Молдавия против

24.01.2016

В Молдавии со среды волнения и стихийные митинги. Сегодня с самого утра на центральную площадь Кишинева люди едут со всей страны. На этой неделе Молдавия, побив все рекорды, стала страной с самой быстрой демократией.

Судьбу нового Кабмина решали стремительно. На голосование в Парламенте ушло 30 минут, бумаги подписали за шесть, а присягу новый премьер и вовсе давал ночью - в узком кругу единомышленников. Обычно так делают при переворотах. А теперь вот и в таких демократических странах как Молдавия.

Однако такое развитие событий понравилось не всем. Несмотря на мороз, люди вышли на улицы и стояли перед зданием Парламента несколько часов, требуя прекратить этот политический фарс. Потом, показательно выломав двери, протестующие вошли внутрь. По пути дали тумаков бывшему Президенту и выгнали его, скандируя «Иуда».

Люди требуют снова всё отменить и вернуться к букве закона. Последний раз Молдавию так трясло семь лет назад. Но тогда прогоняли коммунистов и мечтали о Европе, но кто и за кого мёрзнет сегодня?

Из Кишинева наш специальный корреспондент Дмитрий КУЛЬКО. Кстати, власти Молдавии сделали всё, чтобы российские журналисты туда не попали. Дмитрий прорвался, уходил от «хвоста», менял гостиницы. Вот такой еще один штрих к свободной демократической стране.

Стоп. Всё это до боли напоминает что-то из недавнего прошлого. Опять страна из постсоветского пространства, многотысячный митинг у административных зданий, а потом и штурм. Протестующие уже живут на главной площади, где песни гаражных групп о смене власти становятся хитами.

Дино Кунгел, участник акции протеста: «Это абсолютно не Майдан, потому что все протесты были абсолютно мирными. Власти перешли все рамки закона, они украли миллиарды долларов».

Кричат конкретному человеку и здесь с ним «никогда не хотят быть братьями». Говорят, купи здесь кофе или знаменитое молдавское полусладкое, несколько лей обязательно достанутся местному олигарху Владимиру Плахотнюку, которого протестующие называют «серым кардиналом». Президента Николае Тимофти, чей рейтинг упал до величины статистической погрешности, изображают на плакатах не серьёзней чем ребёнка на руках у теневого правителя. А тут ещё и новым премьер-министром становится его же человек - Павел Филип. Его, вместе с новым Правительством, депутаты утвердили под покровом ночи - всего-то за шесть минут. Успели только включить в зале свет, рассесться и поцеловать флаг.

Олег Филько, участник акции протеста: «Кто назначается на должности Кабинета министров, ничего не видели, просто взяли тупо подняли руки и проголосовали, а потом как мыши начали убегать. Как народ не поднимется?

Татьяна Бачхуш, гражданка Молдавии: «Из нашего дома эти уехали. Здесь люди уехали, здесь уехали в Италию вместе с семьей. Этот тоже уехал, его дома нет, одна осталась».

Уезжают из Молдавии по понятным причинам. На работу не устроиться, а если и повезёт, то зарплаты, как у фармацевта Татьяны, хватит разве что на коммунальные платежи, которые за последние время выросли в несколько раз.

Татьяна Бачхуш, гражданка Молдавии: «У меня официальная зарплата 2000 лей. Из этих 2000 тысяч я должна оплатить коммунальные услуги, которые мы оплачиваем каждый месяц 500-600 лей за свет, плюс привозной газ в баллоне 200 лей, плюс вода – 150 лей. Вот считайте что нам остается».

У Татьяны и ещё нескольких тысяч человек не выдержали нервы. Люди решили сказать свое «НЕТ» олигархам и коррупции во власти. Толпа смяла оцепление полиции и уже с их щитами добралась до зала заседания в здании Парламента. Но депутаты успели выбрать Правительство, и по подземным ходам спокойно разошлись по домам.

В контексте

13.11.2016

Он признает Крым. Она - сдаст страну Румынии

Прорвавшись в здание Парламента, манифестанты не пошли по украинскому сценарию, не устроили внутри свой штаб, а вход не оброс баррикадами. Протестующие стремительно покинули здание и вернулись на исходную, в свой лагерь. Объявив, что на следующее утро вновь выйду на митинг. Молдаване мастерски выстроили в лагере симпатичные домики из пенопласта. Теперь здесь целый город, в котором даже встречали новый год. Люди надеются, что он будет лучше.

Лариса Титова, участник акции протеста: «Люди даже не могут за свет заплатить. Даже мешок угля не на что купить, а они тут жируют, кайфуют».

Митингующие заходят в лагерь до и после работы – те, у кого она есть. У буржуйки греются дети, пенсионеры, которым отменили все льготы, и инвалиды, с крохотным пособием.

Василий Вольф, участник акции протеста: «В месяц я получаю 177 лей, это как восемь долларов. Разве, я могу прожить на эти деньги?»

Получается, что денег едва хватает лишь на несколько таких бутербродов. Ещё дают лапшу, горько шутят в лагере, - на уши, когда власти призывают избавиться от проблем, перевоплотившись из молдаван в румын, а свою страну превратить в провинцию чужого государства.

Лариса Титова, участник акции протеста: «Надоело вот так. Наши дети уезжают, у меня 3 сына, двое уехали и что? Мать осталась одна».

Соседи даже не пытаются скрываться, их цели понятны и известны. Причём чем хуже живется в Молдавии, тем громче призывы, тем уверенней поддерживают румын молдавские политики. Оппозиция уверена, что это типичная мошенническая схема, отработанная олигархом Плахотнюком ещё в 90-е.

Игорь Тулянцев, председатель движения «За евразийский союз»: «Находится на задание у очень влиятельных кругов Румынии. Как я говорил коллегам, ребята в малиновых пиджаках делали банкротами государственные предприятия, разворовывая страну путём приватизации, после того как от предприятия ничего не остается. То же самое делают сегодня с нашей многонациональной страной Молдовой».

О самом громком финансовом скандале оппозиция пишет на транспарантах и плакатах - миллиард долларов. Столько было выведено из банков при прошлом премьер-министре Владе Филате. Но даже эта история не повлияла на поддержку местных властей со стороны Вашингтона и Брюсселя. И Нуланд на этот раз угощает печеньками не протестующих, а непопулярное в своей же стране руководство Молдавии, публично становясь на их сторону.

Юрий Рожка, политолог: «И мадам Нуланд, и господин посол выражали свою надежду, что республика Молдова, как можно скорее возобновит свои отношения с МВФ. Скорее возвращайтесь на финансовую иглу американской империи».

Обнищавшая Молдавия, только теперь понимает, к чему привели все мифы о евроинтеграции. А ведь несколько лет назад, протесты в Кишиневе и, правда, имели гораздо больше общего с киевским Майданом. Но сейчас, «Молдавия это Европа» на улицах столицы уже не слышно.

Юрий Мунтян, политолог: «Если в период 2009 года сторонников европейской интеграции в Молдавии составляло около 70 процентов, то сейчас это число едва превышает 30 процентов. Это все следствие тех действий, тех шагов, которые предпринимал кишиневский режим под знаменем Европейского союза закрывая СМИ, занимаясь социальным террором, закрывая школы, больницы».

И сегодня жители Молдавии, по сути, впервые осознали, что решать проблемы страны нужно изнутри.

Ренато Усатый, лидер «Нашей партии»: «Как Христофор Колумб колокольчиками обманывал индейцев и забирал золото, так пытаются лишить суверенитета и Украину и Молдавию. Мы являемся третей силой, мы являемся промолдавской силой, которая объединяет людей вне зависимости от национальностей».

Ренато Усатый - один из трех лидеров несистемной оппозиций, руководитель левоцентристской партии, чьи флаги и символику в толпе не увидеть, как и других двух ранее непримиримых оппонентов. Рядом активисты Гражданской платформы «Да» и социалистической партии. Это трио объединилось под одним флагом - государственным флагом Молдавии - и требует от Правительства уйти в отставку.

Игорь Додон, председатель партии социалистов Молдавии: «Даже те, кто выступает за Европейский союз. Вышли против этой власти, которую открыто поддерживают США и ЕС. Это показательно, это означает, что гражданам Молдавии надоело терпеть воров и олигархов».

Лидер ещё одной оппозиционной партии - Григорий Петренко - сейчас в тюрьме. Он был арестован вместе с другими активистами во время акции протеста у дома олигарха Владимира Плахотнюка.

Лилия Петренко, супруга политзаключенного Григория Петренко: «Чтобы напугать остальных, чтобы сломить, показать, что протесты в нашей стране чреваты пытками, лишением свободы. Эта статья предполагает срок до 8 лет лишения свободы».

Лилия осталась одна с двумя детьми. Хотя она тоже могла попасть в тюрьму, если бы не эта видеозапись. Соседи незаметно снимали, как в машине у женщины проводились обыски. Дождавшись подходящего момента, двое мужчин что-то достают из сумки и зачем-то тянутся в автомобиль. Тут же один в спешке уходит, второй печатает какое-то послание в телефоне. Через пару минут правоохранители находят в багажнике гранаты. Но когда кадры появились в сети, объясняет Лилия, обвинение ей предъявлено не было, но она и сейчас под постоянным наблюдением спецслужб.

Лилия Петренко, супруга политзаключенного Григория Петренко: «Мой телефон прослушивают, за мной ранее было три машины сопровождения, сейчас одна машина сопровождения ездит».

Мы договаривались об этой встречи через третьих лиц, и в кафе заходили через разные входы. Спецслужбы Молдавии следят, чтобы сегодняшние события не освещали российские журналисты. В аэропорту Кишинёва пограничники без объяснения причины развернули практически все съёмочные группы, но нам всё-таки удалось пройти. Как? Не скажем. Схема, причём легальная, отработана ещё на Украине, когда Киев аналогично запретил российской прессе въезд в страну. Чтобы работать, при этом не попасться молдавским спецслужбам и не быть депортированным, приходиться прибегать к трюкам конспирации, вспоминая фильмы про спецагентов. Телефонные разговоры через интернет-связь, либо сим-карты покупать на вокзале без паспорта. При любом передвижение, проверять в боковое зеркало - нет ли «хвоста». Все гостиницы в центре Кишинева принадлежат олигарху Плахотнюку, чтобы ночью не постучали в дверь, лучше в них не жить, да и менять периодически место дислокации. Учитывая, что молдавские власти всё чаще делятся планами о силовом разгоне протеста, ощущение, что что-то готовится и лишние свидетели им не нужны.

 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ