"Черная метка" Эрдогану

05.06.2016

В Берлине дан старт грандиозному международному скандалу. Бундестаг назвал вещи своими именами: признал геноцидом массовое убийство армян в  Османской империи. По факту Германия стала тридцатой страной, осудившей действия османов столетней давности. Но - именно от Германии Эрдоган такого удара не ждал. Еще накануне голосования он был уверен, что весь этот германский истеблишмент у него на коротком поводке. Он призывал Меркель к благоразумию, обвинял депутатов в непонимании исторических реалий прошлого и привычно пугал последствиями. Guardian цитировала слова турецкого президента о том, что голосование немецких парламентариев угрожает сделке между ЕС и Турцией. Но это не всё. Отдельные беды ждут саму Германию. Эрдоган заявил прямо: двусторонние дипломатические, экономические и торговые связи будут повреждены. И это снова не всё. «В конце концов, мы обе - страны НАТО», - зачем-то напомнил он. Что имел в виду? Только ему известно.

На тему признания немцами геноцида армян за эти дни высказались, кажется, все министры турецкого кабмина. Немцам даже напомнили, что именно они сжигали евреев, и не им, мол, судить о жестокости турков. Так, наверное, с немцами полвека уже никто не разговаривал. Но они промолчали и - проголосовали почти единогласно. Армяне ликуют. Посол Турции отозван из Берлина. Пока - для консультаций.

Но почему Германия решила именно сейчас поставить точку в вопросе о геноциде армян? Никакого горячего повода нет. А попытки были и раньше, но их всегда останавливала огромная турецкая община.

Зачем депутаты послали Эрдогану черную метку именно в июне 2016-го? И что действительно немцы знают о трагедии народа, вина которого была лишь в том, что они - армяне и христиане. Наш специальный корреспондент Игорь МАКСИМЕНКО передает из Берлина.

Этому человеку, возможно, скоро начнут ставить памятники и одновременно проклинать до седьмого колена. В Германии депутат Джем Оздемир точно попадет в учебники. Благодаря ему немецкий парламент принял, без всяких оговорок, историческое решение.

Джем Оздемир, депутат Бундестага Германии, сопредседатель партии «Зеленые»: «После долгих и трудных колебаний мы проголосуем сегодня за резолюцию, которая говорит о геноциде армян в Османской империи».

Оздемир - сын турецкого гастарбайтера. Несмотря на угрозы радикалов с исторической и новой родины, он смог «пробить» в Бундестаге табуированную долгие годы тему.

Джем Оздемир, депутат Бундестага Германии, сопредседатель партии «Зеленые»: «Анкара должна смириться с этой резолюцией. Тем более, что почти все ученые в мире уверенно говорят о геноциде армян. Моя депутатская неприкосновенность в силе, поэтому я не боюсь физических насилия, нападок со стороны тех, кто недоволен сегодняшним решением».

Истребление армян было частью плана построения Новой Турции. Этот христианский народ мешал созданию исламского государства под управлением младотурок, тогдашних правителей бывшей Османской империи. Армян уничтожали целыми городами и селами. Планомерно и безжалостно. Одних убивали в собственных домах. Других сгоняли в лагеря, где морили голодом. Третьих сажали на баржи и топили в море. По данным историков, во время армянской резни в Турции погибло от 800 тысяч до полутора миллионов человек. Но Анкара отрицает все это на официальном уровне. Турецкие историки настаивают: жертвы при перемещении армян не были преднамеренными – лес рубили, щепки летели. К тому же, в результате столкновений, якобы, пострадали не только армяне, но и сами турки. Поэтому все нужно называть - если уж так необходим специальный термин - «братоубийственной войной».

Мари Давидян, участник германо-армянского форума: «Мы потеряли почти всех родственников в этом геноциде. Мои дедушка и бабушка с пеленок были сиротами. В Турции нам приходилось скрывать наше происхождение. Нам было запрещено исповедовать нашу религию и даже разговаривать по-армянски на улице».

В армянском центре в Берлине в эти дни - нашествие журналистов. Здесь можно услышать сотни историй о страданиях и унижениях армянского населения Турции. Их передают из одного поколения в другое.

Нана Кезаль, представитель армянской общины Берлина: «В Турции мы - люди второго сорта. Слово «армянин» на турецком рассматривается как оскорбление. Армяне, которые живут там, боятся, что история может повториться».

Решению Бундестага предшествовала долгая и сложная дискуссия в немецком обществе. И Турция пыталась оказать на нее свое влияние. В том числе и силовое. Этнические турки, сделавшие в Германии политическую карьеру, поголовно подвергались травле.

Севим Дагделен, депутат Бундестага Германии от партии «Левые»: «На нас обрушился настоящий пропагандистский обстрел. Турецкие националисты обливали нас грязью и регулярно угрожали. Скорее всего, этим управляла официальная Анкара, которая умышлено разжигала огонь подобным нападками».

Турция сделала все, чтобы не допустить принятия резолюции. Реджеп Эрдоган по телефону призвал Ангелу Меркель «к благоразумию». Проще говоря, открыто требовал заставить Бундестаг вовсе отменить голосование. Крупнейшие турецкие партии заранее осудили тогда еще не одобренный документ. Новоназначенный премьер-министр Бинали Йылдырым выступил с предупреждением на грани открытой угрозы.

Бинали Йылдырым, премьер-министр Турции: «Это голосование смехотворно. Не существует никаких сомнений, что это подорвет наши отношения с Германией».

Еще дальше пошел министр юстиции Турции Бекир Боздаг. Он посоветовал Германии вспомнить черные страницы собственной истории. Например, холокост, устроенный в 30-40-е годы прошлого века.

Бекир Боздаг, министр юстиции Турции: «Сами в свое время сжигали евреев в печах, а теперь клевещут на турецкий народ, обвиняя в геноциде».

В Германию были направлены десятки эмиссаров — для организации протестов. Правда, часто происходили курьезные случаи. Некоторые немцы турецкого происхождения просто не понимали, против кого они должны выступать.

Протестующий: «Мы выступаем против армянского геноцида, который, по всей видимости состоялся, и за солидарность с армянами!»

Игорь Максименко: «Так вы выступаете за или против резолюции?»

Протестующий: «Против! Потому, что геноцида на самом деле не было!»

И все же правильно подготовленных протестантов было больше. Они обложили все улицы вокруг немецкого парламента и были чрезвычайно активны. Накануне голосования в Берлине прошла многочисленная и весьма дорогостоящая манифестация. Лозунг ее категоричен и безальтернативен: «Парламенты - не суды. Бундестаг ничего не решает». Подобные демонстрации прошли во всех крупных городах Германии и стали частью большой кампании по переубеждению депутатов. На митинг свезли около 5 тысяч немецких турок со всей Германии. За обеспечением достаточного протестного рвения следили крепкие парни байкерской группировки «Османен Германи», одной из самых опасных в ФРГ. Вообще-то, основное их занятие - «крышевание» наркоторговли и проституции. Теперь мотоянычары взялись за политику: учат - как надо думать.

Протестующий: «Все эти истории про геноцид — сплошные выдумки и вранье! Все было наоборот. Это армяне притесняли турок, поэтому мы их депортировали. Да, некоторые из них погибли, но то, что они делали с нами — было намного хуже».

Никаких конкретных примеров, правда, так и не последовало. Гораздо охотней на митинге твердили проблемах, которые себе нажила Германия.

Энгин Байджин, житель Берлина: «После этой резолюции отношения между турками и немцами могут сильно ухудшиться, и в Германии можно ожидать настоящий хаос и беспорядки».

Удивительно, но во всей этой одинаково мыслящей массе нашлись люди с мнением, противоположным официальной турецкой точке зрения. Правда, в дискуссию с многочисленными «согласными» они вступать не решились.

Осман Йагмурдерелли, житель Потсдама: «Конечно же геноцид был. Я сам турок и уверяю вас, что турецкое правительство врет. Но рано или поздно ему придется это признать. Несмотря на то, что шла война, у них не было прав убивать почти миллион людей».

В Турции за подобные мысли сажают в тюрьму. По 301 статье - «за оскорбление турецкой нации». Срок - до двух лет. Германия стала 30 страной, признавшей преступлением массовые депортации и убийства армян в Османской империи. Наша страна сделала это еще два десятилетия назад, а вот в ФРГ колебались до последнего. Политики в дискуссиях использовали самые изысканные речевые обороты, лишь бы не произносить слова «геноцид». Причиной тому - чувство исторической вины.

100 лет назад Германия и Турция были союзницами в войне, и немцы не остановили резню, предпочли ее не заметить. Резолюцию о геноциде Бундестаг принял практически единогласно. Всего один депутат был против,  еще один воздержался. При этом ни канцлер Меркель, ни министр иностранных дел Штайнмайер, ни президент Гаук на заседание не пришли. Они вообще изо всех сил пытались дистанцироваться от итогов голосования: дескать, у нас демократическая страна - как большинство решило, так и правильно. Удивительное для нынешней немецкой верхушки благодушие.

Франк-Вальтер Штайнмайер, министр иностранных дел Германии: «Это независимое решение германского парламента. Было бы хорошо, чтобы теперь историки с турецкой и армянской сторон нашли возможность подойти к переосмыслению того, что случилось».

Решение Бундестага в Турции встретили с яростью. Немецкие дипломатические миссии в Стамбуле подверглись нападению демонстрантов. Пресса Германии сегодня твердит: Турция обязательно отомстит.

Der Spiegel: «Бундесвер боится мести со стороны турок. Два самых вероятных вопроса, которые они могут пересмотреть: это базирование немецких «Торнадо» на базе в Инджирлике и совместная «мигрантская» миссия в Эгейском море».

Об «ответном турецком ударе» говорит и журнал «Бильд», напоминая: Эрдоган - коварный и непредсказуемый политик.

Bild: «Как отомстит Эрдоган на этот раз? Следует опасаться того, что результат голосования станет разменной монетой, чтобы выбить для Турции еще больше преимуществ».

В Германии размышляют: кому выгоден розыгрыш пасьянса с признанием геноцида? Уж больно не вовремя все случилось.

Кристоф Херстель, политолог, журналист: «Очень странно, что резолюция была раскручена именно сейчас, когда Германия пытается найти общий язык с Турцией и наладить свои отношения. Можно сказать, что решение Бундестага не пойдет на пользу ни Анкаре, ни Берлину. Оно пойдет на пользу только Вашингтону и другим негативным силам.  Есть предпосылки, что это политический шантаж обеих стран извне».

Немецкий политолог Кристоф Херстль уверен: заокеанским политиканам нужен в Европе полный хаос. Поэтому сделку Евросоюза и Турции по решению проблемы беженцев необходимо сорвать любыми способами. Конфликт по поводу признания геноцида как раз подходит для достижения цели.

Кристоф Херстель, политолог, журналист: «Никто не хочет чересчур сильную Турцию, которая будет устанавливать свои правила. Именно этого боятся турки. Впрочем, Эрдоган сделал уже очень много ошибок, которые затянули его в это болото терроризма. Он однозначно войдет в историю как человек, который завел Турцию в огромный тупик».

В Германии Эрдогана откровенно опасаются. На что он способен прекрасно известно. В прошлом году – ещё до трагедии с нашим самолётом в сирийском небе - Владимир Путин посетил в Ереване памятные мероприятия, посвященные 100-летию главной армянской трагедии. На этой церемонии присутствовали делегации из 60 стран мира. И всё, что происходило в те дни в столице Армении, вызвало чрезвычайно нервную реакцию Эрдогана. Как теперь будут складываться отношения Турции с Германией и Евросоюзом? Для начала Анкара приказала своему послу покинуть Берлин. Подобное уже было: в прошлом году турецкие власти отзывали своих дипломатов из Франции и Австрии — после того, как там признали геноцид армян. Мало того, Эрдоган заявил: если США сделает тоже самое, он закроет ключевые авиабазы НАТО на своей территории.

Серкан Демирташ, политолог: «Германия хотела продемонстрировать, что устала от выходок Анкары в том, что касается миграционного соглашения. Естественно, это не ускорит, а лишь еще больше затормозит введение безвизового режима между ЕС и Турцией».

И хотя Анкара заявляет, что резолюция Бундестага «для турецкой нации не имеет никакой силы», многие эксперты уверены: Турция скоро успокоится, поэтому охлаждение в немецко-турецких отношениях продлится недолго.

Александр Сотниченко, доцент кафедры теории и истории международных отношений СПбГУ: «Внешнеполитическое положение Турции очень шаткое. Ей удалось поругаться абсолютно со всеми соседями. Поэтому ответить на это решение Турция не сможет, потому что может усугубить свое положение».

Плюс ко всему чрезмерное недовольство может окончательно похоронить мечты Турции о соглашении с Евросоюзом. Похоже, ради желанной отмены виз с Европой на Босфоре стерпят решение немецкого парламента. Другое дело, как себя поведет Турция, если живущие в Германии потомки погибших во время геноцида армян начнут подавать иски в суды — с финансовыми требованиями за потерю имущества, ценностей и недвижимости? Вслух об этом, правда, еще не говорят. Пока немногочисленная армянская община Германии празднует победу. Несколько десятков человек собрались у Бранденбургских ворот. С белыми розами в руках - в память о тех, кто 101 год назад сгинул под беспощадными ножами погромщиков. И со слезами радости на глазах. Тем временем, в Бундестаге на гостевой трибуне развернули армянский флаг, а вся делегация от общины подняла таблички с одним словом: «Спасибо». В это время, в коридорах немецкого парламента известный теперь уже всему миру политик турецкого происхождения Чем Оздемир совершает символический жест примирения - пожимает руку армянскому священнику.


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ