Свергнуть мёртвого вождя

28.02.2016

А сейчас мы хотим поговорить с вами о событии, которое имело особое значение в истории нашей страны. 60 лет назад в Москве на ХХ съезде партии впервые публично политической анафеме был предан Сталин.

О последствиях культа личности, репрессиях 37-го года, значении ХХ съезда и хрущевской оттепели, которая пришла потом, в начале 60-х - написано немало. Копий сломано тоже немало.

Однако почему-то до сих пор в тени остаются важные подробности того, что именно случилось на съезде. А ведь завеса молчания была опущена сразу.

В тот, последний день съезда, 25 февраля 1956 года, утреннее заседание объявили закрытым. Стенографистов из зала удалили. Прения не объявляли. Даже сам доклад “О культе личности и его последствиях", который Хрущев несколько часов читал в гробовой тишине зала, на 30 лет был положен в архив под грифом «строго секретно». И кто мог подтвердить, что это был именно тот, полный его текст?

А ведь все, что произошло тогда на съезде, требует серьезного анализа. Вопросов масса. Да, доклад о культе личности впервые раскрывал страшные подробности массовых репрессий конца 30- годов.

Но почему на этот шаг пошли те, кто еще три года назад в слезах стояли у гроба вождя? Те, кто и сейчас привычно сидели в президиуме со сталинскими орденами на пиджаках.

Как они вычищали архивы? Как правили этот доклад, чтобы «самим не выглядеть дураками» (это слова Булганина)? Чего в их поступке было больше - желания сказать стране правду или личной трусости? Ведь их руки тоже были по локоть в крови.

Но они не сказали с трибуны съезда: мы все повинны. Они сказали - вот он виноват. А главное, поступили привычно - просто переключили невидимый тумблер и приказали миллионам людей: теперь будет так, враги и герои меняются местами.

Наш специальный корреспондент Виктор ЧЕРНОГУЗ изучал подробности и пытался ответить на вопрос, почему именно в тот день был сделан первый шаг к развалу Советского Союза.

 %related%

Диктор: «Москва, день открытия  20  съезда Коммунистической партии Советского Союза».

Конечно, для 1400 делегатов это был праздник. Страна почти пришла в себя после лишений великой отечественной, народное хозяйство бурно восстанавливалось, КПСС обещала гражданам только мирное небо над головой. Заговорили даже о возможности взаимовыгодного сосуществования с капиталистами. Так что в Кремль они шли - утвердить планы на очередную пятилетку. И только знатоки партийных интриг догадывались: этот съезд точно войдет в историю.

Диктор: «Съезд открыл первый секретарь центрального комитета коммунистической партии Советского Союза, товарищ Н.С. Хрущев».

Казалось бы деталь, но принципиально важная. Начиная еще с 30-х годов первым на съездах КПСС всегда выступал Вячеслав Молотов. Отказ от этой неписанной традиции означал только одно: в Кремле началась схватка даже не за власть, а за жизнь.

Елена Прудникова, писатель, публицист: «Члены политбюро его люто ненавидели, как нетрудно догадаться, и авторитет Хрущева, даже при том, что он первый, был несовместим с авторитетом Молотова, Ворошилова, даже Кагановича. Поэтому совершенно ясно было, что если его снимут, то результатом будет высшая мера наказания».

А началось все гораздо раньше - почти 3 года назад. В марте 1953-го.

Диктор: «Тысячи венков, живые цветы, они запечатлели в себе глубокое чувство трудящихся к отцу народного счастья».

Очередь из десятков тысяч людей, неподдельное народное горе. Ближе всех к телу вождя - верные соратники. Те, на кого он оставил советскую империю.

Диктор: «Товарищи Маленков, Берия, Ворошилов, Молотов, Булганин , Хрущев , Каганович, Микоян».

Уже совсем скоро будет расстрелян Лаврентий Берия, потом с должности сместят Георгия Маленкова. К 1956-му путь к Кремлевскому трону Хрущеву преграждали лишь они - сталинская тройка - Молотов, Каганович, Ворошилов. Недовольство политикой Никиты Сергеевича они проявляли открыто.

Юрий Емельянов, историк, писатель: «Хрущев начал судорожно действовать, чтобы укрепить позиции против Молотова. Прежде всего, ударить по авторитету Молотова, что такое Молотов? Это второй авторитет после Сталина, весь его авторитет зиждется на Сталине. Ударить по Сталину, чтобы дискредитировать Молотова».

Подготовку Хрущев начал вполне по-сталински, продуманно и загодя. Сразу после смерти вождя народов он стал курировать изучение архива генералиссимуса.

Юрий Емельянов, историк, писатель: «Было уничтожено, как говорить историк Наумов до 11 мешком документов, компрометирующих Хрущева. А потом Хрущёв начал говорить, надо ставиться вопрос кто у нас был репрессирован».

Во многом это оберегало Хрущева от неудобного вопроса: а что он делал во время больших чисток. Характерный пример - за те несколько лет, пока Хрущев возглавлял парторганизации Москвы и области, из 38 руководителей высшего звена в живых остались - трое. Простых же партийцев расстреливали - десятками тысяч. Никита Сергеевич, конечно, не мог не быть в курсе. 

Гровер Ферр, автор книги «Антисталинская подлость», доктор философии: «Хрущев был вовлечен в очень многие казни, при нем расстреляли в Москве и на Украине почти 200 тысяч человек. Об этом многие знали, и разоблачения на съезде помогли ему скрыть свои преступления. Это выглядело так, что Сталин был виноват во всем, а Хрущев и партия как бы ни при чем. Позже Горбачев использовал эту же тактику». 

Сам доклад готовила группа академика Поспелова. Молотов и Каганович настаивали: да, о репрессиях писать нужно, но не только о них. Индустриализация, победа в войне - все это тоже при Сталине было. Да и как объяснить коммунистами мира: 3 десятка лет на труд и на подвиг их вдохновлял тиран и преступник? Но в итоге Хрущев выступил со своим вариантом, который правил прямо по ходу съезда. Без согласования с остальными членами Политбюро.

Цитата из Доклада: «Сталин ввел понятие «враг народа. Этот термин сразу освобождал от необходимости всяких доказательств идейной неправоты человека или людей, с которыми ты ведешь полемику: он давал возможность всякого, кто в чем-то не согласен со Сталиным, кто был только заподозрен во враждебных намерениях, всякого, кто был просто оклеветан, подвергнуть самым жестоким репрессиям, с нарушением всяких норм революционной законности».

Еще в тексте было про становление культа личности и уничтожение партийного аппарата, приводились подробности пыток и избиений видных членов КПСС. Впервые официально был признан факт депортации народов и, расстрела миллионов невиновных. Историки подсчитали: накануне смерти Сталина в лагерях, тюрьмах и колониях находились более 2,5 миллионов человек – население небольшой европейской страны. Их труд в застенках во многом стал залогом эффективности сталинских пятилеток.

Игорь Курляндский, старший научный сотрудник Института российской истории РАН: «Поэтому решили менять этот сталинский курс, на избавление от ГУЛАГа от этого гигантского рабопромышленного монстра, на какое-то облегчение жизни колхозников, на облегчение выражения собственного мнения».

Расстаться с кровавыми пережитками прошлого, при этом, не поставив под сомнение саму суть коммунистического режима – по сути это было главной задачей доклада Хрущева. Обезопасить себя от неудобных, но вполне логичных вопросов: не разделяет ли партия и политбюро ответственность за преступления Сталина, решили с помощью привычного способа. Формально свой доклад Никита Хрущев зачитал, соблюдая все меры секретности. Никаких иностранных делегатов в зале, строгие штампы: не для публикации на самом тексте выступления. Не помогло. Уже совсем скоро едва ли не вся страна знала, о чем говорил в Кремле Никита Сергеевич. Мир рухнул у нас на глазах - так чаще всего описывают свои впечатления делегаты съезда. Почему из 1400-т человек никто так и не проголосовал против утверждения итоговой резолюции съезда, легко понять, вспомнив: начиная еще со времен Ленина, внутрипартийный раскол был признан самым тяжким преступлением. Никаких дискуссий и политических платформ в КПСС, партия выучила это правило ценой жизней сотен тысяч репрессированных. При Хрущеве, несмотря на все разговоры про оттепель, стрелять не прекратили.

Рэм Меркулов, сын бывшего министра Госконтроля СССР Всеволода Меркулова, одноклассник Светланы Аллилуевой: «Опасность расстрела , всех ребят расстрелял Хрущев, он расстреливал не только командующих, моего отца например, но и меня бы убили».

Так что пойти против Хрущева смогли только зарубежные коммунисты. Китай, прежде всего. Именно после 20-го съезда дружба СССР с Поднебесной закончилась, а ведь этот союз уже тогда мог бы стать самым сильным геополитическим блоком в мире.

Арсен Мартиросян, историк, писатель: «Они понимали, что это закончится очень плачевно. Мао открытым текстом сказал, вы начинаете с этого, а закончите развалом СССР, впрямую Хрущёву сказал. Собственно с этого и началось расхождение».

Еще возмущались итальянский коммунист Тольятти и глава компартии Франции Торез. Особенно после того, как летом 56-го текст доклада появился в Нью-Йорк Таймс. Лучшего подарка США  придумать было сложно. Рассказав всему миру: сталинский режим был преступен, новые кремлевские вожди не предложили  миллионам сочувствующих идеям коммунизма людей равнозначной альтернативы.

Елена Прудникова, писатель, публицист: «Хрущевские разоблачения мировое коммунистическое сообщество подкосило полностью. До того мировое коммунистические движения работали с нами за идею, после 20-го съезда в основном стало работать за деньги».

Уже осенью 56-го в Венгрии вспыхнули беспорядки, в Будапешт пришлось вводить танки. С тех власть коммунистических партий в странах восточного блока держалась не столько на верности идеалам социализма, сколько на штыках. Впрочем, еще раньше бронетехника появилась на улицах Тбилиси. В марте 56-го доклад о разоблачении культа личности начали обсуждать в республиканских, городских и районных парторганизациях. Соотечественники Иосифа Виссарионовича выступление Хрущева не поняли и не приняли. По Грузии прокатилась волна митингов, толпа едва не взяла штурмом правительственные учреждения. Восстание подавили по-сталински кроваво, с помощью армии. Погибли 15 человек. Больше на улицы в СССР долго не выходили, советские люди привыкли молчать, но это не значит, что разоблачения 20-го съезда остались без последствий.

Игорь Пыхалов, историк, публицист: «Это все подтачивало основы нашего общества, лишало людей ориентиров, и все это привело к тому, что когда наступила перестройка, пришло время испытаний, оказалось, что в КПСС несмотря на ее численность 19 миллионов, настоящими коммунистами являются единицы».

5 лет спустя, в 1961-м было решено вынести тело Сталина из Мавзолея, одновременно начались массовые переименования городов и улицы, демонтаж памятников и монументов бывшему генсеку. Тогда же, на 22-м съезде партии Никита Хрущев торжественно объявил: это поколение советских людей будет жить при коммунизме. Построение которого, так и оказалось утопией. Не в последнюю очередь, возможно, благодаря докладу, сделанному в Кремле в феврале 1956-го.

 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ