В поисках виновного
02.10.2016
В среду в Голландии снова со всех концов света собрали журналистов. Снова международная совместная следственная группа докладывала о результатах расследования причин авиакатастрофы малазийского Боинга. Выводы снова были названы предварительными
Потому что всё это мы уже видели: и развешенные карты, и графики, и обломки самолета, найденные под Донецком. Два года здесь говорят о версиях. О том, что работа следственной комиссии движется и вот-вот настигнет истину. Но время идет. И пока ищут истину, весь смысл этого следствия окончательно уходит.
Действительно, а зачем им надо всех снова собирать, зачем работать и ставить эксперименты, тратить деньги на красивую графику и красочные буклеты, если главная версия там и так всем нравится. В разных вариантах два года она остается одной и той же: «самолет сбили русские». Есть запасной вариант: про-русские.
И вот они сидят на сцене таким синклитом - следственная группа пяти стран, и среди массы вопросов к ним есть и такой - как это так Украина умудрилась предстать страдающей стороной? Даже ее флаг среди пяти нарисованных на экране флагов - в центре. Разве она не сторона под подозрением? Ведь на ее территории случилась трагедия.
Она еще год назад была названа виновной в том, что не закрыла небо над опасным районом. Ее обвинили родственники погибших из той же Голландии, Малайзии, Австралии. Но ее так и не заставили вовремя предоставить переговоры своих диспетчеров.
Так есть ли еще шанс узнать правду о том, что случилось в небе над Украиной? Из Голландии наш специальный корреспондент Константин РОЖКОВ.
Типичная улица в одном из жилых кварталов Роттердама. На входной двери одного из домов весит табличка с фамилией хозяев - Фредрикс. Вот уже 2 года соседи, из тех, кто в курсе, проходят мимо и непременно бросают сочувствующие взгляды. Вообще-то родственники жертв с российской прессой общаются неохотно. Многие, хоть и не все, винят в катастрофе именно Россию. Даже если дверь нам и откроют, разговор будет тяжелым.
Константин Рожков, корреспондент: «Миссис Фредрикс, здравствуйте!»
Силена Фредрикс, мать Брайса Фредерикса: «Здравствуйте, проходите!»
Силена Фредрикс потеряла в авиакатастрофе 23 летнего сына Брайса. Вместе со своей девушкой они летели в романтическое путешествие. В доме все, как будто трагедия случилась вчера: фотографии, свечи, цветы…
Константин Рожков, корреспондент: «Уже 2 года прошло с момент катастрофы. Вы можете сказать, что пережили это?»
Силена Фредрикс, мать Брайса Фредерикса: «Нет, никогда… Думаю, я никогда не смогу это пережить».
%related%
Селену и других родственников терзала неопределенность
%related%
Лейла Насир: «Если верить новостям, то это произошло над территорией Украины, но именно Россия все время мешала расследованию…»
Константин Рожков, корреспондент: «Как вы сказали, вы узнали об этом из новостей?»
Лейла Насир: «Да».
Общественное мнение стали готовить еще накануне. Крупнейшая голландская газета «Телеграф» за пару дней до публикации доклада вышла с заметкой о тайных экспериментах в Финляндии с ракетной установкой «БУК». Подробностей не много, но суть отражена в конце: «Тесты показали, что "Боинг" 777 был сбит из российской версии оружия». Так что, когда члены следственной комиссии вышли к журналистам, мало у кого в зале оставались сомнения, кого даже не назовут - назначат главным виновником.
Уилберт Паулиссен, глава центрального департамента уголовных расследований национальной полиции Нидерландов: «Беря во внимание, что в остальных версиях есть большое количество нестыковок, мы пришли к единственному выводу. А именно: рейс MH17 17 июля 2014 года был сбит ракетой, выпущенной из «БУКа». Запуск был произведен с поля рядом с поселком Первомайский, и ракетная система была доставлена из России и потом тоже отправилась в Россию».
Главное, конечно, прозвучало в конце: «Бук пришел из России». Это, безусловно, громкое, хоть и ожидаемое обвинение. Неожиданными оказались доказательства. Впервые были предъявлены записи перехваченных телефонных разговоров, якобы сделанные до, вовремя и после крушения "Боинга".
«Доложить о том, что произошло, вы могли мне?»
«А что докладывать?»
«Где машина сейчас?»
«Машина уже давно в России находится».
Всего опубликованы 5 фрагментов. Люди на записи обращаются друг к другу: «Олег», «Леня» «Леха», «Саныч» и «Николаич». Кто они, следователи не знают. Но даже по именами понятно: раз ни «Микола» или «Петро», значит точно «пророссийские сепаратисты». Да, так крепко ругаются только русские.
«Ты после Степановки должен уйти на право через поля и на это, как его Снежное… Вот иди на Снежное».
Потом один собеседник говорит о военнослужащих ВСУ – «укропы». В англоязычной расшифровке этот термин специально поясняют – «уничижительное обращение к украинцам». И становится все окончательно понятно - Боинг сбили «ватники». В целом, надо признать, в сопровождении профессиональных схем и таблиц и с пояснениями от людей в форме, может сложиться впечатление, будто всё так и есть - переговариваются ополченцы, и речь действительно идет об установке «БУК». Если бы не одно «но».
Юст Неймоллер, автор книги «MH17. Сделка под прикрытием»: «Меня зовут Юст Неймоллер и мой вопрос, кто предоставил вам записи переговоров?»
Уилберт Паулиссен, глава центрального департамента уголовных расследований национальной полиции Нидерландов: «Эти записи в основном предоставлены украинскими спецслужбами».
Юст Неймоллер, автор книги «MH17. Сделка под прикрытием»: «А другие источники использовались?»
Уилберт Паулиссен, глава центрального департамента уголовных расследований национальной полиции Нидерландов: «Нет, все записи только от украинской стороны».
Юст Неймоллер написал целую книгу о странностях и нестыковках вокруг трагедии рейса MH17. Украина – рассуждает он – стала основным выгодополучателе
Юст Неймоллер, автор книги «MH17. Сделка под прикрытием»: «Украинская служба безопасности сама по себе вызывает у нас на Западе вопросы. Они не просто собирают информацию, но они сажают людей в тайные тюрьмы, занимаются пытками. Как вы можете быть уверены в достоверности информации, когда работаете с организацией вроде этой?»
С другой стороны в нашем министерстве обороны пошли на беспрецедентный шаг – рассекретили данные военных радаров, расположенных на территории России, но охватывающих и место катастрофы на Донбассе.
Виктор Мещеряков, заместитель главного конструктора трассового радиолокационног
Военные подчеркивают – данные с радаров первичные, необработанные. То есть в отличие о тех же записей телефонных переговоров, их невозможно подделать. И если на этих данных ракеты нет, настаивают в российском минобороны, значит ее нет совсем. Другое дело, что зона охвата нашего рада недостаточна, чтобы утверждать, что пуска не было, например, с территории, которую в день катастрофы контролировали украинские военные. Но и это легко проверяется. Было бы желание.
Игорь Конашенков, начальник Управления пресс-службы и информации Министерства обороны РФ, генерал-майор: «Несмотря на запросы как России, так и других стран, а также родственников погибших пассажиров, Киев до сегодняшнего дня так и не обнародовал информацию о расположении своих расчетов ЗРК «Бук» в день катастрофы, переговорах диспетчеров, в первую очередь, военных, данные об активности в день катастрофы своих РЛС».
Почему такой избирательный подход? Записи телефонных перехватов от СБУ следствие принимает, а объективную информацию, вроде данных украинских радаров или переговоров украинских военных диспетчеров, даже не запрашивает. При этом, когда такую информацию предоставляет Россия, от нее просто отмахиваются. На пресс-конференци
«И делать нечего. Грады-то ладно. Щас «сушки» нанесут удар, это все. Я если успею утром получить «БУК» и отправить туда, это будет хорошо».
То есть кто-то накануне катастрофы обсуждает возможность получения «БУКа». Вопрос, который при этом должен был первым возникнуть у голландских следователей, задаем почему-то мы комиссии.
Константин Рожков, корреспондент: «Практически ничего не было сегодня сказано о роли представителей украинской авиации касаемо крушения рейса MH-17, но еще год назад Совет по безопасности Нидерландов пришел к заключению, что Украина располагала достаточными основаниями закрыть воздушное пространство, но они этого не сделали. Может ли комиссия прокомментироват
Уилберт Паулиссен, глава центрального департамента уголовных расследований национальной полиции Нидерландов: «Этот вопрос не был в фокусе основного расследования, которое проводила наша группа. Это не было предметом расследования этого уголовного дела».
Но это как сказать «А», но не сказать «Б». Дело в том, что следственная комиссия по определению не могла опубликовать, отчет, в котором бы содержались, например, обвинения в адрес Украины. Ведь Украина, вместе с Нидерландами, Бельгией, Австралией и Малайзией в отличие от России были внутри этого процесса.
Бернд Бидерманн, военный эксперт: «Каждая из стран имела право на вето на публикацию содержимого этого отчета. Даже если кто-то из них являлся виновником катастрофы, то своим вето он мог предотвратить публикацию тех или иных фактов, которые бы его компрометировали
Именно поэтому отчет следователей нельзя сравнивать с вердиктом суда или международного трибунала. И уж тем более он не может считаться истиной в последней инстанции. В расчет принимались только те факты, которые не вредили участникам расследования. Например, снимки из социальных сетей.
Диктор: «На нескольких фотографиях и видеофайлах, которые мы нашли в социальных сетях, можно увидеть грузовик «Вольво», который везет установку «БУК» под маскировочной сеткой».
Если не считать новых пленок СБУ картинки из интернета – это вообще основная доказательная база доклада.
Константин Рожков, корреспондент: «Здравствуйте, меня зовут Константин. Мы журналисты из России. Можно задать вам пару вопросов?»
Элиот Хиггинс, основатель группы расследователей «Bellingcat»: «Да, конечно».
И большинство из этих картинок нашел и проанализировал британец Элиот Хиггинс, основатель сайта «Bellingcat». По большому счету, следователи просто взяли и скопировали его работу.
Элиот Хиггинс, основатель группы расследователей «Bellingcat»: «Мы получили множество снимков, сделанных местными жителями, на которых виден грузовик, везущий установку «БУК».
Константин Рожков, корреспондент: «Но лично вы когда-нибудь сами были на месте трагедии?»
Элиот Хиггинс, основатель группы расследователей «Bellingcat»: «Лично я - нет. Но люди, с которыми я работаю, были. Но на само деле, когда вы работаете с открытыми источниками, быть не месте не обязательно».
По компьютеру можно выяснить и дату и даже место, где была сделана запись, но невозможно узнать, что в этот момент происходило вокруг.
Диктор: «Вот здесь вы можете видеть, что на установке только 3 ракеты…»
Это видео было снято в Луганске и с точки зрения следствия доказывает, что после крушения самолета «БУК» увезли в сторону российской границы. Независимый немецкий журналист одним из первых увидел здесь нестыковку.
Билли Сикс, независимый журналист: «Есть прямая и короткая дорога, ведущая от предполагаемого места запуска в Россию. Вот здесь. Зачем ехать такой длинной дорогой в Луганск, который на тот момент, вдобавок, был частично окружен украинской армией».
По версии следователей, после выстрела установку «БУК» зачем-то повезли по направлению к Дебальцево в сторону линии фронта, а потом чуть ли не через зону боев доставили в Луганск.
Билли Сикс, независимый журналист: «Я спросил Элиот Хиггинса об этом. На что он ответил, ну значит, карты были неверные, и Луганск на самом деле не был в осаде. Значит все сообщения в прессе, заявления украинских властей все было ошибочным. Но это уже какая-то новая правда, которую им необходимо создать, чтобы как-то объяснить все это».
Все доказательства ходят вокруг да около. Например, приводятся 2 снимка, где виден якобы след от ракеты. При этом самой ракеты нет. Или вот фотографии со спутника того места, где предположительно был произведен пуск. Есть за 16 июля, за день до. И за 21-ое, 4 дня спустя, где виден участок выжженной земли. Известно, что трава в районе выстрела «БУКа» может воспламеняться. Но почему просто не показать снимок, сделанный 17 июля в день катастрофы, где была бы видна непосредственно установка. Может на поле просто заехал гусеничный трактор, а дым шел от костра или пожара: все-таки июль месяц, жара. Когда расследование строится на картинках из интернета, ни в чем нельзя быть уверенным. Именно поэтому, например, еще год назад российский производитель «БУКов», компания «Алмаз-Антей» провела натурный эксперимент, имитирующий попадание ракеты в Боинг. По характеру повреждений, специалисты Алмаз-Антей пришли к выводу, что пуск ракеты, если и был, то совсем не оттуда, откуда считают голландские следователи. А значит, это был дым без огня. Однако данные российского эксперимента отвергли, как ненаучные.
Цитата из отчета СБН: «Испытания проводились в статичном положении на земле, эти условия полностью отличаются от реальных. Детонация боеголовки на высоте 10 километров происходит по-другому. Плотность воздуха, а также скорости ракеты и самолета на такой высоте, принципиально иначе влияют на траекторию осколков ракеты после взрыва».
Хорошо, предположим, в этом есть своя логика. Но какого же был изумление российских журналистов, когда во время пресс-конференци
Силена Фредрикс, мать Брайса Фредерикса: «Мне сложно заходить сюда каждый день. Только время от времени. Но я открываю дверь каждое утро… и закрываю каждый вечер со словами «Спокойной ночи».
Повсюду лежат разбросанные вещи. Письма, которые ее сын написал, но не успел отправить. Прибраться в комнате означало бы забыть о потере и научиться жить дальше. Но упрямые факты не хотят раскладываться по полкам. Почему научным экспериментам предпочитают картинки из интернета, а данным радаров – сомнительные телефонные снимки и радиоперехваты. Почему следователи не дают прямых ответов, и мешают задавать неудобные вопросы? И если зенитную установку сняли практически со всех возможных ракурсов, то почему никто не видел главного – как она стреляла? И если остальные этими вопросами просто задаются, то таких как Селена Фредрикс и других родственники они мучают. И конец мучений до сих не виден.
Константин Рожков, корреспондент: «Могу представить, как часто журналисты вроде меня просят вас показать эту комнату и каждый раз вам приходится проживать все это снова и снова. Большое вам спасибо. Я желаю вам, чтобы когда-нибудь вы все-таки смогли жить дальше…».
ДРУГИЕ СЮЖЕТЫ
- Сирия: год спустя
- В поисках виновного
- Шаг в беспамятство
- Европа встанет под ружьё
- Процесс продолжается
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ