Перелом в войне

14.02.2016

Сирия самая горячая сегодня точка. Не случайно об этом так много говорили на встрече в Гаване. Но что происходит сегодня в самой Сирии? Пока трудно сказать, станет ли битва за Алеппо переломной в войне. Но за тем, что там сейчас происходит, внимательно следят все. Никогда за эти пять месяцев на результат совместной работы ВКС России и сил, объединенных вокруг официального Дамаска, не смотрели так серьезно.

Даже госсекретарь Керри в четверг в Мюнхене хотя и назвал эти действия агрессивными, подтвердил: они изменили ситуацию. Именно поэтому впервые прозвучали слова о прекращении огня в течение недели. Об этом совместном решении России и США мы еще поговорим подробно.

Но пока боевые действия не остановлены, и стороны стараются закрепить свой успех. Какой ценой? Наш специальный корреспондент Анатолий МАЙОРОВ передает с линии фронта.

Десять километров до границы с Турцией. Дальше в открытом кузове пикапа не едут даже сирийские солдаты. Боевиков выбили из этих мест, но атаки мелких диверсионных групп радикальных исламистов продолжаются. Судя по хлопку, это был артиллерийский «выход». Сирийская армия ответила на обстрел своих позиций. О том, что обстрел боевиков был точным, станет ясно позже. Перед самым въездом в населенный пункт Кесаб, дорогу прикрывает еще советская броня. Т-62 и БМП-1 — основа сирийской армии — стянута не просто так. Если турецкое вторжение все-таки произойдет, город Кесаб, вот он, на склоне последней сирийской горы, может стать местом самой массовой резни христиан, вероятно, за всю историю войны в Сирии.

Жирар Хазария, настоятель храма святой Марии: «На наших храмах они написали краской: «Если вы только попробуете восстановить свои церкви – мы придем и вырежем вас всех».

Кесаб — армянский город на границе с Турцией, почти 80 процентов его жителей христиане — православные, католики и протестанты. Когда весной 14-ого гражданская война в Сирии превратилась в открытый религиозный терроризм, при поддержке турецкого спецназа город захватили боевики ан-Нусры. Это страшное видео расстрела сирийских христиан снято здесь, в Кессабе. За 87 дней религиозных чисток, исламисты уничтожили сотни верующих, сожгли и осквернили все 6 церквей этого крупнейшего христианского анклава северной Латакии.

В контексте

08.04.2018

Жирар Хазария, настоятель храма святой Марии: «Вон видите? Крест в каменной плите? Он весь в отверстиях от крупнокалиберного пулемета. У террористов это было соревнование — кто попадет точнее».

Жирар Хазария - настоятель оскверненной боевиками протестантской церкви ведет нас в армянский православный храм. Простреленные стены и закопченные каменные плиты, теперь уже часть истории, которую никогда не скрыть. На алтаре — два пустых подрамника и одна новая икона. Старинные образа девы Марии — боевики (видимо для продажи через Турцию) забрали с собой во время отступления. Саму церковь пытались сжечь — не получилось. Сожгли другие и этот христианский центр. А восстановленные храмы сейчас продолжают быть мишенью. В дом торговца, мистера Аведиса на той неделе прилетели реактивные ракеты — никто не пострадал, но намек жители Кесаба поняли. Это расплата христиан за свою веру.

Дом мистера Аведиса не представлял никакой военной ценности для атаковавших его групп радикальных исламистов, метились боевики в совершенно другое здание через дорогу. Вот оно, протестантский храм, который во время трехмесячного халифата чуть не был уничтожен, когда здесь властвовали боевики Джебхат ан-Нусры. На крыше этого храма был даже установлен их флаг. После освобождения Кесаба, в город вернулись почти все. Здесь работают школы, больницы, рестораны — со стороны обычная городская жизнь, но зная историю Кесаба, жизнь с оглядкой на ту голую горную вершину. Это уже турецкая земля. Весной 14, спецслужбы Анкары помогли боевикам захватить город, сегодня или завтра, история может повториться. Тот обстрел в начале, на который среагировала сирийская артиллерия — был точен, и, как говорят солдаты с той, турецкой стороны. С обширными ожогами в госпиталь Кесаба доставили двух раненых.

Солдат ВС Сирии: «Всегда, когда мы стреляем по боевикам — моментально включатся турецкая артиллерия. Так было и сейчас. Начался пожар, загорелась палатка нашего расчета - эти ребята сильно обожжены. По осколкам мы узнали, что нас накрыло снарядами 155 калибра».

Солдат сирийской армии не просто так уточнил калибр. У боевиков нет таких орудий, а вот у турков есть: натовские танки и дальнобойная САУ «Шторм» — 155 миллиметров. Последние три дня в районе города Кесаб артиллерия Анкары очень активна, сирийские солдаты говорят что турки пытаются расчистить коридор для входа новых групп террористов в Сирию. Старые — разбиты. На неделе здесь уничтожен один из высших офицеров сирийского крыла «Аль-Каиды» со своим отрядом саудовец с позывным «Абу Хазма». Анкара же не может смириться с тем, что ее план провалился. Обеспечить себе контроль над севером страны руками карманных террористов, пообещав им — джихад против всех неверных. Например, населения армянского Кесаба, которое ослушалось приказа боевиков — не восстанавливать свои храмы.

Хазаль Мудрен, преподаватель английского языка: «Когда боевики были в городе, они жили в моей квартире, моей семье пришлось бежать. Когда их изгнали, я вернулась домой и после них у себя на кухне я нашла много продуктов произведенных в Турции и Саудовской Аравии. Мы боимся, что сейчас затевается то же самое, но только Эрдоган уже решится на открытое вторжение — ему нечего терять».

Тревожный звонок — это переброска авиации Саудовской Аравии на турецкую базу Инджирлик. И вчерашний открытый обстрел турецкой артиллерией военного аэродрома на севере Алеппо, который отбили у боевиков всего несколько дней назад. Нервы Эрдогана сдали — солдаты Асада захватили еще несколько ключевых объектов, которые перерезали все каналы турецкого снабжения. Успешное наступление в Алеппо, который уже окрестили сирийским Сталинградом, наметил перелом в войне. Это простая география — Алеппо граничит с главным оплотом боевиков в Сирии. И западные кураторы очень испугались, что наши самолеты расчистят дорогу солдатам Асада в столицу боевиков ИГИЛ.

За 4,5 месяца спецоперации России в Сирии не было ни дня чтобы аэродром Хмеймим не разрывал грохот авиационного форсажа. Каждый месяц пилоты выполняют годовую норму авиаударов так называемой западной коалиции по борьбе с ИГИЛ. Сирийский генштаб признает, это главная движущая сила наступления солдат Асада. Взлетная полоса аэродрома под Латакией – прямая дорога в столицу боевиков и каждый такой вылет новый, расширенный плацдарм для наступления правительственных войск Сирии.

Крупнейшие успехи сирийской армии и российской авиации на фронте — провоцируют на глупости и других участников западной коалиции. На этой неделе в провинцию Алеппо залетели 2 штурмовика американских ВВС и помогли своим дружественным террористам с воздуха. Разбив несколько жилых кварталов, американцы улетели. Но потом, представитель Пентагона Стивер Уорен обвинил во всем российских летчиков.

Игорь Конашенков, начальник Управления пресс-службы и информации Министерства обороны РФ, генерал-майор: «В результате, по его словам, якобы около 50 тысяч сирийцев оказались лишены жизненно необходимых для них услуг. Мы внимательно проанализировали все данные по целям, которые вчера поражались в провинции Алеппо. Прежде всего, расстроим полковника Уоррена, – он не угадал. Российские самолеты в районе города Алеппо вчера не работали».

Силы гражданской самообороны сейчас воюют на стороне армии практически во всех провинциях страны. Не без их помощи в Хомсе была окружена крупная группировка террористов, 130 боевиков сдались в плен. Отчаянное положение толкает джихадистов на поступки «за гранью человеческого понимания». На самые проблемные участки фронта, боевики берут с собой детей на этой фотографии некий Мухаммед Кассем, по одной из версий - погиб под Алеппо. Верхушка ИГИЛ при этом продолжает пичкать молодежь своим нужным пониманием ислама. На этой неделе в сеть попали фотографии, на которых лидер ИГИЛ аль-Багдади, долгое время считавшийся мертвым, награждает победителей конкурса знатоков Корана. Появление аль-Багдади на публике — попытка доказать, все не так уж плохо. Хотя куда уж хуже. Если от позиций сирийской армии в Алеппо до города Ракка — 150 километров по прямой.

Жирар Хазария, настоятель храма святой Марии: «Зачем они все это делают? Это вопрос к Дьяволу. У меня нет ответа — это не в плоскости человеческого понимания».

Показывая нам сожженный культурный центр, где учились музыке все жители Кесаба — не зависимо от веры, пастор Жирар Хазария с надеждой спрашивает нас о дороге, ведущей в христианский город — стоит ли техника сирийской армии? Спустя полтора года, армяне снова боятся поплатиться за свою веру. Боятся того, что со стороны Турции, а ближайшую турецкую деревню здесь видно невооруженным глазом снова зайдут боевики и начнутся чистки. В районе официального пограничного перехода уже несколько недель наблюдается непонятная активность.

Это последние метры сирийской территории. Вот за этим белым забором уже нейтральная зона, дальше уже Турция. Вот их флаг с белым полумесяцем на красном фоне. Несмотря на достаточно апокалиптичные пейзажи, сирийские КПП продолжают свою работу, чего нельзя сказать о Турции. Она не впускает на свою территорию сирийских беженцев. Их единицы, не представляют никакой угрозы, но турецкая погранслужба отправляет людей к несанкционированным переходам в горы. Трюк может заключаться в том, что Анкаре нужно, во что бы то ни стало наладить перемещение боевиков. Здесь, контроль сирийской армии. А в горах, где нет солдат Ассада, отход террористов в Турцию всегда можно выдать за передвижение гражданских. По крайней мере, до тех пор, пока советская броня сирийских танков не возьмет под свой контроль весь участок границы в северной Латакии.

 

 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ