Атака на Стамбул

03.07.2016

Во вторник в терминале международных вылетов аэропорта имени Ататюрка в Стамбуле прогремели взрывы. 44 человека погибли, более двухсот получили ранения. Ранения тяжелые - скорбный список жертв еще может вырасти. Среди пострадавших много граждан Турции, есть иностранцы. Что особенно печально - есть несовершеннолетние дети.

Тревожно то, что снова местом такого большого теракта стал аэропорт. Как и в Брюсселе, схема прохода террористов была проста - просто приехали на такси, а потом трое просто вошли внутрь здания с поясами смертников и автоматами. Это теперь там усилены меры безопасности. Только теперь спецслужбы Турции вспомнили, что аэропорт Ататюрка -один из крупнейших и самых загруженных в мире, главный пересадочный пункт для миллионов пассажиров, следующих в Азию, на Восток, в Америку, Европу.

А ведь уже после того, как все случилось, многие вспомнили, что еще в половине девятого утра в интернете висело предупреждение: «Чтобы отвлечь внимание людей от поражения Эрдогана перед Израилем и Россией, планируется взорвать бомбу. Будут невинные жертвы. Готовится национальное предательство».

Действительно - накануне после шести лет отчуждения Турция и Израиль договорились о нормализации отношений и также накануне было отправлено в Кремль письмо Эрдогана. Но на слово «бомба» в этом тексте, да и на сам текст реакции спецслужб не было. И тогда появилось второе письмо: «Несмотря на мои предупреждения, до 4-х часов дня никто даже не пошевельнулся. Это предательство разведки».

А между тем, имя автора было известно: Фуат Авни, которого называют турецким Джулианом Ассанжем. Засекреченный, но очень информированный источник. Он работает в сети под этим псевдонимом почти три года. Даже мы уже цитировали его посты после трагедии с нашим военным самолетом.

Впрочем, возможно, что его второе сообщение прочитали. Ведь в отличие от трагедии в Брюсселе, полиция успела вычислить одного из террористов и открыть по нему огонь. На сегодня арестовано по подозрению в причастности к этому теракту более 20 человек. Названо имя организатора -Ахмед Чатаев. И это имя тоже давно известно спецслужбам, а Россия много лет требовала его выдачи. Хроника событий и подробности расследования трагедии в специальном репортаже из Стамбула Дмитрия ПИЩУХИНА.

Анна Чайковская, очевидец: «Мы сегодня ходили по византийским базиликам и неустанно благодарили своих ангелов хранителей».

Анна Чайковская до сих пор не может отойти от шока – сторонится людных мест и пугается любого громкого звука. После того, что она пережила в аэропорту Стамбула, жизнь как будто разделилась - на до и после.

Анна Чайковская, очевидец: «Остановились в обменнике напротив выхода. Пассажиров было очень много, встречающих. Остановились, достали валюту и тут вдруг началась стрельба. Первая мысль - это серьезно».

Россиянка вспоминает, после первого взрыва в аэропорту началась паника. Вместе со всеми она бросились бежать. Чтобы спасти свои жизни, люди выламывали двери и били стекла. Одни искали укрытия на улице, те, кто остался в зале прилета, прятались в магазинах и кафе. В этот момент в аэропорту началась беспорядочная стрельба. Полиция открыла огонь по нападавшим. Те - отвечали. После короткой автоматной очереди - новая вспышка. Сразу после взрыва сотни людей оказались заблокированы в транзитной зоне аэропорта. Там же группа детей из России. Танцевальный коллектив из Набережных Челнов летел домой с конкурса в Варне. Никто не понимал, что происходит, все были напуганы. На этой записи - турецкий служащий аэропорта загоняет всех туристов в один из магазинов беспошлинной торговли и на ломаном английском просит всех присесть на корточки и не двигаться. Слышна русская речь.

Камеры видеонаблюдения помогли восстановить картину случившегося. Около десяти часов вечера началась стрельба у входа в аэропорт, затем там же один из нападавших бросил гранату в сотрудника службы безопасности. Через пять минут прогремел новый взрыв - один из террористов на парковке подорвал себя при попытке захвата. Еще через какое-то время сработал пояс смертника на выходе из терминала. Одному из смертников удалось прорваться в зал для вип-персон. Он был ранен охранником и падая, выронил автомат. На записи видно, как к нему приближается полицейский. Однако через секунду убегает, увидев, что раненый вот-вот приведет в действие взрывное устройство. Сразу после нападения, аэропорт закрыли - из-за неразберихи самолеты несколько часов кружили над городом, в ожидании посадки. Поздно ночью их срочно пришлось направлять в другие воздушные гавани. Большинство авиакомпаний были вынуждены отменить свои рейсы в Стамбул. Уже на второй день после атаки смертников, международный аэропорт Ататюрк продолжил работу в прежнем режиме. О том, что накануне здесь произошел страшный теракт сегодня напоминают лишь покрытые трещинами стекла. Турецкие спецслужбы признали свой очередной провал - об атаке было известно еще за 20 дней до трагедии, но никто не смог вовремя ее предотвратить. На выходе из аэропорта туристов теперь встречают десятки военных с автоматами. Гостей Стамбула и местных жителей могут запросто остановить в метро или на улице для проверки багажа и документов. Полиция стала осмотрительней - подозревает любого, у кого в руках чемодан, рюкзак или большая сумка.

В контексте

14.02.2016

Удержать Алеппо

Турист: «Моя семья напугана, но я считаю, что террористам не удастся нас победить. Сколько бы смертников они не подготовили - мы все равно сильнее».

Последствия теракта убрали меньше чем за сутки - отмыли следы крови, заменили стекла, покрасили ограждения. Но в терминалах аэропорта по прежнему атмосфера страха. Унеся на тот свет сорок с лишним человек и ранив несколько сотен, террористы добились своей цели – снова посеяли в Турции панику.

Пострадавшая: «Посмотрите, что они сделали - это синяк я получила, когда взорвалась бомба».

В таксопарке аэропорта Ататюрк в эти дни траур. Вместо жетона, у каждого шофёра на рубашке -две фотографии. Мустафа и Халил в ночь, когда произошла атака, заступили на смену. О том, что коллеги их друзья погибли, таксисты узнают только ближе к утру - ночью было не до того. Сразу после взрыва водители совершенно бесплатно развозили раненых по больницам, а уцелевших пассажиров - по домам и гостиницам.

Кеске Эркан, начальник службы такси аэропорта Ататюрк: «Я очень расстроен и искренне соболезную близким. У Мустафы было двое детей, у Халила - четверо. Конечно, мы поможем вдовам справиться с бедой в семье. Но это не вернет им мужей, отцов, а нам коллег и друзей».

Уже на следующий день турецкая полиция провела антитеррористические рейды. Задержаны десятки подозреваемых. Во время обысков было изъято оружие и взрывчатка. Но всё это случилось уже после, хотя об угрозе спецслужбы знали. Так что это - недальновидность или преступная халатность?

Реджеп Тайип Эрдоган, президент Турции: «Вы видели, что случилось в аэропорту. Скорее всего, ответственность за это лежит на боевиках ИГИЛ. Эти люди говорят, что совершают подобное ради ислама, но никакой связи с исламом здесь нет. Единственное место, где они должны быть - это ад!»

Имена смертников стали известны на следующие сутки. Турецкое издание опубликовало их фотографии - стоп-кадры с камер видеонаблюдения в аэропорту. Предполагаемым организатором серии взрывов назвали чеченского боевика Ахмеда Чатаева по прозвищу Однорукий. Еще в 2003 году по требованию российских спецслужб, он был объявлен в международный розыск, за участие в незаконных вооруженных формированиях. Головорез бежал в Австрию, где рассказал жалостливую историю о том, что его преследует «кровавый режим». Почему-то в Вене потенциальному террористу поверили больше, чем нашим спецслужбам и с радостью предоставили политическое убежище.

Ахмед Чатаев, террорист: «Три свидетели сказали, что у меня были гранаты, а сейчас против них возбудили уголовного дело. Никакой обиды у меня нет. То, что суждено, то случилось. Я доволен Аллахом».

Известный во всем мире преступник, тринадцать лет свободно перемещался по разным странам. И везде к нему относились с жалостью и пониманием - еще во время второй чеченской компании Чатаев был ранен, потерял руку. Но всем рассказывал, что стал инвалидом из-за пыток в СИЗО.

Франц Клинцевич, первый заместитель председателя комитета Совета Федерации РФ по обороне и безопасности: «Никто не воспринял и не взял в учет мнение наших российских спецслужб с доказанной базой его преступлений и противоправных действий, как террориста. Ну и вот финал, будучи одним из руководителей подразделений Исламского государства, он провел серьезную операцию, 43 человеческие жизни безвинных ушли, 250 человек получили серьезные ранения».

В марте 2008 имя Чатаева всплывает уже в Швеции. В его машине нашли автоматы Калашникова, патроны и взрывчатку. Преступник провел в тюрьме всего год и вскоре вышел на свободу. В 2010 он появляется на Украине. К тому времени российские спецслужбы уже открыто называли выходца из Чечни - европейским представителем Доку Умарова. Впрочем, террориста вновь отпускают после прямого вмешательства бывшего главы и СБУ, только начинавшего делать политическую карьеру, Валентина Наливайченко. Через какое-то время Однорукий объявляется в Грузии - и вновь арест. На этот раз Чатаев попался на транспортировке оружия. И вновь - чудо, международного террориста вчистую оправдывают, разве что не извиняются. Этот эпизод с деланным возмущением вспоминает тогдашний глава Грузии Михаил Саакашвили - дескать, даже его власти не хватило, чтобы упрятать преступника за решетку надолго и всерьез. О том, что у Чатаева откуда-то есть грузинский паспорт - Михаил Николозович тактично умолчал.

Алексей Мартынов, политолог, директор международного института новейших государств: «Международный терроризм не имеет ни национальности, ни гражданства - это особая категория международных преступников, бороться с которыми можно только сообща».

Несмотря на то, что на биографии международного террориста клейма ставить негде, он каждый раз выходил сухим из воды. Пять лет назад «однорукого бандита» задержали на границе Болгарии и Турции, но снова отпустили. Перед спецслужбами теперь стоит множество неразрешимых вопросов - как столько лет преступник уходил от правосудия, тренировал боевиков и планировал теракты. Траурный митинг в Стамбульском аэропорту быстро перерос в стихийную манифестацию. Рассерженные турки требовали наказать виновных. В своей стране люди перестали чувствовать себя в безопасности. За короткое время территория Турции стала благодатной почвой для вербовки боевиков ИГИЛ.

Альпер Ильгас, координатор траурного митинга: «Посмотрите, что делает Запад. Одной рукой он ссорит нас с Россией, настраивает против Израиля, разжигает огонь в Сирии. А другой рукой он финансирует исламистов, заставляет жить в постоянном страхе. Мы пришли сказать, что мы должны объединиться с Россией против борьбы с терроризмом».

С начала 2015 года в Турции произошло более 30 терактов, в которых погибли около 300 человек, пострадавших - больше тысячи. Почти все жертвы - гражданские, зачастую - женщины и дети. Самый «кровавый» теракт произошел 10 октября прошлого года в Анкаре, 102 жертвы. В списке погибших в стамбульских терактах уже 44 фамилии - за каждой из них сломанная судьба и большая человеческая трагедия. Сотрудник службы безопасности Юсуф только недавно начал работать в аэропорту - на следующей неделе у него должна была состояться свадьба. Переводчик Эртан сопровождал группу туристов - через полгода готовился во второй раз стать отцом. Сотрудница аэропорта Гюльшен скончалась на больничной койке - ее последняя е запись в Facebook - «Зачем воевать, если можно просто любить». Чудовищный террористический акт был совершен в священный для мусульман месяц - Рамадан. Время, когда прекращались любые войны. Очевидно, что у террористов не могло и не может быть ничего общего с исламом. Но гораздо страшнее сознавать, что смерть десятков людей в стамбульском аэропорту теперь будет на совести еще и тех, кто предоставлял террористам убежище, наивно им верил и закрывал глаза на их темное прошлое.


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ