Историческая встреча

14.02.2016

Забыть о тысячелетних противоречиях хотя бы на один день. Отринуть все взаимные упреки ради того, чтобы мира на земле было больше, ради жизни. Все события последних лет говорят нам - так не бывает. Мир стал очень прагматичен. Но два дня назад мы сами видели - это возможно. Но под силу особенным людям.

На этой неделе впервые встретились два самых влиятельных духовных лидера планеты. За ними - большая часть Евразии, почти вся Европа, Латинская Америка, значительная часть Азии, Африки и даже арабского мира. Более миллиарда человек. Но именно им двоим - Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу и главе католической церкви Папе Римскому Франциску - выпала миссия если уж не положить конец почти тысячелетнему разладу между двумя крупнейшими ветвями христианства, то, по крайней мере, показать, что единство христиан важнее их разногласий. Особенно в трудное время. Такое, как сейчас.

И смысл этого события был так глубок, что уже абсолютно неважным стало то, что случилась историческая встреча где-то на другой части земли в одной из комнат зала ожидания аэропорта Гаваны.

Наш специальный корреспондент Юлия СЕФЕРИНКИНА тоже встречала на Кубе две высокие делегации - из Москвы и Ватикана. Она расскажет подробности этих особенных нескольких часов.

Это терминал для официальных делегаций гаванского аэропорта Хосе Марти, куда сейчас вот по этой трассе приедет кортеж патриарх московского и всея Руси Кирилла, никаких беспрецедентных мер безопасности здесь нет, вот за моей спиной несколько полицейских, которые не дают проехать машинам и пройти людям, при этом на соседней стороне дороги совершенно спокойно прогуливаются местные жители. Но — именно здесь через несколько минут в мировую историю будет вписана уникальная страница. Первая за тысячелетие встреча Папы Римского и Патриарха Московского и всея Руси — событие планетарного масштаба. Первоиерархи приветствуют друг друга так, будто  их скрепляет многовековая дружба. Перед лицом общемировых проблем католичество и православие всё-таки объединилось, чтобы защитить истинные ценности.

Алексей Юдин, историк, доцент центра изучения РГГУ: «Восток и запад христианства это два легких. И вот эта конкретная картинка, которая у меня была в телевизоре, которая мне показала, как христианство начинает дышать обоими легкими. И это дыхание дает новый объем. Новый горизонт. Это символ, который становится реальностью».

Эту встречу уже называют божественным провидением. Но здесь, в Гаване в ней видят еще один, особый и очень глубокий смысл.

Антолин Марсена-Луис, переводчик, преподаватель факультета иностранных языков гаванского университета: «Это человек, который сумел завоевать место в сердце каждого кубинца, всех кубинцев доброй воли».

О том, что Патриарх Кирилл посетит Кубу, в последние дни писали все кубинские газеты! Это стало главной темой для теленовостей. Вообще в том, что встреча происходит именно на Кубе можно найти довольно много символов. Во-первых, это остров свободы. Так что встреча понтифика и патриарха это тоже такой символ свободы от межрелигиозных распрей. Если посмотреть с политической точки зрения, то Куба — это страна, с которой постепенно снимают американские санкции и сейчас, во время этой встречи Гавана как бы демонстрирует, что может стать площадкой для событий общемирового масштаба. Если посмотреть с религиозной точки зрения, то тут возникает вопрос, какое отношение католическая республика имеет к православию, на самом деле имеет, тут, в Гаване, даже есть свой православный центр, вот он за моей спиной, это храм казанской иконы божьей матери, который в 2008 году освещал тогда ещё будущий патриарх Кирилл. Патриарха знают здесь хорошо. Он был на Кубе несколько раз, в прежние годы еще в сане митрополита. Именно он сделал очень много для православной общины на Кубе и для всех, кто искренне ценит русскую культуру.

Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси: «Я в четвёртый раз ступаю на землю Кубы».

Эту встречу готовили несколько лет. С визитом к Понтифику приезжал руководитель отдела внешних церковных связей митрополит Илларион, который сегодня сопровождает Патриарха. Кардинал Курт Кох, возглавляющий папский совет по содействию единства христиан тоже был с визитом в Москве. Все переговоры и нюансы держали в строжайшей тайне.

Алексей Юдин, историк, доцент центра изучения РГГУ: «Сначала было сделано на уровне служб дипломатических. Самоподготовка. Никакого информационного слива, никаких там эмоций. Все очень тихо. Договорились – и в тот же день объявили».

Евгений Сатановский, президент института Ближнего Востока: «Это тот самый случай, когда важным было не то, кто готов встретиться. А то, чтобы все те, куда более многочисленные, и с Российской стороны и со стороны Рима, кто готов бы был любой ценой сорвать эту встречу – не смогли бы это сделать. Но они этого не смогли».

О возможности встречи Папы Римского и Патриарха говорят уже больше четверти века. И важная подробность: в 90-х, именно Патриарх Кирилл, который в те годы был главой отдела внешних церковных связей, ездил к Иоанну Павлу Второму. Но договориться не получилось - Алексий Второй так и не увидел с католической стороны достаточного уважения к православию.

Алексей Юдин, историк, доцент центра изучения РГГУ: «Что мешало? По большому счету мешало - время! 90-е годы. Мощнейшие политические перемены. Тектонические сдвиги в Восточной Европе. Все начинается не то что заново, но новый сценарий. И возникают новые проблемы».

Проповедник: «Шум, который к каждому нашему сердцу взывает, возьми в руки оружие! Отбрось страх! Не время бояться! Мы 20 лет ждем! Мы хотим убедиться, что завтра не китайский негр, не еврей, не москаль не придёт отбирать мой дом».

С такими лозунгами во время Еромайдана греко-католические священники бросились на передовую. За два года они успели разгромить православные епархии, уничтожить десятки храмов, убить нескольких священников. Битва, и нередко кровавая, униатов против православных насчитывает на Западной Украине без малого пятьсот лет. В сороковые годы прошлого века греко-католичество было официально запрещено за открытую поддержку фашизма. Но пришли 90-е и на Украине снова над православными храмами нависла реальная угроза. Это закономерно рождало новый холод в отношениях.

Сергей Антоненко, религиовед, журналист: «Один из важнейших вопросов – это вопрос об унии. Это политика украинской греко-католической церкви, которая опирается в своей общественной позиции на крайне националистическую идеологию, которая настроена резко - антимосковски. И, которая проводит политику, продолжает политику агрессивного насильственного наступления на позиции православия на Украине».

Но сегодня у всех христиан главная боль и молитвы обращены к Ближнему Востоку. Массовые убийства христиан, обстрелы, уничтожение церквей и древнейших общин — вот новейшая история христианства на Ближнем Востоке. Радикальный исламизм открыл здесь страшную страницу подлинного геноцида христиан.

Алексей Юдин, историк, доцент центра изучения РГГУ: «Гуманитарная катастрофа, которая еще наблюдалась в 90-е годы – отток христиан с ближнего востока, сейчас превратилась уже в политическую катастрофу. Это уже война и эта война имеет новые обличия, новые формы».

Именно поэтому Ватикан и Москва, оставив в стороне давние претензии, пошли навстречу друг другу. О том, что проблему надо решать вместе, на встрече с Понтификом говорил еще президент России. К этому разговору приглашал и Патриарх. В этом смысле — встреча понтифика и патриарха очевидная победа дипломатии именно русской православной церкви. И итог этой победы — совместная декларация.

Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси: «Это была очень доброжелательная беседа, которая дала нам возможность понять и почувствовать позиции друг друга. Сегодня 2 церкви могут активно совместно работать, защищая христиан по всему миру».

Франциск, Папа Римский: «Я благодарю святейшество за его смирение, за его усилия, которые он показал, чтобы мы вместе искали единения!»

Декларация, которую разработали и подписали обе стороны, призвана напомнить человечеству о тех ценностях, которые существовали веками, но которые сегодня предают  не только на Ближнем Востоке, но и  в центре Европы.

Цитата 24: «Мы не соперники, а братья: из этого понимания мы должны исходить во всех наших действиях по отношению друг к другу и к внешнему миру. Призываем католиков и православных во всех странах учиться жить вместе в мире, любви и единомыслии между собою».

Всего в декларации 30 пунктов. Они - о простых и понятных каждому вещах: семья, брак, дети, мир, правда. Эти слова обращены ко всем. Но в первую очередь — к Европе. Со страниц документа главы двух великих церквей призывают Европу одуматься и вспомнить о том, что всегда имело непреходящую ценность. Ведь кроме угрозы христианству, современное общество ставит под сомнение традиционные  человеческие ориентиры. И потому в строках этой декларации есть подлинное торжество именно консервативной идеи. 

Цитата 20: «Семья основана на браке как акте свободной и верной любви между мужчиной и женщиной. Мы сожалеем, что иные формы сожительства ныне уравниваются с этим союзом 19. Мы обеспокоены кризисом семьи во многих странах. Православные и католики, разделяя одно и то же представление о семье, призваны свидетельствовать о семье как пути к святости».

Именно этот документ теперь станет новым ориентиром для верующих христиан во всех странах мира.

Александр Волков, руководитель пресс-службы патриарха московского и всея Руси: «После этой встречи продолжится жизнь, продолжится жизнь православия и католичества, но она уже продолжится с новыми импульсами, связанными с нашим совместным свидетельством о важности христианства и в Европе и на ближнем востоке, и важности защиты христиан и я думаю, что после этой встречи мы можем ожидать многих положительных тенденций».

Алексей Юдин, историк, доцент центра изучения РГГУ: «Совместные выступления, призыв к международному сообществу, к конкретным международным организациям. Чем, кстати, всегда занимались по отдельности и та и другая церковь, это новый качественно мощный импульс. И уже к такому, совместному заявлению, уже не могут не прислушаться».

Встреча в аэропорту Гаваны продлилась чуть больше двух часов. Но даже этого, столь короткого времени, было достаточно, чтобы услышать и понять главные слова, сказанные лидерами двух великих церквей: мир нуждается в нашей поддержке, а наше единство — непреходящая ценность.

 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ