Процесс продолжается

02.10.2016

Первого октября 1946 года в Нюрнберге закончили читать приговор. Международный военный трибунал работал год. Изо дня в день здесь открывали страшные подробности преступлений, слушали выживших свидетелей и смотрели кадры чудовищной хроники.

Процесс в Нюрнберге стал судом народов. Впервые страны-победили вместе как союзники судили врага. Да, Третий Рейх был повержен. Да, по факту - за гибель миллионов людей только 12 человек из его верхушки заслужили от этого суда смертный приговор. Но задача Нюрнберга была намного серьезнее - он выносил пожизненный приговор нацизму. По крайней мере тогда все в это верили.

И вот прошло 70 лет. В тюрьму Шпандау водят экскурсии, а в Мюнхене вам всегда покажут: вот здесь Гитлер жил, за теми окнами работал... В Европе и Германии снова набирают силу радикальные национал-патриоты.

Но почему забыты уроки Нюрнберга и когда на самом деле произошла реинкарнация нацизма? Из Баварии - Шеф Европейского бюро Виталий ЧАЩУХИН.

70 лет назад от полного и окончательного разгрома фашизма весь мир и всю послевоенную Германию отделяли 11 месяцев самого громкого — нюрнбергского «процесса века» и всего 13 ступеней, по которым почти все главные нацистские преступники — от Бормана и Геринга до Риббентроп поднимались на эшафот.

С черными мешками на головах, приговорённые не к расстрелу, который наверняка потешил бы их воинствующее самолюбие, а к позорному повешению, им до последнего удавалось сохранять присутствие своего небывало-зловещего духа.

Диктор: «Палачи повешены! Теперь это только трупы!»

Испустив его - практически вся нацистская верхушка всё равно казалась обвинителям столь величественной, что их тела пришлось тайно кремировать, а прах — развеивать с самолёта. Где-то здесь, в долине реки Изор. Это было сделано для того, чтобы никому и в голову не пришло наведываться на их могилы. Но вот идеи — идеи оказались нетленны и заново охватили по-прежнему вдохновлённую ими Германию. А буквально в эти дни весь Берлин запустил обратный механизм противоречивой истории своей страны и замер - в ожидании «чудесного воскрешения». Раскинув свои знамёна величиной с целое здание, на глазах у обескураженной публики «Ожил» Адольф Гитлер и всё его ближайшее окружение. Самое яркое, известное на весь мир световое шоу представило в этом году и самого Фюрера - в лучшем свете. Организаторы и близко не подпуская к себе телекамеру, оправдываются…

В контексте

11.10.2015

Немцы соскучились по фюреру?

Андрес Бёльке, постановщик шоу: «Мы сделали этот проект именно для того, чтобы люди помнили историю во всех её красках!»

Зрители на такие уроки истории - реагируют однозначно.

Кевин, житель Берлина: «Я думаю, что это дикая провокация, ведь Гитлер причинил столько боли и сотворил столько зла, что я не одобряю такого рода просвещение».

И только реакции полиции вообще - никакой. В образе Гитлера в сегодняшней Германии — нет ничего преступного.

Томас Вальтер, адвокат: «Действительно, показывать фотографии Гитлера в нашей стране не запрещено. Но это совсем не означает, что нам нужно публично демонстрировать такие картинки. А где гарантия, что они не вдохновят кого-нибудь на новые преступления, и я, например, совершенно уверен, что найдутся те, кто будет тайком приходить на это световое шоу и — «зиговать»

Его прозвище - «охотник за нацистскими головами» Томас Вальтер — самый известный в Германии адвокат, до сих пор расследующий преступления бывших «эсэсовцев». Надзиратель концлагеря Собибор Иван Джон Демьянюк, «бухгалтер»Освенцима Оскар Грёнинг и фельдшер отрядов СС — Хуберт-Зафке. Вот главные адвокатские кейсы Вальтера за последние 10 лет. Он решил, что у преступлений против человечности, не может быть срока давности. Весьма преклонного возраста обвиняемые получают в самом деле — пожизненные сроки.

Томас Вальтер, адвокат: «Их возраст вообще не играет для меня никакой роли. Ведь в том же «Освенциме» они не смотрели на возраст младенцев и детей, когда убивали их. Эти бывшие нацисты 70 лет жили спокойной и прекрасной жизнью. Чем больше занимаюсь этой темой, тем чётче складывается ощущение, что тему фашизма, а то и сам фашизм не выкорчевать из нашего общества никогда, но может, хотя бы попытаться воспитать новое поколение?»

А вот и оно — это новое поколение: в отглаженном костюме и белой блузке. Беате Чепе - 41 год. И она — главная обвиняемая в новом «процессе века», который длится в Германии не первый год. В немецкой прессе её давно окрестили «наследницей Гитлера». На протяжении долгого времени ей удавалось возглавлять национал-социалистическое подполье в современной Германии. Каждое заседание по её кровавому делу — сопровождается массовыми акциями протеста. И вот, на этой неделе Беата Чепе впервые заговорила, объявив, что после 10 убийств на национальной почве, многочисленных поджогов и ограблений, она всё-таки разочаровалась в националистических идеях. Одной меньше. Все остальные — на свободе. За последние четыре года мы объехали всю Германию. Бывали и в печально известной немецкой деревеньке Ямель — где местные жители, сплошь неонацисты, жарят мясо на мангале с надписью «Счастливого Холокоста». Видели, как местные власти заявляли, что всё это «жесткое мясо» германское общество непременно пережуют и переварит…

Уве Вандель, бургомистр региона Гэгелоу: «Я думаю, Германия может жить с 3-4 процентами правых. Крепкое демократическое общество должно с этим справиться. Бороться с этим нет смысла».

Но после этого немцы с радостью делали гитлер-сэлфи во время одного художественного эксперимента А еще мы следили как Бавария, в чьих пивных зарождался фашизм и чей «нюрнбергский суд» так и не поставил в этом точку, забирала себе права на издание «Майн Кампф» для последующего распространение через книжные магазины…

Томас Крюгер, президент федерального центра политического образования: «Мы в федеральном центре политического образования закупили 400 копий этого научного исследования, для того чтобы предоставить их историческим музеям и другим заведениям, которые занимаются национал-социализмом на научном уровне».

И даже немецкие школы…

Йенс Аугнер, учитель политологии Гумбольдт-гимназии: «В принципе, нет большой разницы, разбираем ли мы на уроках речи Гитлера или его книгу, мы не должны ничего скрывать от детей и если им правда интересно, то нам лучше предоставить школьникам такую возможность».

А еще наблюдали, как всё та же немецкая земля вновь сотрясалась от самых настоящих нацистских орудий, когда у самого Северного моря пытались разоружить владельца этакого «Третьего рейха» размером с дачный участок.

Владелец танка: «Я буду разговаривать только в присутствии моего адвоката!»

В этом огороде нашлось место и работам любимого скульптора Гитлера, и творчеству военных инженеров фюрера. Старая гвардия по-прежнему в строю. В документальных архивах можно встретить вот такие их чудовищные откровения…

Ветеран Вермахта: «Мы ведь воевали против большевиков и если бы мы не остановили их, то они бы напали на всю Европу. Мы пытались защитить нашу Родину и наши семьи от этих кровожадных русских, а Вермахт никогда не совершал военных преступлений! О чем вы говорите?».

Так что — есть у кого учиться. Независимые немецкие историки подтверждают: нюрнбергский процесс был слишком избирательным, многих США заботливо укрыли или — помогали бежать. Скамья подсудимых в Нюрнберге должна была быть гораздо длиннее.

Йоханнес Тухель, историк: «Конечно, в послевоенное время национал-социалистических преступников судили чересчур выборочно. Тот, кто был более-менее пригодным, находил свое место в определенных американских структурах, начиная от научных институтов и заканчивая секретными службами, которые были должны отразить так называемую коммунистическую угрозу».

Хайнц Мутчински, ветеран Вермахта: «Вот это мой солдатский медальон и -солдатская книжка, выданная мне в 1943 году».

В его доме до сих пор хранится военный билет с тем самым орлом и свастикой, но сам он — оправдан. Солдат Хайнц Мутчински — один из тех, кто по решению «Нюрнберга» «лишь выполнял преступные приказы», а значит — не виновен. Хотя и он заготовил своё последнее слово.

Хайнц Мутчински, ветеран Вермахта: «В принципе, я считаю правильным, что в Нюрнберге не наказывали простых солдат. Мои внуки меня часто спрашивали - дедушка, почему ты просто не убежал? Но, куда я мог бежать? Мы были в окопах, а за нами фашисты с петлями, которые вешали всех беглецов, а спереди фронт, от которого ты мог спастись, только если тебе очень повезет. Самое страшное ведь то, что большинство людей, которые заварили эту кашу, не понесли абсолютно никакого наказания! И эти люди вероятно до сих пор получают хорошую пенсию. Им даже разрешали становится нашими министрами. Но это не удивляет. Те, кто проводил эту так называемую денацификацию, выбирали на своё усмотрение, кого они для своей выгоды пристроят, а кого нет»

В этом смысле — скандальное шоу в Берлине действительно проливает свет на неоднозначную историю страны от фон Бисмарка до любимца немецкой публики Горбачёва, подарившего Германии то, что и позволяет безнаказанно использовать образ Гитлера и других нацистских преступников, что называется, в волю...

Михаил Горбачев, президент СССР (1990-1991 гг.): «Перестройка...Глллласность».

Ну, а раз уж гласность, то и мы хотели бы поделиться своими впечатлениями от «Нюрнбергского трибунала» в его нынешнем виде. Несколько раз за эти 70 лет знаменитый зал номер 600 перестраивался. Стены и потолок сейчас облицованы панелями из ценных пород дерева, совсем другая мебель, техника, а над судейским столом висит огромный крест. Его и вовсе не было во время Нюрнбергского процесса. Как и этих «икеевских» подушек, чтобы кому-то, видимо, было мягче сидеть. С верой в то, что фашизм окончательно разгромлен этом зале и сегодня проходят всевозможные процессы. Под стеклянной витриной — расписание: очередная уголовщина, которую в этом помещении то ли возводят в ранг величайшего судебного разбирательства, то ли значение некогда проходившего здесь «суда истории» таким образом, занижают до обычной «бытовухи».

 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ