Без права на ошибку

24.01.2016

К событиям на фронтах сирийской кампании. По данным Генштаба ВС России за последние полтора месяца при поддержке наших ВКС в Сирии освобождено 150 населенных пунктов. С начала операции наши летчики поднимались в небо более шести тысяч раз. Для их поддержки и защиты в Средиземном море сегодня стоит группа наших военных кораблей.

В штабе отмечают, что за эти месяцы появился еще один важный результат: сирийская армия стала другой, к ней возвращается боевой дух, появилось желание наступать и столь необходимая уверенность в собственных силах. Что очень важно, потому что именно армия Сирии решает военные задачи на земле.

При этом, как отметил начальник Генштаба Валерий Герасимов, сегодня опасно недооценивать возможности врага. Боевики ИГИЛ - это не какие-то неорганизованные бородачи. Это подготовленные группы, в рядах которых есть профессиональные военные, в том числе офицеры, которые служили в иракской армии.

Наш специальный корреспондент Анатолий МАЙОРОВ работает сейчас в Сирии, а потому видит эту войну близко. Но на днях у него была одна особенная встреча. Этого человека можно назвать шпионом, диверсантом, разведчиком - слова не так важны. Важно, что для своих - он герой, человек-легенда. А там, за линией фронта - опасный, ненавистный враг.

Спецслужбы нескольких западных и арабских стран мечтают видеть этого человека мертвым — уж слишком много тайн о поддержке боевиков ИГИЛ знает этот офицер. Его ищут спецагенты, но он соглашается дать единственное интервью - нашему каналу, при условии что место и время он сообщит за полчаса до встречи.

Нормы личной безопасности просто аргументирует его статус — заклятого врага боевиков и их западных помощников. Хотя имя нашего героя поначалу рождает мимолетное сомнение - «А это точно военная разведка?»

Наф-Наф, сотрудник сирийской военной разведки: «В 2013 году, когда террористы из Ирака и Ливии только начали наводнять мою страну, по особому заданию командования, я был внедрен в их группу. Мне пришлось играть роль боевика ИГИЛ и быстро завоевывать авторитет, чтобы стать ближе к их командирам, чтобы буквально читать их военные планшеты».

Через специальную программу в телефоне, Наф-Наф каждую неделю информировал сирийскую разведку о численности, передвижениях, пополнении, оружии и финансировании боевиков. Это были три года риска без права на ошибку. Ради понимания всей схемы жизнеспособности ИГИЛ.

Наф-Наф, сотрудник сирийской военной разведки: «Оружие для ИГИЛ — это поставки от Саудовской Аравии, Турции и Катара. США в этот процесс напрямую не вмешивается, Америка только дает деньги. Террористы получают зарплату в долларах — рядовой солдат — одну тысячу в месяц. Наличные завозят через Турцию. При этом никому не говорят, откуда деньги и автоматы. На тот случай, чтобы боевик не рассказал об этом под пытками если попадет в плен».

В контексте

08.04.2018

По этой же причине перед отправкой на фронт у наемников отбирали паспорта. По этой же причине сирийским рецидивистам, скрывавшимся от суда в странах Персидского залива платили в два раза больше — такой солдат точно подорвет себя в случае окружения. Наф-Наф и сам помогал многим быстрее завершить земной путь — 18 человек было убито им во время работы под прикрытием, около 30 Наф-Наф вместе с подоспевшим отрядом сирийской армии уничтожил на прощание, когда миссия была закончена, он смог наконец-то вернуться на родину и рассказать о себе правду.

Наф-Наф, сотрудник сирийской военной разведки: «Половина были солдаты, половина — полевые командиры. Да, со многими я прожил 3 года и даже успел к ним привыкнуть. Но мне было их не жалко, я всегда помнил, что они творят с моими земляками - мирными сирийцами, когда штурмуют город».

Это самая крупная удача сирийских правительственных войск начиная с этого года, освобожденный населенный пункт Сальма, в прошлом крупнейший оплот террористов Джебхат Ан-Нусры которые держали этот населенный пункт 4 года. Все дома мирных жителей разрушены или разграблены. Журналисты здесь находятся впервые, только поэтому мы не можем входить внутрь. Все постройки заминированы».

Малек думал, что боевики хотя бы не тронут его стены. Но родной дом — разграблен и подорван. Так же как мечеть, школа и больница. До прихода сюда банды Джебхат-ан-Нусры, в Сальме проживали десять тысяч человек. При власти Нусры, по законам халифата, жили единицы — сейчас они ушли в горы вместе с террористами. Почти все население бежало в первые дни после захвата. Остаться здесь — почти всегда означало умереть.

Малек, житель г. Сальма: «Твоя жизнь зависела от того — понравишься ты их командирам или нет».

Ямен, житель г. Сальма: «Они зачистили не только город, но и все деревни вокруг Сальмы. Страшное творилось в первые дни — они убивали и насиловали наших женщин. Убивали беременных».

К Сальме, солдаты сирийской армии продвигались очень долго. Боевики дрались за каждый метр. На этих кадрах — Сальма в ноябре, казалась неприступной крепостью. Высоты переходили из рук в руки, потому что в этот квадрат террористы регулярно стягивали подкрепление с оружием. Колонна российских журналистов была обстреляна как раз со стороны тогда еще захваченного города из американских противотанковых установок ТОУ. Вслед за этим, в горах Латакии турецким истребителем был сбит наш бомбардировщик. Вполне вероятно — за мощные удары по турецким подопечным. Сирийцы говорят, что Анкара оказывала помощь боевикам чтобы впоследствии забрать этот район себе.

В просвете между домами мы можем видеть главную ценность этого региона — горы. Стратегические высоты завладеть которыми пытаются обе стороны. Собственно говоря, только из-за этого эта территория была так ценна для Турции, бытовало даже такое расхожее выражение: «Северная Латакия это маленькая Турция».

Наф-Наф, сотрудник сирийской военной разведки: «Главная миссия Турции — плацдарм для перегруппировки террористов. Но не за просто так. Еще в 2014 я перехватил письмо из Турции для полевого командира боевиков в Ираке. В нем говорилось о главной цели — объединить северные районы Сирии и Ирака и отдать под контроль Турции. Это и есть их главная цель — для этого они лечат раненых боевиков. Несколько лет даже работала железная дорога — из сирийской столицы ИГИЛ Ракки в Турцию.

Странно что об этом не знала так называемая антиигиловская коалиция, которая в тот момент якобы бомбила террористов. Странно и то, что в эту коалицию входят страны, которых в поддержке боевиков уже не раз ловили за руку. При этом коалиция проявляет все больше аппетита к Ближнему Востоку, который сама же топит в хаосе. На этой неделе США заявили о планах летать в Сирии на самолетах дальнего радиообнаружения и ввести в Ирак 101 дивизию американских пехотинцев для наземной операции. Даже если не рассматривать версию о том, что так называемая западная коалиция бьет плохих и помогает хорошим (то есть нужным) террористам, решение Пентагона не иначе как опасной авантюрой вряд ли назовешь. Во-первых, у коалиции нет разрешения от сирийской власти на любые военные маневры. Во-вторых, коалиция демонстративно не сотрудничает с Россией — в небе и на море. Хотя Россия не раз предлагала объединить усилия в борьбе с ИГИЛ. Например, в обмене данными разведок.

Джульетто Кьеза, журналист: «Они не хотят признавать, что Россия играла самостоятельную роль. Решающую. Если сравнивать что сделали Россия за 3 месяца и что сделали другие — это очевидно. Удар очень сильный по позициям терратистов».

Джульетто Кьеза — журналист и бывший депутат Европарламента прилетел в Сирию по приглашению министерства обороны. В организованный пресс-тур позвали более 60 представителей СМИ из 10 стран. Посыл простой — показать миру реальную картину на сирийском фронте в освобожденной Сальме, базе Хмеймим и группировку кораблей в Средиземном море. Кстати здесь, в восточной его части мог быть создан прецедент сотрудничества Запада с Россией. Французский авианосец Шарль-де-Голь первоначально планировал вести совместную работу с ракетным крейсером Москва. Уже шли переговоры о штабе координации, но потом планы изменились — в последний момент, Париж решил (или решили за него) увести свой корабль в Персидский залив — в район дислокации кораблей НАТО.

Джульетто Кьеза, журналист: «ИГИЛ — структура, созданная на западе. И Франция участвовала. Они просто делают вид, что мы делаем. Пропаганда много: «мы ударили», «мы присутствовали». Но потом уходят, не хотят».

Корреспондент французского телеканала ТФ-1, тем не менее, называет эту историю сотрудничеством. При этом признает, что реальной борьбе с международным терроризмом могла помешать политика. Видимо рядом с кораблями США — теплее. Или правильней.

Дебре Гийом, журналист ТФ-1: «Согласно Министерству обороны Франции, миссия у «Де Голля» была содействие с американцами и поскольку здесь нет французской базы, это главное объяснение, почему он ушел. Здесь авианосцу было нечего делать».

Или француз Дебре знает что-то, или, путаясь, уходит от неудобного вопроса. В Персидском заливе у ВМФ Франции тоже нет никакой базы. Хотя уже нет особой разницы. Понятно, что все 60 с лишним стран так называемой западной коалиции будут водить хоровод вокруг одной — хозяйки НАТО. Которая, по словам сирийского шпиона, платит боевикам ИГИЛ по тысяче долларов в неделю.

Наф-Наф, сотрудник сирийской военной разведки: «Полевые командиры ИГИЛ поднимают боевиков в атаку при помощи простой человеческой алчности — грабьте дома, насилуйте женщин, берите тебе все, что вы видите, но двигайтесь вперед! Они называют это джихадом. И каждый день там я больше всего опасался не бомб и пуль, а их языков — в какой-то момент я действительно подумал, что они могут завладеть моим разумом, заговорить зубы. Я понимаю, как они вербуют людей со всего мира».

После трех лет под прикрытием в лагере ИГИЛ, Наф-Нафу жалеет, что придется расставаться с роскошной бородой. Со стороны — вылитый террорист — смеется что смущает своим видом настоящих боевиков на фронте. Сейчас под его командованием полтысячи солдат в провинции Алеппо, куда он уедет утром после интервью. Ждет озлобленных атак радикальных исламистов. Потеряв стратегически важный город Сальму в северной Латакии, боевики усилят сопротивление в других провинциях. Канал турецкой помощи до сих пор открыт.


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ