В поисках равновесия

10.04.2016

Неделю назад Карабах снова напомнил всем, что на карте есть еще одна точка, где много лет не решены проблемы мира и где этот «условный» мир сдерживают только политические договоренности. Именно сдерживают. Многолетний конфликт не исчерпан. Он тлеет, а значит всегда рискует перерасти в полномасштабную войну.

Проблема Карабаха для России особенная. Он не только находится рядом с нашими южными границами. Непримиримыми сторонами этого конфликта являются две страны, с каждой из которых у России давние дружеские отношения.

Это неделя была трудной. Мы все видели, насколько мгновенной и серьезной уже в первые часы начала боев в Нагорном Карабахе была реакция Москвы. Причем реакция на самом высоком уровне. Президент лично говорил с главами Армении и Азербайджана. С военными ведомствами конфликтующих сторон всегда на связи Сергей Шойгу. В Баку и Ереван срочно вылетели премьер и министр иностранных дел. Каждый день здесь был важен.

Да, переговоры идут сложно, но другого пути все равно нет. Перемирие уже нарушено, а следующий шаг может стать войной. Но она никому не выгодна. И России особенно. Как сказал Сергей Лавров, «все договоренности на столе и мы близки к их достижению». Близки, но пока не достигли.

Истории противостояния в Нагорном Карабахе почти три десятка лет. За эти годы попыток решить его было много. Но почему они ни разу не привели к окончательному мирному результату? И кому сейчас было выгодно разморозить карабахский конфликт? Константин РОЖКОВ анализировал ситуацию.

Это была самая настоящая война. Повсюду гремели взрывы, постоянно слышались залпы орудий. Море огня с неба и на земле. На этих кадрах тушат сбитый азербайджанский беспилотник. А это догорает боевой вертолет азербайджанских ВВС. Бои шли и на земле и в воздухе. Сначала местные жители с ужасом смотрели из окон, как по улицам движется военная техника. Потом снаряды стали залетать прямо в жилые дома.

Местный житель: «Стекла, окна, все на нас… дырка огромная, и все на нас!»

Гибли не только военные, но и гражданские. Кого-то смерть настигла дома. Кого-то, как хозяина этой машины, прямо в дороге. Скрыться от войны удалось не всем. И с той и с другой стороны в ход шли танки, системы залпового огня, гладкоствольная артиллерия. Счет убитым, если верить официальным сводкам, по обе стороны конфликта шел на десятки и сотни, раненых – на тысячи.

Местный житель: «Я вас очень прошу, сделайте так, чтобы был мир. Мы не хотим отсюда никуда уезжать».

И опять армяне во всем винят азербайджанцев. Азербайджанцы – армян. И у каждого своя правда. Вот на больничной койке лежит раненый осколками армянский школьник.

Школьник: «Мы чуть-чуть не дошли до школы, как вдруг прогремели 2 взрыва. Мы не успели спрятаться. Меня стало больно, я упал на землю».

Но вот кадры из приграничного госпиталя по ту сторону фронта. И там тоже раненный ребенок, примерно такого же возраста. И в бомбежках мирных сел здесь обвиняют уже армян. Взаимная ненависть только усиливается, когда из зоны боев начинают приходить гробы. Вскоре горечь утраты уступает жажде мести. В Баку на улицы выходят тысячи молодых и горячих парней, требуя от правительства решительных действий. В это время на другой стороне, под Ереваном, начинают формироваться добровольческие батальоны. Последние события в зоне боев показали: за все эти 22 года с окончания большой Нагорно-Карабахской войны, конфликт всего лишь заморозили. Чтобы потом он вспыхнул вновь. Или кто-то помог его разжечь? Нагорный Карабах – это небольшой регион в самом центре Южного Кавказа, между Арменией и Азербайджаном. По площади – в 4 раза меньше московской области, а по населению, как один микрорайон в российском «миллионике» - 150 тысяч человек. Вроде бы клочок земли, да еще где-то на периферии, но в судьбе нашей страны он уже успел сыграть весьма заметную роль. Эта хроника конца 80-ых, начала 90-ых. Залпы орудий…Слезы женщины на похоронах…Разразившая в 1988 году, то есть еще при советской власти, полномасштабная война из-за Нагорного Карабах между 2 союзными Республиками, Арменией и Азербайджаном, стала прологом к распаду всего СССР. Все увидели, что Москва не в силах ни то, что помирить, а даже просто контролировать народы, живущие по соседству. Теперь, когда и Армения и Азербайджан стали независимыми государствами, этот конфликт вспыхнул с новой силой.

Андрей Епифанцев, политолог: «Если этот конфликт пока находится на территории Нагорного Карабах, то мы не обязаны вступать в какие-то военные действия. Но если он переместиться на территорию Армении, а это вполне может быть, вот тогда мы должны будем вмешаться».

На территории Армении, под городом Гюмри, находится российская военная база. Армения и Россия члены ОДКБ, военного союза на постсоветском пространстве. В случае нападения на Армению любого государства, Россия обязана вступиться. Но представить, что мы воюем с Азербайджаном можно только в страшном сне. Баку наш стратегический партнер. Взаимовыгодная торговля между странами исчисляется миллиардами долларов. Кроме того в России живут по разным оценкам до 2 миллионов выходцев из Азербайджана. Так что, каким бы далеким не казался Нагорный Карабах, самоустраниться от этого конфликта невозможно при все желании.

Сергей Михеев, политолог, директор Института Каспийского сотрудничества: «Позиция России простая. Этот вопрос должен решаться путем переговоров. Никакой вооруженный конфликт ни с той, ни с другой стороны Россия не приветствует».

Так кому выгоден конфликт в Нагорном Карабахе? Как только прозвучали первые выстрелы, можно сказать, шапка на воре вспыхнула тут же.

Реджеп Тайип Эрдоган, президент Турции: «Мы надеемся, что Армения откликнется на попытки Азербайджана прекратить боевые действия. Но если этого не произойдет, Армения ответит за свои ошибки и преступления!»

Ряд российских экспертов обратили внимание, очередной виток напряженность начался сразу после визита в Баку турецкого премьер-министра Ахмета Давутоглу.

Семён Багдасаров, директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии: «Везде четко красной чертой проходила антироссийская риторика. А также призывы к азербайджанскому руководству, что Турция окажет всевозможную помощь, в том числе военную, с тем, чтобы вернуть Карабах. На ваш взгляд, это не чересчур явные призывы к действиям?»

Азербайджан, под предлогом, освобождения Нагорного Карабах, нападает на Армению. Россия вынужденно вступает войну на стороне Еревана. Этот возможный сценарий с точки зрения турецкого руководства был бы идеальным. Россия ввязывается в очередной конфликт у своих границ, а значит, неминуемо теряет позиции в Сирии, чего вполне открыто добивается президент Эрдоган и его окружение. Население крошечного горного района оказалось заложником большой и грязной геополитической игры. Предки знаменитого советского и российского кинорежиссера Карена Шахназаров принадлежали древнему армянскому роду, жившему в как раз в Нагорном Карабахе.

Карен Шахназаров, генеральный директор киноконцерна «Мосфильма», народный артист РФ: «В определенной степени это такой субэтнос. То есть это Армяне естественно. Но это горцы, которые всегда достаточно автономно жили».

Но проблема в том, что, например, армянские историки будут показывать карты 5 века нашей эры, где Нагорный Карабах – часть большого Армянского царства, которое на тот момент занимало территории современных Турции, Сирии и Ирака. На что азербайджанские исследователи достанут Атласы 17-18 веков, когда никого Армянского царства уже нет, а весь регион современного Закавказья поделен на ханства, одно из них так и называется – Карабахское. И населяют его преимущественно не армяне, а тюркоязычные народы, предки нынешних азербайджанцев. В итоге оба народа могут считать эти земли своей исторической Родиной. Когда советская власть заново перечерчивала границы теперь уже не кавказских губерний, а социалистических республик, преимущественно армянский по населению Карабах, тем не менее, было решено включить в состав Азербайджана, но в статусе автономии. Через 40 лет точно также, но уже с Крымом поступит Хрущев. Таким образом, заложенная большевиками еще в момент становления СССР карабахская мина, разорвется на его излете, в 1988-ом.

Семён Багдасаров, директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии: «Думаю, они проводили их (границы) так не из злого умысла. Они исходили из вечности этого государства (СССР) и какая разница, где кто будет. Поэтому таких конфликтных точек – масса».

Одни исторические ошибки наслаивались на другие. Когда вначале 90-ых армяне Карабаха потребовали независимость, вместо переговоров начались погромы: армянские в Азербайджане, азербайджанские – в Армении. В результате вспыхнула война, и уже не только Нагорный Карабах обрел фактическую независимость ,армянскими войсками были заняты в том числе и прилегающие к нему территории уже с азербайджанским населением. С точки зрения ООН это по сей день считается оккупацией.

Самир Мамедов, первый заместитель исполнительного директор всероссийского Азербайджанского конгресса: «Более 20 лет Армения оккупировала 20% территории Азербайджана. В результате этих агрессивных действий со стороны Армении, более миллиона человек, азербайджанцев, оказались вынужденными переселенцами».

В Азербайджане всегда будут говорить: у нас отобрали нашу землю. И будут правы. В Армении, что они защищают своих соотечественников и тоже будут правы. Весь исторический контекст указывает лишь на то, что искать в этой закоренелой вражде правых и виноватых бессмысленно и даже вредно. И если поддержать чью-либо сторону – вспыхнет тот самый конфликт, что удалось затушить на этой неделе, усилиями, в первую очередь, российских дипломатов. Получается, путь к миру для Карабаха – в равновесии, а его, как известно, можно нарушить даже самым лёгким касанием. И этим периодически пользуются те, кто живёт по законам войны.


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ