Последняя Надежда

13.03.2016

Всю неделю Киев живет страстями по Савченко. Суд идет к концу. После 20-го начнут читать приговор. Срок обещает быть долгим, статья тяжелой. А значит, эта часть истории старшего лейтенанта армии Украины, наводчицы Савченко закончится. Конец придет телесъемкам в зале суда, эпатажу, да и портрет ее вряд ли провисит в Раде еще 20 лет. Вот и надо из последних дней выжать шума побольше.

О том, как депутаты в борьбе «за Надю» срывают флаги чужой страны, а блок президента зовет всех громить российское посольство (именно так - люди Порошенко первыми нарушают нормы международного права и зовут за собой других) - об этом мы поговорим буквально через минуту. Но сначала - о последнем слове Савченко, которое прозвучало на этой неделе в суде. Понятно, что там Россия исключительно «страна третьего мира», марионетки - так кремлевские, Путин - тиран. Но это все мусор, написанный кем-то.

Там есть путаная, но главная мысль, главная мечта Савченко - это героически умереть. Из принципа. И она знает как: вот сейчас перестану есть и начну медленно умирать, и, может быть, Порошенко меня тогда спасет, а когда я все-таки героически умру, меня похоронят на родине с почестями. А еще, когда я назло всем умру, я стану президентом и руки России никогда не подам. Вот. Я не хочу обсуждать ее голодовку - эту опасную игру с собственным здоровьем. Но если говорить серьезно: это известный в истории истерический психотип псевдо-героев-революционеров, которым очень важна сама форма их героический смерти. Они, как правило, еще и чертеж памятника для себя оставят. Но покупаться на этот откровенный шантаж нельзя. Савченко - никакой не герой и не страдалец за идею. Она не автор детских книжек и не учитель физики, попавший в жернова гражданской войны. Она человек в погонах. Боец карательного батальона. Ее судят за гибель моих коллег Игоря и Антона. И только представьте: а если бы (ну, вдруг) ребят там не было, она бы просто положила беженцев из Луганска в том лесу, и никто бы никогда не узнал ее имени. Какова страна - таковы и герои. Слово специальному корреспонденту Дмитрию ПИЩУХИНУ.

За время своего пребывания в СИЗО обвиняемая в убийстве российских журналистов Надежда Савченко успела стать депутатом Верховной Рады, делегатом Парламентской Ассамблеи стран Европы и заодно, что называется, на сдачу, получить звание Героя Украины. Это, похоже, еще не предел - сиделице заочно предлагают высокие должности, а сама она не прочь даже возглавить Незалежную. Злые языки шутят: «Савченко - единственный украинский депутат на своем месте. За решеткой и не ворует».

Руслан Бортник, директор украинского Института анализа и менеджмента политики: «Из рядового военнопленного по большому счету, которого давно бы уже обменяли, как сотни людей до того, сконструировали политический инструмент, сконструировали объект для тяжелых политических торгов. Часть украинских политиков, особенно те, что сидят в администрации президента или в доме правительства, они не заинтересованы в возвращении Надежды Савченко. Они заинтересованы в продолжении этой ситуации, в медийной раскрутки этой ситуации».

В контексте

02.09.2018

Что ждет молодую Республику?

По версии Киева, Савченко - истинный патриот Незалежной. Была на Майдане, по зову сердца воевала на Донбассе, учила новобранцев, истребляла «колорадов» и «ватников». Как такую бросить? Вот и вышли на прошлой неделе на Украине сотни радикалов поддержать старшего лейтенанта, кто чем мог. Могли - как обычно. В сторону российских консульств летели краска, яйца и коктейли Молотова. В Одессе жгли автомобили, в Киеве пытались штурмом взять наше посольство, во Львове депутат, с говорящей фамилией Парасюк, сорвал и сжег российский флаг. И вот уже исторические параллели напрашиваются сами собой.

Константин Бондаренко, политолог: «Можно вспомнить, когда Степан Бандера, никому не известный политик в то время, попадает на львовский, а потом варшавский процесс, его судят, приговаривают сначала к смертной казни, а потом к пожизненному заключению, это приводит к взрыву эмоций, он становится национальным героем, народ начинает слагать песни о нем».

И всю эту вакханалию с удовольствием поддержали западные политики. Выпустить на свободу Савченко просил госсекретарь США Джон Керри. Несколько депутатов стран Совета Европы объявили голодовку - целый день испытывали к России такую личную неприязнь, что ничего не ели. А депутат Европарламента Петрас Ауштревичус предложил инициировать «Список Савченко» - по аналогии со «Списком Магнитского». Для полноты картины осталось только отлить Надю в бронзе.

Анатолий Шарий, медиаэксперт: «Это напоминает мне маленького Ильича, скоро будут печатать значки и лепить друг другу или повязывать галстуки с ее изображением. Лично мое мнение, может оно кому-то не понравится, Порошенко очень выгодно было бы, если бы с Надей что-то плохое случилось. Тогда бы они ее реально в бронзе отлили бы».

Но, судя по всему, никто из сердобольных защитников Савченко даже не вникал в суть ее уголовного дела. Никого почему-то не смущает, что судят ее за причастность к убийству. Два года назад наша съемочная группа была на месте, где взорвали наших коллег, российских журналистов.

Дмитрий Пищухин, корреспондент: «Украинские силовики давно не выбирают целей. Для них, кажется, уже неважно, в кого стрелять».

Накануне трагедии мы снимали сюжет о гуманитарном коридоре для мирных жителей, которые бежали в Луганск из оккупированного поселка Счастье. Но как только подъехали к пропускному пункту, с украинской стороны открыли огонь. Укрыться удалось в импровизированном бомбоубежище.

Боец ополчения: «Осторожно. Стреляют не очень метко, поэтому разброс хороший».

На следующее утро здесь расстреляли Игоря Корнелюка и Антона Волошина. Прицельным огнем из миномета. Еще через несколько дней нам первыми из российских журналистов удалось пообщаться с главной обвиняемой Надеждой Савченко. Уже тогда боец с позывным «Пуля» признавалась, что обучала украинских добровольцев держать в руках оружие и не бояться идти на смерть…

Надежда Савченко: «Повоевать вот это, дали в руки автомат это одно. Понятие убивать – это другое. Я пришла к ребятам, с которыми стояла на Майдане, у вас национальная гвардия называется, и все такое, люди, которые никогда не служили и не знают, как и куда стрелять, что происходит в бою».

И откровенничала о том, что на войне могут быть случайные жертвы.

Надежда Савченко: «Люди, которые в городах остаются. Пуля дура - она летит куда угодно».

Тогда Савченко не скрывала, что была в отпуске, то есть фактически не находилась в рядах вооруженных сил Украины, а отправилась на Донбасс помогать бойцам «Айдара» - к тому времени еще не узаконенного вооруженного формирования.

Надежда Савченко: «Мне все равно когда умирать, большинству ребят тоже все равно когда умирать. Кто хочет выжить, тот и бежит».

И что бы Савченко ни говорила про исполнение воинского долга, на деле - украинские власти так и не ввели военное положение в своей стране. К тому же официальный Киев вряд ли обрадуется возвращению пленницы. Скорее всего, о ней в лучшем случае, просто забудут.

Руслан Бортник, директор украинского института анализа и менеджмента политики: «Надежда Савченко, как живой объект, в Украине им не интересен и, более того, опасен. Потому что Надежда за два года информационной раскрутки этого дела имеет рейтинги электоральные, имеет доверие в радикальных и патриотических кругах, ее возвращение с ее негативным отношением к президенту, которое она демонстрировала, к украинской власти, оно чревато усилением конфликтности и дестабилизации в политической системе».

Все это рушит надежды Украины оказаться в НАТО. На днях глава Еврокомиссии Юнкер непрозрачно намекнул, что членство в Североатлантическом Альянсе не светит Украине еще как минимум 25 лет. А американский посол имел неосторожность рассказать, каким Вашингтон видит будущее Незалежной. Украина, по планам США, должна стать аграрной страной.

Игорь Беркут, лидер партии «Великая Украина»: «Американский посол, как бы это по-русски сказать, он «вери синсарли» – он не лжет».

Комментируя высказывание своего американского друга, лидер партии «Великая Украина» Игорь Беркут, кажется, еще больше разозлил соотечественников. Украинцев обидело то, что дипломат сравнил их с необразованными индейцами, а стране отвел роль американской колонии.

Игорь Беркут, лидер партии «Великая Украина»: «Что первые сделали украинцы, они взяли у нас кредит и потратили деньги на то, чтобы отдать нам ядерное оружие. Чем это, говорит, отличается от того, что индейцы для того, чтобы получить стеклянный бусы, продают Манхеттен? Ничем не отличается».

Вот и в истории с Савченко, очевидно, что Киев идет на поводу у своих западных кураторов. За судьбу старшего лейтенанта ВСУ международная общественность переживает так, словно на ней и впрямь свет клином сошелся. Впрочем, суть украинской политики в очередной раз раскрылась благодаря гениальному розыгрышу. На днях Надежде Савченко пришло письмо от самого Петра Порошенко. Глава государства просил Героя Украины прекратить голодать, во всем сознаться и обещал за это поддержку и даже министерский пост. Через несколько часов выяснилось, что президентское послание и телефонный разговор с адвокатом оказались ненастоящими.

Вован, пранкер: «Должно звучать, что президент Порошенко именно об этом просил».

Марк Фейгин, адвокат Надежды Савченко: «Все будет как надо. Вопрос вины для нее принципиальный. К сожалению не продавил я, дайте мне еще какое-то время, надеюсь в ближайшее время я сделаю».

Вован, пранкер: «Вы понимаете, что это нужно».

Марк Фейгин, адвокат Надежды Савченко: «Хоть чуть-чуть надо времени и все получится».

Адвокат Марк Фейгин строго выполнил все инструкции тех, кто его разыграл по телефону. Он щедро раздавал интервью телеканалам, а также предоставил текст письма. Причем ни на минуту не усомнился в том, что послание от Порошенко. Когда же адвокату позвонил уже настоящий пресс-секретарь президента Украины, Фейгин даже не стал с ним разговаривать, назвав это провокацией.

Владимир Кузнецов, пранкер Вован: «Адвокат поддерживал любой текст, который пришел якобы от Порошенко. Причем письмо было не на бланке официальном, без подписи, просто текст, набранный на компьютере, отправленный по электронной почте. Его это вполне удовлетворило».

Эксперты отмечают: политическая ситуация настолько неадекватная, а заявления первых лиц так часто противоречат дипломатическим и юридическим нормам, да и вообще всякой логике, что никого бы не удивило, если бы Порошенко действительно предложил лётчице стать министром или даже кем-то повыше. Хотя, после конфуза с письмом, и многих других, о которых в Киеве так старательно пытаются забыть, становится понятно, кто на самом деле мог бы легко управлять всей Украиной. Дистанционно, по телефону.


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ