Параллельные Вселенные

25.09.2016

Вся неделя шла под знаком ООН. Да и вся 71-я Генассамблея, работающая в Нью-Йорке, тоже была знаковая. Очень напряженная и в отличие от прошлогодней - юбилейной - действительно рабочая.

А еще это была последняя Генассамблея для Обамы и последняя для Пан Ги Муна. Оба отметились речами. По-своему памятными.

Так, обычно бледный по позиции и обтекаемый по формулировкам Пан Ги Мун вдруг стал бичевать всех с главной трибуны ООН за то, что мир стал опаснее и конфликты не утихают. Он всю вину возложил на бездействие абстрактного международного сообщества. А сам вроде как и не находится уже 10 лет во главе организации, которая была создана именно для того, чтобы мир мог договариваться?

Для российской делегации это была трудная неделя. Каждый день шли очень напряженные, многочасовые переговоры по Сирии. Было очень важно в свете последних событий в Алеппо и Дейр-зэ-Зоре все-таки удержать сирийский конфликт в состоянии пусть хрупкого, но перемирия - не дать ему выйти на новый виток войны.

Наш собственный корреспондент в Америке Нина ВИШНЁВА всю неделю работала в стенах ООН, следила за официальной повесткой дня и дипломатией кулуаров.

Невыразительная, недисциплинированная, не оправдавшая надежд и даже не юбилейная. Из года в год в это время Нью-Йорк на военном положении. Привыкли. Уже и на мусор никто особого внимания не обращает. И на окрики полицейских. И на автоматчиков у каждого двора. Нации, которые принято считать объединенными, спешат по делам. Поставить формальные галочки о проделанной работе. И приятно провести время. Сессия Генеральной Ассамблеи ООН под номером 71 если и войдет в историю, то разве что разгромной речью Сергея Лаврова

Сергей Лавров, министр иностранных дел РФ: «Среди политических элит ряда западных стран глубоко укоренились идеи менторства, превосходства, исключительности, реализации своих интересов любыми средствами – в ущерб выстраиванию справедливого и равноправного взаимодействия».

В контексте

28.02.2016

«Путь к миру лежит через Москву».

И первым за все время опозданием Обамы. Видимо, растягивал удовольствие, предвкушая своё последнее в качестве президента выступление.

Барак Обама, президент США: «В качестве президента я научился тому, что наше самоутверждение необязательно должно основываться на том, чтобы принижать других. Его можно укреплять, помогая другим расти».

Надолго запомнит эту сессию и Джордж Клуни: ооновский посол доброй воли именно здесь узнал о грядущем разводе своего друга Брэда Пита с Анжелиной Джоли

Джордж Клуни, актер, посол мира ООН (2008-2014 гг): «Я не знал об этом. Вау. Мне очень жаль. Это печальная история, грустная для семьи. Это грустная история о семье».

В остальном – сплошное дежавю. И главная болевая точка та же – Сирия. С 2011-го, когда в стране разразился кризис, институты Организации Объединенных Наций сирийский вопрос поднимали бессчетное количество раз. Три года назад Россия и США даже, казалось, договорились по химическому оружию в этой стране. Но в повестке дня Генеральной Ассамблеи-2016 опять Сирия, и дела там всё хуже и хуже. На этот раз даже резолюцию не удалось принять. За целую неделю. И уж совсем странно вел себя Джон Керри, упорно уклоняясь от предложений российских коллег опубликовать весь пакет соглашения по Сирии. Даже американские журналисты в кулуарах искренне недоумевали.

Джонатан Сандерс, политолог, журналист: «Какие секреты русские узнают про Сирию, которых мы не знаем? Лавров и Керри знают все секреты – необходимо прекратить убийство людей, необходимо избавиться от химического оружия. Эти двое проделали замечательную работу. Наши военные эту работу не оценили. Они считают - почему мы должны кооперироваться с русскими? (по-русски) Это глупость!»

Не самые умные поступки делал госсекретарь США и во время долгожданного заседания Совета Безопасности по Сирии. Ждали его, прежде всего, потому, что была хоть какая-то надежда на министерском уровне прийти к пониманию по наболевшей теме. После фактов, которые предоставила Россия по атаке на гуманитарный конвой под Алеппо, Организация Объединенных Нация даже пересмотрела текст заявления по Сирии. Но Штаты новая формулировка – «неустановленная атака» - не убедила. И текст соглашения, хоть и обнародовали несколько пунктов, под давлением, остался за кадром. Керри лишь махал руками – мол, всем понятно и без бумаг, где можно бомбить, где нельзя. Почему тогда случился авиаудар, которым американцы разрушили хрупкое сирийское перемирие, госсекретарь объяснить не смог. В общем, как всегда все свалили с больной головы на здоровую.

Джон Керри, государственный секретарь США: «У меня сложилось впечатление, что мы находимся в параллельных Вселенных».

193 страны и у каждой в Организации Объединенных Наций своя вселенная. Изредка они пересекаются. Вот договорились всем миром бороться с супербактериями – с инфекциями, которые устойчивы к лекарствам. До этого единогласно приняли декларацию с длинным названием «по защите лиц, вынужденных спасаться от войн, насилия, последствий стихийных бедствий, бедности и голода». С болячками, правда боролись и раньше – в 2001-м со СПИДом, в 2013-м с Эболой. Да и по беженцам в этом зале собираются регулярно. Но теперь обсуждение людей без родины решили обставить посолиднее – назвали саммитом. Первым в истории. И все бы ничего - и подписание декларации можно было бы считать судьбоносным, и ее саму в рамочке повесить на стену, если бы не событие, которое проблему с мигрантами и беженцами раскрыло лучше любого саммита. Взрыв в Манхеттене прогремел всего в нескольких кварталах от красивого ооновского здания из стекла и бетона. Злоумышленник – мигрант и беженец из Афганистана Ахмад Хан Рахам. По счастливой случайности от его самодельного устройства никто не погиб. Вторую бомбу, не сработавшую по той же счастливой случайности, он подбросил еще ближе к красивому ооновскому зданию из стекла и бетона. Семья Рахама убежала в США в 95-ом. Ему было тогда 7 лет. Он родился в тот самый год, когда народ Афганистана от целой советской армии защищал брутальный Рэмбо. По сути, Ахмад поступил так же, как американский солдат-освободитель в лице Сталлоне – он ведь тоже против чужих. Своим за 20 лет Штаты его так и не сделали. Стоит ли в этом случае верить нравоучениям американских политиков с высокой трибуны ООН – о судьбах беженцев, если эти самые политики в своей собственной стране вырастили целое поколение террористов-одиночек.

Нина Вишнева, корреспондент: «В следующий раз все может быть хуже. Что делать?»

Дэвид Карпер, житель Нью-Йорка: «Я не знаю, что делать. Мы же не можем покушаться на наши свободы. Не знаю. У меня нет ответа».

Нина Вишнева, корреспондент: «Вот и у политиков, видимо, тоже».

Дэвид Карпер, житель Нью-Йорка: «У них тем более нет ответа. Конечно, нет».

Политики очень любят приезжать в ООН. Особенно вновь назначенные. Продуктивность работы – отдельная тема, но мелькать на мероприятиях нравится всем без исключения.

Тереза Мэй, премьер-министр Великобритании: «Британия будет уверенным, сильным и надежным партнером в международной сфере, ради универсальных ценностей, которые нас объединяют».

Универсальная ценность в виде смартфона объединяет прочнее всего. Бориса Джонсона, нового британского министра иностранных дел, ценность даже удержала на месте, в отличие от тех, кому, судя по пустым стульям, оратор не интересен. Правда, ненадолго.

Борис Джонсон, министр иностранных дел Великобритании: «Американская делегация здесь?»

Сопровождающий: «Американцы – там, здесь Россия».

Борис Джонсон, министр иностранных дел Великобритании: «Все выглядит отлично. Я бы там провел саммит».

Задумывалось, что в высоких кабинетах нью-йоркской штаб-квартиры Генеральная Ассамблея будет проходить до декабря. Но еще ни разу ни одного решения не удалось принять вовремя. Вот и в этом году сказали -после рождественских каникул сессию созовут опять. Обычные послы давно приелись, полные залы собирают только послы доброй воли. Леонардо Дикаприо, с каждым новым сезоном все больше похожий на молодого Ильича, всегда возвращает делегатов на рабочие места

Леонардо ДиКаприо, актер, посол доброй воли ООН по вопросам изменения климата: «Горжусь, что могу стоять здесь вместе с Пан Ги Муном – моим любимым посланником мира, и со всеми вами».

Примерно такие же чувства на лице Петра Порошенко, только ему в образе «любимого посланника мира» явилась Хиллари Клинтон.

Хиллари Клинтон, кандидат на пост президента США от Демократической партии: «Приветствую, господин президент! О, это замечательно увидеть вас опять!»

Помятый костюм президента Украины свое дело сделал – не только Нью-Йорк, даже Вашингтон расчувствовался: и денег дадут, и летальное оружие. Последнее, правда, пока на уровне нижней палата Конгресса обещали, но наверняка костюм подействует и на верхнюю, и на одетого с иголочки Обаму.

Делоис Блэйкли, общественный мэр Гарлема: «Мне говорили – Обама не твой сенатор. Мисс Клинтон твой сенатор. А я отвечала – но он единственный черный человек в Сенате!»

Она представляется всем как королева-мать. Делоис Блэйкли, посол доброй воли при ООН, сама из Гарлема. Объездила весь мир. Побывала и в Москве.

Делоис Блэйкли, общественный мэр Гарлема: «Была под впечатлением вашей черной икры. Да, я ела черную икру каждый день! И сих пор под впечатлением от вашего метро. Это настоящее искусство! Просто захватывающе было! Когда я приезжала в 70-е.»

Визитная карточка любой Генассамблеи – критика Совета Безопасности. В который раз предложили отменить право вето, в который раз помечтали о расширении круга стран, представленных на постоянной основе. При этом в разговорах между собой надеются, что всё останется как сейчас. Право говорить «нет» элитная пятерка терять не собирается. Это значит, что и в повестке дня следующей сессии Генассамблеи вряд ли будут кардинальные изменения. Особенно если учесть, что резолюцию по Сирии так и не удалось принять.

Точно можно сказать лишь то, что выступать от имени Соединенных Штатов будет совершенно другой человек. Из двух претендентов на пост президента США ближе всего до штаб-квартиры ООН Дональду Трампу. Один из его именных небоскребов прямо через дорогу.


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ