Сирийский узел

13.12.2015

Соглашение всех сторон, вставших на борьбу с терроризмом, необходимо. При этом Саудовская Аравия собрала всю так называемую оппозицию (по нам так весь список террористов, за вычетом ИГИЛ и Аль Каеды), чтобы решить по-своему, как действовать дальше. То есть даже они начали договариваться. А коалиция чем занята - она в курсе, какие планы у ее членов? Что войска Турции делают на иракской земле - Анкара, что, заблудились? Или пока боевики ИГИЛ, с которыми она не то воюет, не то торгует, мечтают восстановить халифат, Турция вспомнила, что у нее тоже когда-то была империя и свои утраченные земли?. Наш политический обозреватель Виталий ВОРОНИН продолжает следить за ситуацией в регионе.

На сирийской границе турки наконец-то занялись тем, что умеют делать хорошо - строительством. Забор из бетонных блоков высотой в 4 метра, по мнению Анкары, должен перекрыть каналы поставок Исламского государства. Ну или по крайней мере, продемонстрирует всему миру, делаем что можем. А то неловко, даже друзья укоряют дырявой границей.

Джон Кирби, официальный представитель государственного департамента США: «Мы знаем, что контрабанда нефти является одним из основных источников финансирования Исламского государства. И мы знаем, что часть этой контрабанды идет через турецкую границу и это факт и это то, о чем мы говорим с нашими турецкими партнерами».

При этом у Турции одна из самых больших армий в мире - около миллиона солдат, им закрыть участок границы в 98 километров - не проблема, но военные заняты - наступлением на Ирак. До полутора тысяч солдат на танках и БМП переброшены через границу к городу Башика, хотя Багдад - против.

Хайдер Аль-Абади, премьер-министр Ирака: « Вторжение Турецких войск мы расцениваем не как помощь в борьбе с терроризмом, а как грубое нарушение Иракского суверенитета».

Турки заявили, что их на самом деле приглашали еще год назад, но не центральное правительство страны, а глава отдельного региона - Иракского Курдистана, его даже для убедительности  привезли в Анкару и всем показали. То есть, как если бы в России власти Ленинградской области позвали финские или шведские войска постоять подежурить на Неве. Смешно же. В итоге турки перестали искать обоснования и просто  говорят - не уйдем и все.

В контексте

11.09.2016

Опасная командировка к непокорным курдам

Реджеп Тайип Эрдоган, президент Турции: «Нам что, ждать, разрешения от правительства Ирака, пока террористы не придут к нам домой? Не можем позволить себе такую роскошь! Если Правительство Ирака не может защитить наши границы, мы сами обеспечим свою безопасность».

И Эрдоган говорит вроде правильные слова - он захватил Башиху, Башиха пригород Мосула - а там уже Исламское государство. Правда Мосул взят ИГИЛ уже год назад и ранее Турция не рвалась его освобождать. По мнению экспертов, сейчас складывается удачная ситуация, исламисты слабеют под ударами с воздуха и начинается уже спор за то, кто будет освобождать тот или иной город. Турция претендует на нефтеносный Мосул.  

Семён Багдасаров, директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии: «Цели - установить контроль над северной частью Ирака в районе Мосула. Мосул это такой же знаковый город, как Алеппо в Сирии - это хрустальная мечта Эрдогана».

Это вообще тренд недели - страны Антиигиловской коалиции как будто начинают делить шкуру неубитого медведя, то есть бороться за сферы влияния в очищенной от ИГИЛ Сирии. Например, в Саудовской Аравии прошла конференция общесирийской оппозиции. Впервые собрали весь цвет - и бессильных интеллигентов в эмиграции до полевых командиров, с армией, но запятнанной репутацией. Не было, кажется, только представителей ИГИЛ и Аль-Каиды. 

Луай Сафи, член сирийского национального совета: «Я думаю что главный итог нашей встречи, то у нас есть теперь общая позиция и некий единый представительный орган, который уже от имени всей оппозиции будет вести переговоры дальше, например, с официальным Дамаском».

Удивительно, что в число оппозиционеров попали даже боевики группы Ахрам Аш-Шам. Их цель - построение в Сирии шариатского государства, а их ближайшие союзники - боевики Джабхат ан-Нусры - группы, признанной террористической в ряде стран в том числе России и США. Они даже ролики пропагандистские выпускают под одним знаком - вот с таким куполом в правом углу. Получается Саудовцы таким образом  легализовали своих прикормленных боевиков.

Семён Багдасаров, директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии: «Они создают некую коалицию, которая может прийти и сказать, что вот это и есть оппозиция, с ней и договаривайтесь. Согласование, списки - нет вопросов, но вот они есть уже. Из их числа и будет сделана оппозиция».

Попытка смены сил происходит и в небе Сирии. К полку западной авиакоалиции присоединились британцы и немцы. На авиабазе Инджирлик стало настолько тесно, что кому то надо было потеснится и Канадцы - полетели домой. Они больше не воюют. Они теперь пацифисты, но и им нашлось дело. Это официальные кадры первой прогулки первых сирийских беженцев на новой родине - Канаде. В пятницу спецборт, арендованный спонсорами правящей партии, прибыл в Торонто. Беженцам оказали "теплый прием", новый премьер-министр лично раздавал пуховики. До Нового года правительство обещает принять 10 тысяч человек, за январь, еще 15 тысяч.

Джастин Трюдо, премьер-министр Канады: «Сегодня они прилетели как беженцы, но из аэропорта они выходят уже как канадцы: с медицинской страховкой, с пакетом от соцзащиты и главное с возможностью стать полноправными жителями страны».

Как будто такое мы уже видели. Буквально полгода назад. Раздача одежды и еды. Крики «добро пожаловать», песни. Со слезами на глазах их встречали в Вене, Дюссельдорфе, Мюнхене. Жгли свечи и радовались, за людей, которые бежали от войны в спокойную Европу. Но некоторые из них принесли с собой войну. Бойня в Париже стала самым крупным терактом в истории Франции. При этом нападавшие использовали лишь пистолеты, автоматы и несколько килограммов взрывчатки. А что если в руках у террористов будет оружие пострашнее? Отравляющий газ или опасный вирус?

Мануэль Вальс, премьер-министр Франции: «Мы все осознаем и учитываем, что есть риск применения химического и биологического оружия. Это новая разновидность войны. Чудовищное воображение организаторов терактов поистине безгранично».

Вот официальное предупреждение, опубликованное 6 декабря Европарламентом. «Евросоюз и все входящие в него государства должны приготовиться к возможной химической или биологической атаке на его территории, осуществленной так называемым Исламским Государством». И далее на 10 страницах приводятся доказательства, почему это возможно. Главный довод - у исламистов есть желание провести масштабный теракт в Европе, и с недавних пор у них есть оружие массового поражения, причем как минимум три раза они применяли его в Сирии летом этого года.

Корреспондент: «Что вы почувствовали газ?»
Пострадавшая: «Плохой запах, газ, да».
Корреспондент: «Какого цвета был газ?»
Пострадавшая: «Я не видела, все было как в тумане. Был сильный запах серы и я потеряла сознание».

Эта женщина попала под обстрел в пригороде Дамаска. Её дочь лежит на соседней койке, девочка отравилась сильнее - она и спустя двое суток не узнает окружающих,  даже мать. Исламисты химическим атакам подвергают как жилые кварталы, так и боевые позиции своих врагов, прежде всего курдов.

Именно курды первыми обратили внимание на эти странные цветные бомбы, которые боевики ИГИЛ стали закладывать вдоль дорог, а также начинять ими машины смертников. У пленных боевиков нашли видеозаписи таких химических атак. Видно, что газовый заряд  - самодельный. Правительственная армия еще 2 года назад под надзором ООН все запасы химоружия ликвидировала. Получается, исламисты сами научились начинять боеприпасы хлором и ипритом. Газовые атаки подтвердили "Врачи без Границ", и Организация по запрещению Химического оружия. Совбез ООН тоже в курсе.

Сергей Лавров, министр иностранных дел РФ: «На обширных территориях Ирака и Сирии ИГ фактически создала экстремистское квазигосударство, обладающее отлаженным репрессивным аппаратом, стабильными источниками доходов, хорошо оснащенной армией и элементами оружия массового уничтожения».

Это уже учитывают Европейские спецслужбы. Так во Франции, после терактов было предписано распечатать склады с противоядиями. Нам удалось найти текст приказа. Вот он, принят 14 ноября, то есть уже на следующий день после терактов. В первой строчке главное – «с этого дня разрешается применение атропина сульфата" и далее разъяснение «укомплектовать этим антидотом бригады скорой помощи и пожарные расчеты. Подпись - исполняющий обязанности министра главный врач, Бенуа Валле». На следующий день этот документ был опубликован и вступил в силу.

Сульфат Атропина - или просто атропин - самый распространенный антидот, то есть противоядие, при  отравлении боевыми газами, такими как зарин и зоман. В Советском союзе и в США атропин был в аптечках для военной и гражданской обороны. Однако, его применение требует определенных навыков. Ведь атропин сам по себе яд, и если во Франции массово раздают этот препарат, значит там, медики уже подготовлены.

Виктор Шилов, заведующий кафедрой токсикологии и экстремальной медицины СЗГМУ имени И.И. Мечникова: «В неопытных руках обычного врача, поскольку препарат сильнодействующий, он может нанести вред. Команда о выдаче сильнодействующих групп, показывает, что они уже подготовлены, умеют действовать с этим препаратом».

При этом не надо думать, что контейнеры с отравляющим веществом из Сирии бородатые моджахеды повезут в Европу. Нет, вполне благообразные образованные юноши смогут сделать все на месте. Такое уже было в 95 году. Члены секты Аум Синрикё изготовили зарин кустарным способом .

Виктор Шилов, заведующий кафедрой токсикологии и экстремальной медицины СЗГМУ имени И.И. Мечникова: «Это химическое оружие, его называли оружием бедных стран. Оно дешево в производстве, умелые химики могут это сделать».

Молодые образованные Европейцы с радикальными исламистскими взглядами должны быть сейчас под подозрением прежде всего. Как показывает печальный опыт прошлых терактов в Евросоюзе - все делают местные, пусть и по указке халифата. Одинокие волки, но они самые опасные и самые неуловимые.

Евгения Гвоздева, директор программ европейского центра по вопросам стратегических исследований: «В структуре ИГИЛ много новобранцев. И это то, что в настоящий момент представляет наибольшую опасность. Как вы можете отследить 17-летнего молодого человека, который не привлекался»

Европа, мы сами убедились, практически отошла от парижского шока, царит новогоднее настроение. Полицейские дежурят под Елочками, но это у правительственных зданий. А на рождественских базарах - их нет, и здесь кажется, что все по прежнему - на ярмарках не видно беженцев, не видно бородатых или закутанных в паранджу «новых европейцев», здесь все так по старому. Здесь не страшно.

Житель Германии: «Я ничего не боюсь. Мы спокойно гуляем, и не будем прятаться».

Житель Германии: «Нет, я не боюсь. Посмотрите, как тут красиво. Кого тут можно бояться?»

Меж тем в ИГИЛ объявили о скорой решающей битве между «правоверными» и «христианами». «Встретимся в Дабике» провозглашают джихадисты, намекая на мифическое сражение у города Дабик, где по пророчествам, должны победить мусульмане. Город этот, кстати, примерно в 200 километрах от турецкой базы Инджирлик, где теснятся ВВС США и союзников.  

Террорист: «Вы не укроетесь нигде в этом мире от наших ружей, пуль и гранат. Мы придем за вами».
По мнению экспертов, сейчас под ударом исламистов могут быть, прежде всего, Великобритания и Германия, поскольку эти страны недавно подключились к коалиции и послали свои ВВС бомбить ИГИЛ. А также - Италия, конкретнее - Рим, именно этот город исламисты «атаковали» в своем последнем пропагандистском ролике нового апокалипсиса.


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ