Турецкий базар

13.03.2016

Саммит ЕС-Турция должен был решить главный вопрос: готова, наконец, Анкара закрыть собой поток нелегальных мигрантов и сколько это будет стоить? Торг идет не первый раз. Но на какой сумме он будет закончен? Как заметил президент Чехии Милош Земан, «с проведением каждого следующего саммита сумма будет только повышаться». И оказался прав. Пока так и происходит. Желание Европы понятно - сделайте что-нибудь, чтобы мы их больше видели. Но каких именно шагов она хочет от Турции? Детали раскрыла турецкая Star gazete: «ЕС требует, чтобы Турция всем давала статус беженца, а не «лица, ищущего убежище». Но если Турция на это согласится, то все, кого она примет в качестве беженцев, будут размещены в лагерях. Но уже не в таких, как сегодня. Те, кто будут сюда попадать, уже не смогут выбраться. Они будут так же забыты, как более четырех миллионов палестинцев, которые на протяжении 68 лет брошены на произвол судьбы в 61 лагере для беженцев. Да, Союз даст деньги. Но пока этих денег нет. Возможно, ЕС окажет материальную помощь - отправит кухонные плиты, одеяла, кастрюли. Лишь некоторые, выбранные в этих лагерях беженцы будут отправлены в Европу. Лишь немногие мужчины из тех, кто «полезен для работы» (как на современном рынке рабов), станут европейскими беженцами».

Улыбки перед камерами и жесткий торг за закрытыми дверями - подробности саммита у шефа европейского бюро Пятого канала Виталия ЧАЩУХИНА.

Под покровом ночи, на нейтральной территории и без лишних свидетелей - этот неловкий для Европы момент. Чтобы покончить с крупнейшим миграционным кризисом, пришлось заискивать - подумать только! - перед Анкарой. Вот уж неожиданный союзник для брюссельской бюрократии.

Ангела Меркель, федеральный канцлер Германии: «Добро пожаловать, здравствуйте!»

Зрелище, конечно, не для слабонервных. Одни называли его откровенно «тошнотворным», другие - «самой смелой авантюрой Меркель». Всё потому, что европейцам слишком дорого придётся заплатить за гостеприимство немецкого канцлера: беженцы стали мощнейшим геополитическим оружием в руках Эрдогана.

Реджеп Тайип Эрдоган, президент Турции: «Мы потратили на прием беженцев уже 10 млрд. долларов, а Евросоюз только обещает поддержку в виде 3 млрд. евро, но до сих пор не дал их. Прошло уже 4 месяца, а они все обещают. Сейчас там, в Брюсселе находится наш премьер-министр, надеюсь, он вернётся с деньгами».

Деньги, беженцы, шантаж - вот формула, с которой в Брюссель был отправлен премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу. В какой-то момент он вообще превратил это важнейшее для Европы событие в самый настоящий «турецкий базар», цены на котором постоянно росли, а торг был совершенно уместен. Еще больше денег (не три, а шесть миллиардов), безвизовый режим и ускоренное вступление в Евросоюз - вот что требовали турки в обмен на готовность блокировать поток беженцев. Многомиллиардная сделка с Анкарой не только не остудила пыл противников такой миграционной политики, но и повысила градус недовольства, особенно в немецком обществе. «Меркель должна уйти», - вот, что скандируют сегодня на улицах Берлина.

В контексте

02.09.2018

Германию захлестнула волна антимигрантстких бунтов.

Участник акции: «Да, мы должны свергнуть Меркель. Почему? Вы сами посмотрите, что творится! Мы уже по горло сыты ее политикой».

Участник акции: «Я специально вышла сегодня на улицу в знак протеста против этой сделки с Эрдоганом, с которым нам нельзя торговаться. Я уверена - все наши деньги будут разворованы. Уж лучше эти деньги отправить в другие страны, чем этому ужасному диктатору».

Участник акции: «Меркель допустила слишком много ошибок. И если Турция добьётся своего, то это будет последним гвоздем в европейский гроб».

Немецкий политик турецкого происхождения Севим Дагделен сделала неутешительные подсчёты - Германии придётся заплатить львиную долю из того, что потребовала Анкара. Что это, если не дань? И дойдут ли выделяемые деньги до самих беженцев, обосновавшихся в турецких лагерях?

Севим Дагделен, депутат Бундестага Германии: «В этих временных лагерях живет всего лишь 300 тысяч сирийцев из 2 млн., о которых шла речь на саммите, остальные ведут нищую жизни в трущобах и на улице. Так что деньги до них просто не дойдут. Сделка с Турцией грязная - Германия, весь Евросоюз предали наши европейские ценности, доверив свою судьбу турецкому диктатору Эрдогану».

Гарантий требуют и союзники Меркель по ЕС, за спиной которых, кстати, она и согласилась на такие кабальные условия. Ультиматум Турции может стать скорее инструментом давления на ЕС, чем действенным способом решения миграционного кризиса.

Юха Сипиля, премьер-министр Финляндии: «Не должно быть так, что деньги в Турцию уйдут, а беженцы – нет».

Первые корабли с переселенцами на этой неделе, впрочем, отчалили от греческих берегов в сторону Турции. Но не с концами. Это такой хитрый обмен - нелегальных и экономических мигрантов, которые не имеют документов, депортируют туда, а обратно турки сразу же высылают тех, кто действительно нуждается в убежище.

Ахмет Давутоглу, премьер-министр Турции: «Мы подтвердили свою готовность принимать обратно всех нелегальных мигрантов, прибывших в Евросоюз из Турции, невзирая на их национальность. Взамен ЕС будет забирать из Турции по одному сирийскому гражданину, который имеет право на статус беженца».

То есть Греция, как была «залом ожидания» для десятков тысяч беженцев, так и им и останется. Вот такое взаимное надувательство. И попробуй, скажи что-то против. Вот уже и Европарламент становится не местом для дискуссии на этот счёт. Попытка одного греческого депутата выразить недовольство таким решением миграционного кризиса обернулась его удалением из зала.

Мартин Шульц, председатель Европейского парламента: «Пожалуйста, выведите его из зала. Я процитирую вам всего одну фразу из его речи по итогам прошедшего саммита ЕС-Турция: «Турки являются духовными варварами и мошенниками». Наш коллега считает, что единственный эффективный путь борьбы с турками это «кулак и решимость». Вы перешли красную черту, пропагандируя расизм, и здесь это не пройдет».

Европа оказалась бессильна перед турецким шантажом и терпит очередное поражение. Но это еще не конец, а начало конца - на 17 марта назначен решающий саммит, на котором европейские лидеры должны будут или согласится с «турецким ультиматумом», или в очередной раз продемонстрировать разобщенность и отчаяние с характерным в последнее время для Евросоюза треском.


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ