"Зеленый коридор" террора

03.04.2016

Балканы остаются еще одной тревожной зоной на карте Европы. О том, что здесь рассадник исламского терроризма, давно пишут журналисты и эксперты. Еще десять лет назад американские аналитики отмечали: «Косово - один из главных узлов этой сети. Это слабая, политически нестабильная страна, где властвуют преступность и коррупция, и поэтому сюда съезжаются экстремисты со всего света в поисках укрытия, здесь планируются нападения на цели по всему миру - в Западной Европе в частности». Десять лет назад.

Сегодня вербовочные центры работают в мечетях, а под тренировочные базы нередко просто снимают спортзалы обычных школ. И все это в двух шагах от центра Европы. Казалось бы, события в Париже и Брюсселе должны были напугать правительства всех стран, заставить их провести ревизию опасных районов. Но - нет. Наш специальный корреспондент Анатолий МАЙОРОВ проехал через горячие точки на Балканах и утверждает, что сегодня Косово, Македония, Хорватия, Сербия встроены в единый продуманный коридор, по которому ваххабиты и радикалы движутся в Европу. И конечный пункт их движения совсем не Бельгия.

Так, почему они облюбовали страны бывшей Югославии, кто ведёт вербовку и кто им помогает? Эксклюзивные подробности смотрите в специальном расследовании Анатолия МАЙОРОВА.

Ночь. Лес. Где-то в Косово. Сначала был потерян сотовый сигнал, вслед за ним - определение координат по GPS. Потом предательски закончился асфальт. Точнее - последняя надежда встретить здесь людей. Уже целый час на лесной дороге ни единого намека на цивилизацию. Когда в очередь на выбывание встал бензин, справа внезапно показались очертания каких-то хозпостроек. Еще минута - и в пейзаж вписались кирпичные дома, забор и человек. Cудя по жестам, он что-то очень хочет нам сказать.

Милош Пашич: «Ребята, вам что, жить надоело? Вы ночью ехали через зону отчуждения! Вас могли просто расстрелять, они где-то здесь неподалеку тренируются».

На безлюдной улице (тут они пустеют ещё в сумерках) врач сербского поселка Осояне Милош Пашич рассказывает нам, что несколько недель назад, ночью, ваххабиты пытались штурмовать православный монастырь неподалеку. В их машине нашли оружие и книги о джихаде.

Милош Пашич: «Мы здесь, как мишень в тире, - знаем, что в любую ночь может случиться штурм. Наш анклав им очень мешает, ведь географически мы находимся в их «зеленом коридоре».

В контексте

05.06.2016

Болгария. Охотники на мигрантов

Этой идее уже несколько веков. «Зеленый коридор» - географическое объединение мусульманских стран с Европой, которая должна стать частью мирового Халифата третьего тысячелетия. Об этом мечтали еще в Османской империи, сейчас этим бредят страны Персидского залива. Вот как коридор выглядит на карте. Есть Турция, в которую воины джихада без проблем попадают из Ирака и Сирии. Через Стамбул, коридор ведет в южную Болгарию, где сосредоточены мусульманские анклавы. Вслед за этим Македония, непризнанное Косово, через него - в южный сербский регион Санджек - перемычка с Боснией и Герцеговиной, которая уже наполовину мусульманская. Дальше - Хорватия, Словения. И конечная точка этого маршрута – Австрия, еще один европейский командный центр радикального ислама в наши дни, о нем расскажем подробнее, но позже.

Иван Бабановски, профессор Македонского университета безопасности: «Несколько лет назад лидер Аль-Каиды Айман аз-Завахири провозгласил программу «Балканы 2020» - по нему все республики бывшей Югославии должны стать шариатскими в ближайшие 4 года. Балканы сейчас - главная цель исламистов. Если они их не захватят - не будет Халифата».

По Скопью разносится мусульманская молитва и рокот вертолетных лопастей. У местных выясняем - в Македонию прорвалась группа радикальных исламистов, и ради их поимки подняли авиацию. Чего стоит визит таких гостей, и что будет, если их не обезвредить, македонцы узнали год назад, когда в одном из местных центров, Куманово, почти двое суток шла настоящая война. В мае 2015 года группа албанских экстремистов планировала в Куманово серию терактов, но была раскрыта. Тогда погибли 8 полицейских, почти 40 ранены, 14 террористов уничтожены, 30 сдались властям. Позднее была установлена их связь с ячейками радикального ислама в странах Ближнего Востока - несколько ваххабитов воевали за ИГИЛ в Сирии, вернулись в Косово и по команде стали резать православных.

Иван Бабановски, профессор Македонского университета безопасности: «В Македонии действуют 3 крупных лагеря подготовки боевиков, которые подчиняются напрямую Аль-Каиде и ИГИЛ. 150 групп террористов с Ближнего Востока готовы в любой момент оказать своим балканским братьям любую помощь».

Обратите внимание на молодого человека в черной куртке. Бритая голова, отсутствие усов, густая борода. Штаны подрезаны на четыре пальца выше щиколоток - всё как положено. Такой дресс-код позволяет определить настоящего воина священного джихада, который убежден, что должен убивать неверных.

Мы въезжаем в столичный экстремистский район Газибаба. Говорят что в каждом втором доме - флаг ИГИЛ, а после того как здесь был убит командир македонского спецназа, район не контролирует полиция. Нашу камеру скрывает тонировка стекол, но если нас заметят, помощь не придет. На узких улицах машину легко блокировать. В полумраке видим старый минарет - это мечеть Тутунгус, имам которой неделю назад осужден на 7 лет за отправку македонцев в Сирию. Нас предупреждали - местные разозлены, в Тутунгузе продолжают проповедовать экстремисты. После вечернего намаза люди расходятся по своим домам, с какими мыслями - это самая страшная загадка.

Местный житель: «Их убили на берегу озера в великий четверг, перед нашей православной Пасхой. Филипп и трое его друзей пошли рыбачить, их просто расстреляли. Детей - в упор».

Отец 17-летнего Филлипа сжимает кулаки, чтобы не разрыдаться перед камерой. Прошло уже почти 4 года, но боль от потери единственного сына не проходит до сих пор. Филипп и его друзья просто оказались не в то время не в том месте, исламистам было все равно, кого убить.

Местный житель: «Дети ни в чем не виноваты, их убили ни за что. На великий праздник - это ритуальное убийство, это мусульманский экстремизм».

Через месяц православная Пасха, и местные жители ждут нового витка террора. Страшнее еще и от того, что двое из числа убийц подростков были осуждены не в Македонии, а в Косово, где получили минимальный срок - по 2 с половиной года, и вот-вот выйдут на свободу. Возможно, что решат продолжить.

Преступники ходили на проповеди в том самом, не подконтрольном полицейским районе Скопье. Мы стараемся попасть внутрь, чтобы увидеть все самим. Нас сопровождает один из заместителей главного имама Македонии, и это минимальная страховка. Хотя по улицам вовсю ходят люди в укороченных штанах, нам пока везет, они не смотрят в нашу сторону. Небольшая лестница, и вот он - молельный зал Тутунгуса. Комната с зелеными коврами, оштукатуренные стены, стеллаж с книгами, одна из них - критика традиционного ислама. Сборник буквальных трактовок хадисов - преданий о Пророке. Один из них, поясним, как раз об укороченных штанах. Ткань во времена Мухаммеда была очень дорогой, и богатые арабы пытались показать свое превосходство, специально удлиняя брюки. Правоверные мусульмане брюки резали, протестуя против исключительности знати. Прошли тысячелетия, но именно этот хадис стал одним из ключевых для ваххабитов, и уже они показывают свое превосходство над другими - поменялись роли, гордыня прежняя.

Имам: «Вы что тут делаете? Убирайтесь!»

Проводник: «Спокойно, мы специально привели их, чтобы показать, что здесь все хорошо. Что вы под нашим контролем. Мы должны это показать - они иностранцы».

Имам: «Уходите!»

Проводник: «Хорошо, еще 5 минут, и мы уйдем».

И опять четыре пальца выше щиколотки, борода и бритая верхняя губа - новый имам этой мечети визуально почти не отличается от осужденного. А ваххабизм, парализовавший Скопье, едва ли контролирует местная мусульманская община. В этом мы убедились в еще одной мечети, куда нас провели во время дневной молитвы. Уже после намаза один из старейшин обратился к нашему проводнику.

Местный житель: «Ну что будем делать, друг мой? Ты сам видел, нам больше нет места в этой мечети, они не дают нам жизни, они не дают нам молиться!»

При детальном изучении кадров становится понятно, что имел ввиду пожилой мужчина. В зале люди молятся кто во что горазд - пока одни склонились на колени, другие все еще стоят. Дело в том, что у салафитов (их всё чаще можно встретить вместе с ваххабитами) две молитвы вместо четырех, они живут по своим законам и даже выходят из мечети раньше остальных.

Местный житель: «Люди запуганы и ждут этнические чистки, как это было в Косово и Боснии. Ситуация критическая, полиция не контролирует исламистов, а у нас дети. Две тысячи христиан уехали отсюда за последние 2 года».

Обратный отсчет этому был запущен 17 лет назад, когда НАТО поддержало исламистов бомбардировками Белграда. В Приштине нас встречает улыбающийся во весь рот Билл Клинтон - с его лёгкой руки не стало Югославии, теперь он ею же приветствует косовских албанцев. Сколько тысяч человек остались при этом «вне игры», за границей жизни, памятник этого не отражает. Дарко Маринович восстанавливал Храм Святого Николая в Приштине после погромов 2004 года, когда за одну ночь в столице непризнанного Косова экстремисты сожгли 35 церквей. Он стал первым настоятелем после Хрустальной Ночи, за 12 лет даже свыкся с ненавистью экстремистов. Но за последний год ситуация стала настолько угрожающей, что священник принял решение - уезжать. У Дарко жена и двое маленьких детей. И его уже предупредили.

Церковь Святого Николая в Приштине уже давно стала объектом вандализма. Достаточно взглянуть на северную часть церковного забора, чтобы понять это. С этим не борется уже настоятель храма, прекрасно понимая, что сотрешь одну надпись, уже следующий день здесь появится десяток новых. Но полторы недели назад здесь появилась послание, которое к хулиганству или к простой албанской злобе уже не отнесешь: «ISIS is coming» - ИГИЛ идет. Наверное, тот случай, когда добавить уже просто нечего.

Дарко Маринович, настоятель Храма Святого Николая в Приштине: «Когда мы говорим о Халифате, в Косово его официально нет, но то, что мы видим - это страшно. А ведь регион буквально кишит исламистами, и нужна искра, чтобы здесь произошел настоящий взрыв».

Такие же послания обнаружили священники сербского монастыря Высокие Дечаны. Надписи на арабском (и почему-то ещё на английском, видимо, с прицелом на европейских зрителей) обещают скорое пришествие Халифата и новые религиозные чистки. На дорогах Косова группы неизвестных ловят машины с сербскими номерами по ночам, грабят и переворачивают фуры с грузами. На сербских кладбищах продолжаются погромы. При этом жители сербской части Косова не могут навести на них порядок, погосты остались за линией разграничения. Со времен косовской войны две Митровины – мусульманскую и православную разделяет река Ибар. Это официальная граница. Сейчас мы находимся на северной сербской территории, но через каких-то 30-40 метров, попадаем в албанскую часть Косово и видим уже первый минарет. Отношения соседей теплыми не назовешь, но за последние 4 года в районе этого моста хотя бы не было терактов. А вот что будет дальше, сейчас не знает никто. И албанцы, и сербы замерли в ожидании нового противостояния. За безопасностью в Косово следят войска под руководством НАТО. Мы их встретили у супермаркета - группа итальянских и венгерских солдат КФОР пришла за новыми кроссовками. Эти люди должны пресекать любые выпады религиозных экстремистов, но ситуация идентична македонской, где полиция ни за что не отвечает.

Йован Деретич, политолог: «Косово это центр экстремизма, который лучами расходится по всем республикам бывшей Югославии. И попадает в Вену. Австрия — это основание пирамиды под названием балканский халифат».

А вот и Австрия. На родине Моцарта, Шварценеггера и Гитлера, македонец Саша живет уже больше двух десятков лет. Из Скопья он переехал накануне войны в Боснии, Австрия в те годы была страной, где мусульмане были свободны от призывов к священному джихаду. Прошли годы. И теперь борцы за идеи Халифата не дают ему проходу. Саша готовит для австрийцев свиную шаурму в уличном фаст-фуде, угрозы покарать грешника сыплются в его адрес по нескольку раз в день.

Александр Байрамовский, житель Вены: «Они фанатики, они не имеют никаких связей с исламом. Они для меня настоящие хладнокровные убийцы. Видишь их улицах, они с длинными бородами, но ты не можешь ничего им сказать – страшно»

Вена стала превращаться в европейский центр ваххабизма с появленияем здесь штаб-квартиры ОПЕК. Крупный игрок на рынке нефти - Эр-Рияд лоббировал строительство мечетей, мусульманских школ и духовных центров. Когда из Австрии в Сирию стали уезжать подростки, а дети в школах выгонять учителей музыки, потому что музыка греховна, потомки Моцарта придумали закон, запрещающий финансирование мусульманских обществ Саудовской Аравией. Но было уже слишком поздно.

Местом своей постоянной дислокации в Австрии радикальные исламисты выбрали второй район Вены – Леопольдштат. Достаточно благополучный, неподалёку от центра, вон видны уже шпили готических соборов. Была еще одна уточняющая информация – экстремисты расположились вокруг крупнейшего в Австрии парка Пратер. Как найти мечеть, где исповедуют радикальный исламизм? Конечно же, подняться на колесо обозрения. Так же думали и мы. Вена «на ладони», но не видно минаретов поблизости. Тем не менее, чтобы найти салафитские мечети, нам потребовалось несколько часов. В интернете есть несколько сайтов, на которых обозначены все и даже неофициальные молельные дома – видимо, специально для приезжих. Такие «серые» мечети находятся рядом с выходом из метро, и человек не посвященный никогда их не увидит. Вот первая - рядом с табачной лавкой, вот еще одна - рядом с рестораном. Под мечети были скуплены цокольные этажи жилых домов! Видимо, еще давно кто-то знал, как будут развиваться события, и позаботился о маскировке.

Местный житель: «Я бы не советовал вам туда идти».

Анатолий Майоров, корреспондент: «Почему?»

Местный житель: «Ну как почему? Там экстремисты, даже мы обходим это место стороной».

Куда идти не надо, нам рассказали сами мусульмане Австрии. Незадолго до пятничной молитвы мечеть Алтум-Алем, которую курирует исламист из южной Сербии, вместила 40 человек - люди с выбритой верхней губой и в укороченных штанах шли со строек, из магазинов, приезжали за рулем машин такси. В принципе, не скрывая своих ваххабитских взглядов. И это в цене Вены! Правда, во время нашего визита имам мечети, прячась за углом, разговаривал с нами через этого человека. Парень славянской внешности из бывшей Югославии, немного улыбаясь, намекнул: нам тут не рады.

Имам: «Мы не даем никаких интервью, не мешайте нам молиться и лучше уходите».

Жители Сербии, Косово, Македонии и Боснии тоже когда-то думали, что будут разговаривать с ваххабитами, стоя на верхней ступеньке лестницы в подвальную мечеть. Точнее - это так и было. Но потом "зеленый коридор" просто поменял стороны местами. Получается, теперь в подполье должны уйти все, кто не разделяет идеи радикального ислама. Уйти или умереть.


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ