У страха глаза велики

14.02.2016

В Гаване искали дорогу к миру. В Брюсселе - к войне. К первой в этом году встрече министры обороны стран-членов НАТО готовились основательно. Радовали друг друга новыми идеями, как новогодними подарками. США - планами в четыре раза увеличить военное финансирование Европы. Британия - усилением военного контингента на Балтике у морских границ России.

Им скоро не хватит Восточной Европы, чтобы воплотить все свои мечты. Так хочется мира, что они уже готовы к наземной войне, гибридной и даже кибервойне.

Потенциальных врагов два - на востоке и на юге. На востоке - это мы с вами (если вы вдруг не поняли). При этом британская Гардиан отмечает, что альянс идет на уловки, которые, по сути, прямо нарушают подписанные с Москвой договоренности.

Так по соглашению с Россией НАТО не может размещать постоянные войска вдоль нашей границы. Однако пытается его обойти, заявляя, что ротация войск в Восточной Европе - это просто часть учений. А по сути просто заменяет постоянное присутствие войск на силы быстрого реагирования. 

Генерал армии США в отставке, военный аналитик Роберт Скейлз, еще в декабре вопрошал: кто собирается нападать на мирную Черногорию, от какой войны кого защищает Прибалтика? Зачем вообще США увеличивать военный бюджет и военное присутствие в Европе? Например (пишет генерал), в Старый Свет планируют отправить 30 тысяч американских солдат (а это меньше, чем полицейских в Нью-Йорке), «Неужели они могут защитить кусок территории, который производит 46% мирового ВВП? Вторая мировая закончилась 70 лет назад, Берлинская стена давно пала, Евросоюз стоит уже четверть века - неужели полмиллиарда жителей Европы по-прежнему не могут сами обеспечить свою оборону? Ответ в том, говорит Скейлз, что они просто не верят ни в какую угрозу Москвы».

В то же время уже без иронии американский еженедельник The Nation напоминает, что подобное наращивание военных расходов «является беспрецедентным и может быть сравнимо только с нацистской Германией, военные мощности которой были расположены так же близко к границам России».

Конечно, на нас свет клином не сошелся. Есть, к примеру, интересы в Грузии или Турции, не решен вопрос сухопутной операции в Сирии. Но все-таки русская угроза - самый капиталоемкий проект. Что же они решили на этот раз? Из Брюсселя наш специальный корреспондент Константин РОЖКОВ.

Когда говорят о штаб-квартире НАТО, часто представляют именно это: лужайка, по середине - статуя четырехконечной звезды, обозначающая стороны света, вокруг - флаги стран-участниц. Долгие годы этот пятачок был одним из главных символов, пожалуй, самой опасной войны в истории человечества - Холодной. Все фотографии на память из главного штаба Североатлантического альянса в Брюсселе будут похожи одна на другую. Здесь разрешено снимать только с одной точки и только одним ракурсом. Это сделано в целях безопасности, чтобы у потенциальных злоумышленников или террористов не было общего представления об офисе самого влиятельного в мире военного союза. Хотя на самом деле, даже если поймать момент и незаметно для охраны сделать шаг в сторону, все что попадет в кадр это бесконечные бетонные коробки серого цвета .Внутри старых корпусов, построенных еще в 60-х, то есть в самый разгар противостояния Запада и Советского Союза, продолжают нести службу те, для кого на протяжении десятилетий существовал только один враг - тот, что находится на Востоке. Вот, например, обязательный участник всех ключевых совещаний в НАТО, командующий американскими войсками в Европе Филипп Бридлав - учился на летчика-истребителя еще во времена войны во Вьетнаме, теперь один из тех, кто отвечает за новую стратегию по сдерживанию России. Молодые офицеры, сделавшие карьеру уже после Холодной войны, до командных постов дослужиться еще не успели и пока изучают приёмы своего начальства, которое вновь достало из арсеналов идеи и обороты, казалось, давно ушедшей эпохи.

Эштон Картер, министр обороны США: «В Европы мы теперь сфокусированы на противостоянии российской агрессии. Мы будем отправлять еще больше наших войск в Европу. Будем оплачивать больше военных учений для наших союзников и будем перебрасывать к российским границам еще больше военной техники».

Министр обороны Соединенных Штатов Эштон Картер, чья военная карьера тоже начиналась в годы Холодной войны, на этот раз приехал в штаб-квартиру НАТО в Брюсселе, чтобы объявить о крупнейшем со времен распада СССР увеличении военных расходов США в Европе. Это означает, что рядом с нами теперь будет еще больше учений, к нашим границам будут посылать еще больше воздушных патрулей. Риск прямого военного противостояния возрастает прямо пропорционально росту количества военной техники. И всё это из-за пресловутой «русской угрозы». Мы попытались выяснить в штаб-квартире Северного альянса - что же это такое?

В контексте

06.12.2015

Черногория в НАТО: «ненужный друг в Facebook»?

Помощник Картера: «Извините, я не могу говорить, мне надо бежать».

Константин Рожков, корреспондент: «Может тогда мне поговорить с кем-то из ваших коллег. Вообще я всего лишь хочу задать вопрос мистеру Картеру о так называемой «русской угрозе». Как это можно сделать?»

Помощник Картера: «Боюсь, мы уже утвердили перечень вопросов, которые будут заданы. Обычно мы делаем это заранее».

Задать вопрос о «русской угрозе» главе Пентагона так и не удалось. А сам Эштон Картер в подробности вдаваться не стал. В конце концов, европейскому обывателю все и так объяснили. Британский телеканал BBC прямо перед советом НАТО, где было объявлено о переброске дополнительных сил Альянса к границам России, показал фильм, снятый в стилистике документального кино, о российском вторжении в Латвию. То, что даты выхода фильма и встречи военных министров Альянса в Брюсселе совпали, выглядит, по меньшей мере, подозрительно. Как будто британские журналисты готовили почву для заявлений западных генералов и политиков. В результате русские танки вторглись в Латвию только по телевизору, а натовские к нашим границам теперь уже перебросят по-настоящему. Но одно дело обычные люди, на которых подобные «страшилки» может и подействуют. Другое – официальные лица. У них-то вместо фобий, наверняка должны быть веские доказательства, что Россия в ближайшее время и правда планирует напасть хоть на кого-то из членов Альянса.

Константин Рожков (корреспондент): «Вы можете конкретно объяснить, что вы имеете в виду, когда говорите о российской угрозе? Когда и каким образом, по-вашему, Россия должна вторгнуться в Восточную Европу?»

Майкл Фэллон, министр обороны Великобритании: «Нет, нет, мы видели проявление агрессии со стороны России в прошлом, когда она, как мы считаем, аннексировала Крым и стала поддерживать повстанцев на Юго-Востоке Украины. И теперь Альянс на это реагирует».

Но почему-то при этом не учитывается, что Крым раньше принадлежал стране, которая в НАТО не входила. Это раз. Во-вторых, прежде, чем случилось воссоединение, на полуострове прошел народный референдум, пусть даже его итоги не признали на Западе. Сейчас же официальные лица НАТО говорят о военной угрозе именно членам Альянса. Хотя представить, скажем, поляков или эстонцев, голосующих за вхождение в состав России, мягко говоря, сложно.

Константин Рожков, корреспондент: «Все-таки, неужели вы, правда, верите, что Россия в ближайшее время нападет на Прибалтику, как показано в фильме BBC?»

Майкл Фэллон, министр обороны Великобритании: «Ну, я не готов сейчас рассуждать о природе российской угрозы. Могу сказать только, что НАТО - это организация, нацеленная на оборону своих членов. Вот мы и повышаем свою обороноспособность на случай абсолютно любой угрозы».

Добиться прямого ответа от британского министра так и не удалось. Может, помешали предупреждающие плакаты, которыми был увешан весь пресс-центр: «никаких секретных разговоров в этой комнате». А может, никакого секрета и вовсе нет. А «русская угроза» была просто выдумана? Одну из стен натовской штаб-квартиры украшает нечто вроде летописи, где указаны самые важные даты в истории Альянса. Понятно, что год распада Советского Союза – одна из центральных. Начиная с 91ого, для военного блока наступило время мучительных поисков нового смысла существования. Воспринимать Россию в качестве друга здесь так и не научились. Показательно, что единственный совместный снимок генерального секретаря и российского лидера и тот повесили в самом дальнем зале, где его почти никто не замечает.

Александр Грушко, постоянный представитель РФ при НАТО: «Психология «рыцаря холодной войны» берет свое и то, что сегодня делает НАТО и в политическом, и в военном смысле это строительство нового железного занавеса».

И наоборот, когда случился Крым и гражданская война на Украине, в НАТО как будто очнулись после долго сна. Расходы на оборону, впервые с развала Союза, стали не срезать, а наращивать. Альянс наконец-то достроил здание новой штаб-квартиры, которое даже внешне поражает своим размахом. В полную мощь и даже с огоньком заработал так называемый информационный отдел, который в годы Холодной войны отвечал за войну на идеологическом фронте. К примеру, там выпустили такие вот листовки, причем, на русском языке, в которых прописаны «5 главных мифов России о НАТО». В частности мифом называется то, что учения Альянса направлены на провокацию.

Константин Рожков, корреспондент: «Ну как же? Вот Великобритания проводит учения по высадке десанта в Иордании, и я читают в английских газетах, что это на самом деле отработка высадки десанта в Прибалтике».

Роберт Пшель, представитель департамента информации НАТО: «Подождите, здесь разные вещи, человек в газетах, но обратитесь, конечно, формально скажу, но это правда, обратитесь к британским коллегам это не учение НАТО»

При этом – почему-то не считается, что такие учения проводят страны, которые являются участниками Альянса. Что касается истории, будто российские военные самолеты специально нарушали воздушное пространство Турции, чтобы подразнить президента Эрдогана, то выясняется, что это уже не миф.

Константин Рожков, корреспондент: «По нашим данным самолет не влетал все-таки, это вопрос спорный».

Роберт Пшель, представитель департамента информации НАТО: «Ну, ваши данные и данные 28 стран НАТО».

Константин Рожков, корреспондент: «Слушайте, я уверен, что, например, у Польши нет данных о нашем самолете. Есть данные только Турции, которым вы доверяете на слово».

Роберт Пшель, представитель департамента информации НАТО: «Я знаю как у нас проходят дискуссии в НАТО и все союзники разговаривают очень открыто, у нас есть разные… Так короче говоря, все союзники уверены, что самолет залетал!»

И все же, как минимум, один миф о России в НАТО все же есть. И развеял его, возможно, сам до конца этого не осознав, сам генеральный секретарь организации Йенс Столтенберг.

Константин Рожков, корреспондент: «Вы заявили о крупнейшем со времен Холодной Войны наращивании военной активности НАТО в странах Восточной Европы, вдоль границы с Россией. Вы также сказали, что это делается для того, чтобы альянс мог противостоять любой угрозе. Но о какой угрозе вы говорите? Вы правда верите, что Россия может напасть, скажем, на Прибалтику?»

Йенс Столтенберг, генеральный секретарь НАТО: «Мы не видим никакой немедленной угрозы для членов НАТО со стороны России. Но мы видим, что все сложнее и сложнее ситуация в области безопасности складывается на Востоке Европы. Россия инвестирует в оборону на протяжении многих лет, и проводит крупные военные учения. И готова использовать военную силу для устрашения своих соседей».

В каком-то смысле это тянуло на мини-сенсацию. Глава Североатлантического альянса все-таки был вынужден публично признать, что не ждет русских танков в Прибалтике со дня на день. Правда, когда ждет, тоже не уточнил. А вдруг, они вообще не приедут. Зато приедут американские. На всякий случай. И тогда расходы на оборону в Альянсе вырастут еще. Натовские генералы переедут в еще более просторные новые кабинеты. Пусть «Русская угроза» для Европы - это миф, но миф, который работает. Ведь, как говорится, у страха глаза велики.


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ