из разных стран.

 Все говорит о том, что саммит может стать как никогда актуальным и своевременным. Но в какой обстановке начинают работу лидеры 19 стран, достаточно ли безопасно в самой Турции?

Заборы. Вот что первым бросается в глаза, в том районе Антальи, где проходит в этом году саммит «Большой двадцатки». Ограждения имеют разную высоту, разную конструкцию, многие украшены яркими баннерами, но заборы повсюду, они тянутся на десятки километров, подчеркивая беспрецедентные меры безопасности, на которые пришлось пойти властям Турции. Все это учтено и установлено еще до терактов во Франции. Заборы раздвижные делят зону саммита на сектора, заборы составные - ограждают большую двадцатку от посторонних. Заборы с баннерами скрывают от участников саммита то, что было недостроено. Хотя, и очень старались. Прилетая в Анталью делегаты видят перед собою большой пустой терминал аэропорта, потом - тот самый бесконечный забор  - дорога от аэропорта до зоны саммита огорожена на всем протяжении, а это более 30 километров. Трасса, к тому же перекрыта. 

В контексте

02.12.2018

Саммит «большой двадцатки» в Аргентине.

Мэедэрес Тюрэль, глава мэрии Анталии: «Цель всех спецслужб - обеспечить безопасность на этом саммите. Ожидается, что включая СМИ, мероприятие посетят около 13 тысяч человек. Работать над безопасностью при этом будут 12 тысяч сотрудников полиции и спецслужб».

Получается на одного участника саммита приходится 1 охранник. Добавьте к этому многочисленный персонал отелей, где живут и проводят встречи гости, и окажется, что территория саммита это по сути небольшой город, который неделю живет по своим законам и в своем ритме. 

Корхан Гез, волонтер: «Мы долго готовились к этому саммиту. Сейчас наша главная цель - достойно всех встретить и чтобы все прошло без происшествий».

 На две недели город Белек провинции Анталья превратился в неприступную крепость. Несколько десятков квадратных километров побережья превратили в красную зону. Вход или въезд - только для аккредитованных лиц, повсюду камеры, в том числе с системой распознавания лиц. Участников саммита разместили в 4 десятках гостиниц. У каждого отеля - еще тройное кольцо охраны - по периметру территории, вокруг здания и внутри. Глав делегаций доставляют из аэропорта по морю и по воздуху. За воздушную безопасность, кроме вертолетов, отвечают несколько истребителей, они дежурят на авиабазе в 22 километрах от места проведения саммита. Время реагирования 10 минут. С моря глав государств охраняют несколько катеров и отдельно - эсминец "Росс". Вот, он на дальнем рейде. Корабль американский. На нем приготовлена каюта для Барака Обамы, если он посчитает что на суше ему все-таки небезопасно. В Турции, хоть и союзнице США по НАТО, далеко не все американцев любят. В прошлом году, когда тот же эсминец «Росс» стоял в Стамбуле на трех моряков напали патриотично настроенные молодые люди. 

Протестующий: «Янки гоу хоум».

 С тех пор на берег лишний раз американские моряки не сходят, а для Барака Обамы, как сообщают турецкие газеты - на специально приготовленной вилле на территории отеля Регнум, вставили пуленепробиваемые окна. Не ему одному. Точно также защитили виллу для короля Саудовской Аравии. Он же решил затмить всех других гостей Анталии размахом и роскошью - снял полностью - самый дорогой отель на побережье, всё тот же Мардан Палас, а из аэропорта саудовская делегация выехала на 60-ти бронированных мерседесах, по спецдороге. А это другая дорога, которая тоже ведет в город Белек, столицу саммита. На обочине один из немногих сохранившихся лагерей беженцев - нелегальный, конечно. Окрестности красной зоны,  естественно, зачистили, но таких палаточных городков и без того было слишком много. Два миллиона двести тысяч сирийцев бежали в Турцию с начала конфликта. Большинство не знают турецкого языка и абсолютно беспомощны. 

Беженец: «Я плохо говорю по-турецки, муж говорит, но он сейчас в городе».

 Город - это Анталия, столица одноименной провинции. Здесь на улицах теплая размеренная средиземноморская осень. В центре не видно никаких признаков ни самого саммита, ни волны беженцев. Но это в центре, стоит отъехать на торговую окраину и все становится на свои места - мужчины на обочине - дежурят в поисках хоть какой-нибудь работы. Завидев камеру, разбегаются - большинство находятся здесь нелегально. Но узнав, что мы из России и не собираемся сообщать о них полиции - разговорились.

Беженец: «Мы беремся за любую работу, но некоторые работодатели узнают, что мы сирийцы и просто выгоняют и не платят, а мы ничего не можем сделать». 

Сирийцы обступили нас со всех сторон и, перебивая друг друга, еще долго жаловались на разруху у себя на родине, на бесчинства исламистов. Мы едва вышли из толпы. Сели в машину и тут же к нам подошел человек в штатском. 

Виталий Воронин, корреспондент: «Пятый канал. Россия. Мы на саммите работаем».

Проверка документов началась из-за того, что сирийцев собралось вокруг нас около 30 человек. А на время проведения саммита в городе ввели жесткие ограничения - никаких собраний, митингов, акций протеста, раздачи листовок. Антиглобалисты ранее заявляли, что готовы собрать до 30 тысяч в Анталии. Но мы видим, как серьезно настроены турецкие власти, а потому уверены - беспорядков они не допустят. Слишком важен для них этот саммит.

Владимир Жаров, бизнесмен, житель Анталии: «Для Турции саммит, безусловно, важен, ведь вся политика Турции и этого правительства и предыдущего направлена на открытие Турции миру». 

Турции слишком хорошо понимают, что главная угроза для страны, так же как и для всего мира – терроризм. Каждый год от рук фанатиков тут гибнут люди, но 2015-тый войдет в историю как самый кровавый - месяц назад во время митинга в Анкаре погибли 95 человек. После этого полиция провела беспрецедентные рейды, в той же Анталии было задержано 20 человек, симпатизирующих Исламскому государству.

Фарид Али Заде, специалист кафедры международных отношений университета Акдениз: «Я не думаю, что это боевики, скорее сочувствующие, которые симпатизируют».

Власти Турции еще до событий во Франции говорили, что проведут самый безопасный саммит в истории G20. А когда мы уточнили у организаторов: «Будет ли усиление после Парижской трагедии?» - нам ответили: «усиливать просто некуда. Сорвать  работу саммита не получится.»  

Давид Якобашвили, вице-президент российского союза промышленников и предпринимателей, бизнесмен: «Все огорчены, я узнал, как только сели за компьютер, мы сразу же увидели. Большущая трагедия, всю ночь смотрели телевизор. Весь народ потрясен».

Каждое выступление здесь начинается со слов соболезнования и  поддержки Франции. Мне показалось, что атаки в Париже не напугали, а добавили решимости участникам саммита. Общая угроза расставляет новые приоритеты.

Александр Шохин, президент российского союза промышленников и предпринимателей: «Лидеры должны второстепенные приоритеты и амбиции, будь то судьба Асада, отодвинуть на второй и на третий план. А реальная борьба с терроризмом на Ближнем Востоке, так и в государствах членов G20 должна стать главным приоритетом».

Здесь в Анталии созданы, пожалуй, идеальные условия для того, чтобы самые влиятельные люди планеты могли договориться по самой острой проблеме наших дней. Отличная погода, отменный сервис в самом безопасном, по заявлениям турецких властей, месте на планете. Могут помешать только амбиции и время: на принятие решений есть 36 часов. 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ