В поисках виновного

02.10.2016

В среду в Голландии снова со всех концов света собрали журналистов. Снова международная совместная следственная группа докладывала о результатах расследования причин авиакатастрофы малазийского Боинга. Выводы снова были названы предварительными. Снова, снова, снова.

Потому что всё это мы уже видели: и развешенные карты, и графики, и обломки самолета, найденные под Донецком. Два года здесь говорят о версиях. О том, что работа следственной комиссии движется и вот-вот настигнет истину. Но время идет. И пока ищут истину, весь смысл этого следствия окончательно уходит.

Действительно, а зачем им надо всех снова собирать, зачем работать и ставить эксперименты, тратить деньги на красивую графику и красочные буклеты, если главная версия там и так всем нравится. В разных вариантах два года она остается одной и той же: «самолет сбили русские». Есть запасной вариант: про-русские.

И вот они сидят на сцене таким синклитом - следственная группа пяти стран, и среди массы вопросов к ним есть и такой - как это так Украина умудрилась предстать страдающей стороной? Даже ее флаг среди пяти нарисованных на экране флагов - в центре. Разве она не сторона под подозрением? Ведь на ее территории случилась трагедия.

Она еще год назад была названа виновной в том, что не закрыла небо над опасным районом. Ее обвинили родственники погибших из той же Голландии, Малайзии, Австралии. Но ее так и не заставили вовремя предоставить переговоры своих диспетчеров.

Так есть ли еще шанс узнать правду о том, что случилось в небе над Украиной? Из Голландии наш специальный корреспондент Константин РОЖКОВ.

 

Типичная улица в одном из жилых кварталов Роттердама. На входной двери одного из домов весит табличка с фамилией хозяев - Фредрикс. Вот уже 2 года соседи, из тех, кто в курсе, проходят мимо и непременно бросают сочувствующие взгляды. Вообще-то родственники жертв с российской прессой общаются неохотно. Многие, хоть и не все, винят в катастрофе именно Россию. Даже если дверь нам и откроют, разговор будет тяжелым.

Константин Рожков, корреспондент: «Миссис Фредрикс, здравствуйте!»

Силена Фредрикс, мать Брайса Фредерикса: «Здравствуйте, проходите!»

Силена Фредрикс потеряла в авиакатастрофе 23 летнего сына Брайса. Вместе со своей девушкой они летели в романтическое путешествие. В доме все, как будто трагедия случилась вчера: фотографии, свечи, цветы…

Константин Рожков, корреспондент: «Уже 2 года прошло с момент катастрофы. Вы можете сказать, что пережили это?»

Силена Фредрикс, мать Брайса Фредерикса: «Нет, никогда… Думаю, я никогда не смогу это пережить».

%related%

Селену и других родственников терзала неопределенность. Кто сбил? Зачем? Почему? Но если родственники жертв, которые пристально следят за ходом расследования, еще в чем-то сомневаются, то рядовые голландцы, похоже, и без следственной комиссии все выводы сделали.

%related%

Лейла Насир: «Если верить новостям, то это произошло над территорией Украины, но именно Россия все время мешала расследованию…»

Константин Рожков, корреспондент: «Как вы сказали, вы узнали об этом из новостей?»

Лейла Насир: «Да».

Общественное мнение стали готовить еще накануне. Крупнейшая голландская газета «Телеграф» за пару дней до публикации доклада вышла с заметкой о тайных экспериментах в Финляндии с ракетной установкой «БУК». Подробностей не много, но суть отражена в конце: «Тесты показали, что "Боинг" 777 был сбит из российской версии оружия». Так что, когда члены следственной комиссии вышли к журналистам, мало у кого в зале оставались сомнения, кого даже не назовут - назначат главным виновником.

Уилберт Паулиссен, глава центрального департамента уголовных расследований национальной полиции Нидерландов: «Беря во внимание, что в остальных версиях есть большое количество нестыковок, мы пришли к единственному выводу. А именно: рейс MH17 17 июля 2014 года был сбит ракетой, выпущенной из «БУКа». Запуск был произведен с поля рядом с поселком Первомайский, и ракетная система была доставлена из России и потом тоже отправилась в Россию».

Главное, конечно, прозвучало в конце: «Бук пришел из России». Это, безусловно, громкое, хоть и ожидаемое обвинение. Неожиданными оказались доказательства. Впервые были предъявлены записи перехваченных телефонных разговоров, якобы сделанные до, вовремя и после крушения "Боинга".

«Доложить о том, что произошло, вы могли мне?»

«А что докладывать?»

«Где машина сейчас?»

«Машина уже давно в России находится».

Всего опубликованы 5 фрагментов. Люди на записи обращаются друг к другу: «Олег», «Леня» «Леха», «Саныч» и «Николаич». Кто они, следователи не знают. Но даже по именами понятно: раз ни «Микола» или «Петро», значит точно «пророссийские сепаратисты». Да, так крепко ругаются только русские.

«Ты после Степановки должен уйти на право через поля и на это, как его Снежное… Вот иди на Снежное».

Потом один собеседник говорит о военнослужащих ВСУ – «укропы». В англоязычной расшифровке этот термин специально поясняют – «уничижительное обращение к украинцам». И становится все окончательно понятно - Боинг сбили «ватники». В целом, надо признать, в сопровождении профессиональных схем и таблиц и с пояснениями от людей в форме, может сложиться впечатление, будто всё так и есть - переговариваются ополченцы, и речь действительно идет об установке «БУК». Если бы не одно «но».

Юст Неймоллер, автор книги «MH17. Сделка под прикрытием»: «Меня зовут Юст Неймоллер и мой вопрос, кто предоставил вам записи переговоров?»

Уилберт Паулиссен, глава центрального департамента уголовных расследований национальной полиции Нидерландов: «Эти записи в основном предоставлены украинскими спецслужбами».

Юст Неймоллер, автор книги «MH17. Сделка под прикрытием»: «А другие источники использовались?»

Уилберт Паулиссен, глава центрального департамента уголовных расследований национальной полиции Нидерландов: «Нет, все записи только от украинской стороны».

Юст Неймоллер написал целую книгу о странностях и нестыковках вокруг трагедии рейса MH17. Украина – рассуждает он – стала основным выгодополучателем катастрофы: именно после крушения Боинга в конфликт на Донбассе вмешался Запад, а против России ввели самые жесткие санкции. На языке юристов это называется – пристрастный свидетель. Можно ли ему доверять?

Юст Неймоллер, автор книги «MH17. Сделка под прикрытием»: «Украинская служба безопасности сама по себе вызывает у нас на Западе вопросы. Они не просто собирают информацию, но они сажают людей в тайные тюрьмы, занимаются пытками. Как вы можете быть уверены в достоверности информации, когда работаете с организацией вроде этой?»

С другой стороны в нашем министерстве обороны пошли на беспрецедентный шаг – рассекретили данные военных радаров, расположенных на территории России, но  охватывающих и место катастрофы на Донбассе.

Виктор Мещеряков, заместитель главного конструктора трассового радиолокационногго комплекса «Утес-т» НПО «Лианозовский Электромеханический завод»: «Никаких сторонних воздушных объектов, кроме двух гражданских лайнеров, поблизости от самолета радиолокатор, расположенный к востоку от места катастрофы, не фиксировал. Исключение составляют два гражданских судна с номерами 1775 и 4722».

Военные подчеркивают – данные с радаров первичные, необработанные. То есть в отличие о тех же записей телефонных переговоров, их невозможно подделать. И если на этих данных ракеты нет, настаивают в российском минобороны, значит ее нет совсем. Другое дело, что зона охвата нашего рада недостаточна, чтобы утверждать, что пуска не было, например, с территории, которую в день катастрофы контролировали украинские военные. Но и это легко проверяется. Было бы желание.

Игорь Конашенков, начальник Управления пресс-службы и информации Министерства обороны РФ, генерал-майор: «Несмотря на запросы как России, так и других стран, а также родственников погибших пассажиров, Киев до сегодняшнего дня так и не обнародовал информацию о расположении своих расчетов ЗРК «Бук» в день катастрофы, переговорах диспетчеров, в первую очередь, военных, данные об активности в день катастрофы своих РЛС».

Почему такой избирательный подход? Записи телефонных перехватов от СБУ следствие принимает, а объективную информацию, вроде данных украинских радаров или переговоров украинских военных диспетчеров, даже не запрашивает. При этом, когда такую информацию предоставляет Россия, от нее просто отмахиваются. На пресс-конференции по итогам расследования так и сказали: «Спасибо. К сведению приняли». А когда журналист из России попытался задать уточняющий вопрос, его грубо оборвал. Но давайте предположим, что новые записи телефонных разговоров подлинные. Одна из них датирована 16 июля, за день до крушения Боинга.

«И делать нечего. Грады-то ладно. Щас «сушки» нанесут удар, это все. Я если успею утром получить «БУК» и отправить туда, это будет хорошо».

То есть кто-то накануне катастрофы обсуждает возможность получения «БУКа». Вопрос, который при этом должен был первым  возникнуть у голландских следователей, задаем почему-то мы комиссии.

Константин Рожков, корреспондент: «Практически ничего не было сегодня сказано о роли представителей украинской авиации касаемо крушения рейса MH-17, но еще год назад Совет по безопасности Нидерландов пришел к заключению, что Украина располагала достаточными основаниями закрыть воздушное пространство, но они этого не сделали. Может ли комиссия прокомментировать это, возможно представители Украины готовы высказаться?»

Уилберт Паулиссен, глава центрального департамента уголовных расследований национальной полиции Нидерландов: «Этот вопрос не был в фокусе основного расследования, которое проводила наша группа. Это не было предметом расследования этого уголовного дела».

Но это как сказать «А», но не сказать «Б». Дело в том, что следственная комиссия по определению не могла опубликовать, отчет, в котором бы содержались, например, обвинения в адрес Украины. Ведь Украина, вместе с Нидерландами, Бельгией, Австралией и Малайзией в отличие от России были внутри этого процесса.

Бернд Бидерманн, военный эксперт: «Каждая из стран имела право на вето на публикацию содержимого этого отчета. Даже если кто-то из них являлся виновником катастрофы, то своим вето он мог предотвратить публикацию тех или иных фактов, которые бы его компрометировали. Это примерно так же, как если бы кого-то обвинили в убийстве, но при этом дали возможность запретить оглашать приговор».

Именно поэтому отчет следователей нельзя сравнивать с вердиктом суда или международного трибунала. И уж тем более он не может считаться истиной в последней инстанции. В расчет принимались только те факты, которые не вредили участникам расследования. Например, снимки из социальных сетей.

Диктор: «На нескольких фотографиях и видеофайлах, которые мы нашли в социальных сетях, можно увидеть грузовик «Вольво», который везет установку «БУК» под маскировочной сеткой».

Если не считать новых пленок СБУ картинки из интернета – это вообще основная доказательная база доклада.

Константин Рожков, корреспондент: «Здравствуйте, меня зовут Константин. Мы журналисты из России. Можно задать вам пару вопросов?»

Элиот Хиггинс, основатель группы расследователей «Bellingcat»: «Да, конечно».

И большинство из этих картинок нашел и проанализировал британец Элиот Хиггинс, основатель сайта «Bellingcat». По большому счету, следователи просто взяли и скопировали его работу.

Элиот Хиггинс, основатель группы расследователей «Bellingcat»: «Мы получили множество снимков, сделанных местными жителями, на которых виден грузовик, везущий установку «БУК».

Константин Рожков, корреспондент: «Но лично вы когда-нибудь сами были на месте трагедии?»

Элиот Хиггинс, основатель группы расследователей «Bellingcat»: «Лично я - нет. Но люди, с которыми я работаю, были. Но на само деле, когда вы работаете с открытыми источниками, быть не месте не обязательно».

По компьютеру можно выяснить и дату и даже место, где была сделана запись, но невозможно узнать, что в этот момент происходило вокруг.

Диктор: «Вот здесь вы можете видеть, что на установке только 3 ракеты…»

Это видео было снято в Луганске и с точки зрения следствия доказывает, что после крушения самолета «БУК» увезли в сторону российской границы. Независимый немецкий журналист одним из первых увидел здесь нестыковку.

Билли Сикс, независимый журналист: «Есть прямая и короткая дорога, ведущая от предполагаемого места запуска в Россию. Вот здесь. Зачем ехать такой длинной дорогой в Луганск, который на тот момент, вдобавок, был частично окружен украинской армией».

По версии следователей, после выстрела установку «БУК» зачем-то повезли по направлению к Дебальцево в сторону линии фронта, а потом чуть ли не через зону боев доставили в Луганск.

Билли Сикс, независимый журналист: «Я спросил Элиот Хиггинса об этом. На что он ответил, ну значит, карты были неверные, и Луганск на самом деле не был в осаде. Значит все сообщения в прессе, заявления украинских властей все было ошибочным. Но это уже какая-то новая правда, которую им необходимо создать, чтобы как-то объяснить все это».

Все доказательства ходят вокруг да около. Например, приводятся 2 снимка, где виден якобы след от ракеты. При этом самой ракеты нет. Или вот фотографии со спутника того места, где предположительно был произведен пуск. Есть за 16 июля, за день до. И за 21-ое, 4 дня спустя, где виден участок выжженной земли. Известно, что трава в районе выстрела «БУКа» может воспламеняться. Но почему просто не показать снимок, сделанный 17 июля в день катастрофы, где была бы видна непосредственно установка. Может на поле просто заехал гусеничный трактор, а дым шел от костра или пожара: все-таки июль месяц, жара. Когда расследование строится на картинках из интернета, ни в чем нельзя быть уверенным. Именно поэтому, например, еще год назад российский производитель «БУКов», компания «Алмаз-Антей» провела натурный эксперимент, имитирующий попадание ракеты в Боинг. По характеру повреждений, специалисты Алмаз-Антей пришли к выводу, что пуск ракеты, если и был, то совсем не оттуда, откуда считают голландские следователи. А значит, это был дым без огня. Однако данные российского эксперимента отвергли, как ненаучные.

Цитата из отчета СБН: «Испытания проводились в статичном положении на земле, эти условия полностью отличаются от реальных. Детонация боеголовки на высоте 10 километров происходит по-другому. Плотность воздуха, а также скорости ракеты и самолета на такой высоте, принципиально иначе влияют на траекторию осколков ракеты после взрыва».

Хорошо, предположим, в этом есть своя логика. Но какого же был изумление российских журналистов, когда во время пресс-конференции, они увидели вот это. Оказалось, следственная комиссия провела свой натурный эксперимент. Правда, на украинском полигоне и руками украинских специалистов. Условия те же: на земле и в статичном положении. Но здесь это уже никого не смутило. Потерявшая в авиакатастрофе сына Селена Фредрикс так и не смогла найти в себе силы прибраться в его комнате.

Силена Фредрикс, мать Брайса Фредерикса: «Мне сложно заходить сюда каждый день. Только время от времени. Но я открываю дверь каждое утро… и закрываю каждый вечер со словами «Спокойной ночи».

Повсюду лежат разбросанные вещи. Письма, которые ее сын написал, но не успел отправить. Прибраться в комнате означало бы забыть о потере и научиться жить дальше. Но упрямые факты не хотят раскладываться по полкам. Почему научным экспериментам предпочитают картинки из интернета, а данным радаров – сомнительные телефонные снимки и радиоперехваты. Почему следователи не дают прямых ответов, и мешают задавать неудобные вопросы? И если зенитную установку сняли практически со всех возможных ракурсов, то почему никто не видел главного – как она стреляла? И если остальные этими вопросами просто задаются, то таких как Селена Фредрикс и других родственники они мучают. И конец мучений до сих не виден.

Константин Рожков, корреспондент: «Могу представить, как часто журналисты вроде меня просят вас показать эту комнату и каждый раз вам приходится проживать все это снова и снова. Большое вам спасибо. Я желаю вам, чтобы когда-нибудь вы все-таки смогли жить дальше…».


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ