Удар в спину

29.11.2015

Начнем с самого резонансного и трагического события недели - атаки турецких ВВС на российский бомбардировщик СУ-24, которая привела не только к гибели наших военнослужащих, но и к последствиям, масштаб которых даже сегодня трудно просчитать до конца. Во вторник утром наш самолет был сбит. Он упал на территорию Сирии в четырех километрах от границы и менее, чем в сотне километров от нашей базы в Латакии. Никакой угрозы государству Турция он не представлял. Это было обычное боевое задание в рамках спецоперации по борьбе с террористами ИГИЛ, которую российские ВКС уже два месяца выполняют в Сирии. Более того, на момент атаки наш СУ уже возвращался на базу. Ракета ударила ему в хвост. В спину.

Сегодня мы будем разбирать этот инцидент в подробностях. Потому что вопросов очень много. Почему Турция на это пошла? Есть ли у Эрдогана скрытые причины вот так развернуть весь ход такого шаткого мирного процесса по Сирии? Как Россия будет отвечать на этот удар? И как теперь Турцию будут выгораживать НАТО и США? Но сначала давайте поймем, что именно случилось. Восстановим хронологию событий этого вторника: сначала в небе, а потом спасательной операции на земле. Соберем все детали этого инцидента, который стал неожиданным для всех, но только не для турецких телевизионщиков, которые почему-то в это утро уже стояли наготове.

Слово нашему специальному корреспонденту в Сирии Анатолию МАЙОРОВУ.

В авиации нет «последнего», есть «крайний». Но сейчас не тот случай. Свою последнюю посадку на аэродроме Хмеймим совершает фронтовой бомбардировщик СУ-24 с бортовым номером 83. Этот тот самый борт, который спустя несколько дней будет сбит турецким истребителем. Редкие кадры. За 2 месяца операции в сирийском небе 83-й по непонятным и почти мистическим причинам попал в кадр всего несколько раз. На посадке. На стоянке - за проходящим мимо 79-м номером - и вдалеке, на заднем плане - с открытым фонарем. Как будто знал, что во вторник, 24 ноября о нем напишут хронику пикирующего бомбардировщика.

Утром, в 9 часов 42 минуты по Москве, пара Су-24 взлетела с аэродрома российской авиагруппы в Сирии. Каждый самолет нес по 4 осколочно-фугасных бомбы, которые должны были упасть в горном районе северной Латакии. Через 20 минут после взлета летчики получили приказ на уничтожение позиций боевиков, сбросили по 2 снаряда и, развернувшись через левое крыло, зашли на оставшиеся цели. 83-й борт под командованием подполковника ВКС Олега Пешкова шел последним в паре.

В контексте

11.02.2018

Последний бой Романа Филипова: раненный русский лётчик в окружении боевиков выбрал смерть, но не сдался. Почему он не мог поступить иначе?

Виктор Бондарев, главнокомандующий Воздушно-космическими силами РФ: «В процессе нанесения удара по цели, расположенной на удалении 5,5 километра к югу от госграницы Турции, в 10:24 экипаж подполковника Пешкова выполнил бомбометание, после которого был сбит ракетой "воздух-воздух" самолетом F-16 турецких ВВС».

Как только об этом стало известно на базе Хмеймим, в небо сразу же поднимается поисково-спасательная группа. Вертолет МИ-8 в сопровождении ударного МИ-24 с морскими пехотинцами уходит в горы северной Латакии - до места крушения нашего самолета 10 минут полета максимум. Но в это время катапультировавшихся летчиков боевики расстреливают прямо в воздухе.

Боевик: «Медленнее! Не торопись!»

Купол парашютов неуправляемый, пилоты могут лишь смотреть на то, как с земли их расстреливают из крупного калибра. Ответить нечем - в разгрузке только пистолет Стечкина. Автомат Калашникова - в аварийном модуле, который висит под ногами на стропе. Понятно, что эти нелюди, палящие по абсолютно беспомощным пилотам со станковых пулеметов с ноги, видимо, для упора, никогда и не слышали ни о каких конвенциях.

Боевик: «Русский! Это русский! Кто его принес? Мы привезли на машине 10 бригады. Мы сначала хотели его сжечь прямо там».

Когда одна группа обезумевших от крови террористов делала сэлфи у тела убитого командира Пешкова, вторая группа боевиков расстреливала спасательный вертолет Ми-8. Смертельное ранение в шею получил морпех Александр Позынич, уцелевший экипаж рассредоточился на местности и держал круговую оборону до эвакуации. Уже пустой борт, совершивший аварийную посадку, из противотанковых американских установок, добили террористы. Это был уже третий расстрел в упор за последний час. Сейчас уже ясно: всё, что происходило во вторник в сирийском небе и на сирийской территории - сценарий, написанный турецкими властями.

Все началось в 9.42, когда пара российских Су-24 взлетела с аэродрома под Латакией. Известно точно, что турецкая ракета ударила в заднюю полусферу нашего бомбардировщика, вот в эту область, где расположено сопла двигателей с максимальной тепловой температурой, на которую реагируют турецкие ракеты с головкой самонаведения. Скорее всего, взрыв произошел в 10 метрах от этого места. Непонятно, почему наши пилоты не смогли воспользоваться тепловыми ловушками, которые в этом самолете установлены в хвостовой области сразу над отсеком с тормозными парашютами. Почему не отстрелялись и не попробовали обмануть турецкую ракету?

Система оповещения в кабине Су-24 была настроена на удар с земли, поскольку самолет обнаружили турецкие системы ПВО, и наши летчики по исходящему лучу это прекрасно знали. Они знали и о появлении истребителя F-16, который имитировал стандартный облет турецких госграниц. Так же как турецкие радары - якобы просто сканировали небо на сопредельной территории. Со стороны это казалось выполнением обычного военного регламента Турции. Но капитан Олег Пешков и штурман Константин Мурахтин и не догадывались, их координаты с земли передают пилоту F16, который преднамеренно не включал режим захвата цели до последнего момента. Натовская ракета класса «воздух-воздух» (скорее всего это была модификация самой распространенной ракеты «Sidewinder») пролетает километр меньше чем за 2 секунды. У наших летчиков просто не было времени поверить, что их атакует дружественный нам же истребитель, и, осознав это, среагировать - ловушками или маневром.

Сергей Рудской, начальник главного оперативного управления Генштаба Вооруженных Сил РФ, генерал-лейтенант: «Никаких попыток со стороны турецкого самолета связаться или установить визуальный контакт с нашим экипажем средствами объективного контроля не зафиксировано. Наш самолет границу с Турцией не пересекал. Отмечен факт нарушения воздушного пространства Сирии атакующим самолётом ВВС Турции».

Это интерактивная карта всех полетов в том самом квадрате. Красным цветом - траектория нашего бомбардировщика, который прошел на удалении от сирийско-турецкой госграницы. Зеленым цветом - движение истребителя F-16. Траектория его полета еще в небе Турции похожа на клубок, он буквально нарезал круги в воздухе и ждал, пока наша пара выйдет в нужный квадрат. Но даже спланировав засаду, турецкие военные просчитались, и летчик не успел поэтому - сам выскочил в небо Сирии для атаки в спину.

Андрей Красноперов, летчик-испытатель, майор ВВС РФ: «Даже если бы наш самолет пересек бы границу с Турцией, этот самолет должен был зайти в хвост или поравняться рядом, пустить трассирующие снаряды. Указать, что он нацелен управлять им. Покачивание с крыла на крыло показывает, что летчик готов дать ему команды, а дальше он показывает - влево или вправо».

Но у ВВС Турции не было задачи вступать с нашими пилотами в контакт, был приказ – расстрелять, как мишени в тире. Чтобы горящий самолет с земли в нужном квадрате попал в кадр еще одной группы - якобы случайных операторов-любителей.

Российские журналисты на аэродроме в Сирии работают уже два месяца, профессиональные операторы прекрасно знают, что значит снимать самолеты в небе. Сложнейшая техническая процедура - одновременно управлять целым комплексом настроек, которых просто нет в любительских видеокамерах.

Сергей Королев, главный оператор Пятого канала: «На видео падающего самолета видно, что это, скорее всего, снято на профессиональную или полупрофессиональную камеру, потому что очень хорошего разрешения картинка. И самое главное, что здесь отчетливо слышен звук работающего затвора профессионального фотоаппарата, бытовые фотоаппараты так не работают. Значит, здесь работала целая команда, или группа. А вот расстрел парашютистов уже снят более тщательно. Человек работает в ручном режиме фокусировки, видно, как он крутит кольцо объектива».

При этом съемка велась сразу с двух точек - кто-то точно знал, где самолет собьют, и куда приземлятся наши летчики. Горная Латакия, где происходили все эти события, - район, буквально напичканный группировками террористов из многих стран, в том числе России. Его называют сирийской Тора-Бора, по аналогии с укрепленным районом Афганистана, в котором пряталась «Аль-Каида».

При поддержке нашей авиации сирийская правительственная армия активно наступает. Бои идут за каждый метр - уж слишком ценны для боевиков высоты неподалеку от границы с Турцией. Мы были здесь накануне расстрела нашего бомбардировщика. Исламисты как раз начинали контрнаступление на высоту Аль-Зоек. Сейчас на склонах замечено движение. Видимо, в нашу сторону пошли группы боевиков «Джебхат Ан-Нусры». Бойцы сирийской армии заняли круговую оборону и отстреливаются за искусственным земляным валом. Возможно, была дана команда вымотать солдат Асада перед засадой на наш бомбардировщик. Возможно, нужно было освободить район, куда приземлятся наши летчики. Но то, что террористы знали о готовящемся, - факт. Ведь люди, стрелявшие по парашютистам и спасательному вертолету, говорили на турецком языке. А главарь отряда, державший фрагмент парашютной системы подполковника Олега Пешкова, - сын бывшего турецкого чиновника.

Евгений Сатановский, президент Института Ближнего Востока: «Этнический турок из "Серых волков" - радикальной турецкой группировки, которая вообще-то не является туркоманской. Он турок, он сын мэра одного из турецких городов, он хорошо известен, он воевал с исламистами радикальными недавно в Ираке».

Турецкие спецслужбы просчитались в очередной раз - вслед за пилотом F-16 командир «Серых волков» сдал всю компанию, просто оказавшись перед камерой. К тому же упустил штурмана Мурахтина, которого, так же как и командира Пешкова, должны показательно убить.

Константин Мурахтин - пилот из Липецка, потомственный военный, в прошлом году стал лучшим штурманом России. Спускался на парашюте под вражеским огнем в подконтрольный террористам квадрат. Вот то, что было в его разгрузке: пистолет, 5 магазинов, спички, сигнальные ракеты и аварийная радиостанция «Комар», которую нельзя было включать - район приземления прочесывали боевики с современной аппаратурой пеленга. Операция спасения длилась больше 12 часов. Жизнь штурману сохранила простая сотовая связь, он передал свои координаты в СМС и постоянно перемещался в пределах этой горной местности. Многое из разговора с летчиком останется за кадром, пока нельзя даже показать его лицо во время интервью. Когда последние сутки были настоящим адом, меньше всего хочется смотреть камеру. И это можно понять по-человечески.

Константин Мурахтин, штурман Су-24: «Конечно, с нетерпением жду, когда выпишут, чтобы сразу вернуться в строй. Буду просить командование, чтобы меня оставили на данной авиабазе - я обязан вернуть «должок» за командира».

Командир 83-го борта, погибший под куполом своего парашюта, подполковник Олег Анатольевич Пешков, ему 45 лет, служил в Киргизии, потом в Амурской области. Последним местом службы стал для него аэродром Хмеймим. Олегу Пешкову посмертно присвоено звание Героя России. У него остались жена и двое детей. Морпеху Александру Позыничу, погибшему при обстреле вертолета, было всего 29. Он родом из Новочеркасска, женат, тоже двое детей. Указом Президента награжден Орденом Мужества посмертно. Утюжить горную Латакию за погибших офицеров наша авиация совместно с сирийской артиллерией начали сразу после того, как спасенного штурмана вывели из этого района. На кадрах с дрожью в голосе боевики, видимо, уже молятся за самих себя - «Грады» очень эффектно накрывают склоны гор, в перерывах туда падают авиабомбы.

Подлая засада Турции аукнулась и посадкой под Латакией нашего «Руслана» с важнейшим грузом на борту. Это русское оружие держит в страхе полмира. Но после сбитого самолета уже не важно, какой очередной истерикой отреагируют на наши шаги западные партнеры. Не прошло и двух суток с момента заявления о использовании новейших систем С-400 в Сирии, как две пусковые установки уже встают на боевое дежурство под Латакией. Сейчас на ваших экранах без преувеличения уникальный исторический момент, ведь впервые новейшее российское оружие встает на боевое дежурство за пределами РФ. Сейчас система "Триумф" поднимает трубы с ракетами внутри, чтобы приступить к выполнению боевой задачи. Ему нужно менее 5 минут, захват целей автоматический, скорость реакции менее 30 секунд. И это действительно очень впечатляющее зрелище, ведь если сейчас эта машина произведет выстрел с этой точки, в радиусе 400 километров будет уничтожена любая цель - на земле, в воздухе, на море.

Комплекс С-400 может уничтожать цели на сверхмалых и сверхбольших высотах. Даже новейший американский «Patriot» не способен на то, что умеет наш «Триумф», он готов поразить цель размером с футбольный мяч на расстоянии от Латакии до Ракки. Или от Латакии до той самой турецкой базы, откуда взлетел истребитель F-16. Прикрывая нашу авиацию с земли, «Триумф» может синхронно работать и с комплексом С-300, морской аналог которого стоит на крейсере «Москва» в Средиземном море. Все это на всякий случай. Чтобы 83-й борт, который теперь навсегда останется только на редких кадрах хроники, был первой и последней боевой потерей нашей авиации в борьбе с международным терроризмом.


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ