Опасные игры с памятью

09.10.2016

А на этой неделе на экраны Польши вышел фильм по книге Станислава Сроковского «Ненависть». Он как раз о том, что случилось с поляками в 40-е годы. О трагедии на Волыни. О преступлениях Украинской повстанческой армии - УПА. Те, кто уже видел этот фильм, а его так и назвали «Волынь», признали его очень тяжелым. Без ретуши и недомолвок. Но почему его сняли именно сейчас? Что хотят поляки сегодня объяснить и своей власти, и своему безумному соседу, который этих военных преступников законом возвел в ранг героев?

Дмитрий КУЛЬКО был на премьере фильма в Варшаве, беседовал с его создателями и обычными поляками о законах и уроках истории.

Станислав Сроковский, писатель: «На основе моей книги появился фильм, Это все исходит из моего сердца, все эти мучения и страх. Я вижу, как зрители долго не выходят из зала. Им тяжело, но они должны осознать трагедию. Как был залит кровью наш мир на Волыни».

Оккупация нацистами Волыни, как начало перед одной из самых больших тыловых трагедий Второй мировой Войны, чудовищно точно звучащее по-польски - «украинское людобуйство». Свою первую «Незалежную» украинские националисты топорами и вилами строили на горах из тел замученных женщин и детей. Фото из польских деревень 40-х, на которые и сейчас смотреть больно, Станислав Сроковский долгие годы собирал в свою книгу-документ «Ненависть» - вместе с историей мальчика, забившегося в угол от ночных палачей.

Станислав Сроковский, писатель: «Когда напали на наше село, мама спрятала меня в собачьей будке, было очень страшно, этот страх не отпускает меня всю жизнь. Сцены в фильме – где польские солдаты возвращаются с войны и на них нападают и убивают украинские банды. Эта история моего отца, моя история».

Эти рассказы на польском – сильнее любых киноэффектов, но так они будут услышаны миллионами, купившими билет.

Тадеуш Навинский: «Мою мать и детей избили, закрыли в их доме, а дом подожгли. Было девать детей. Погибли все. Было девять детей. Выжил лишь я один».

Хенрик Якубицкий: «По дороге мы слышали крики, выстрелы и пылающие дома – это соседнее село было. Хотели спрятаться у лесника, но его бандеровцы повесили в дверном проёме и потом ещё добивали топорами».

В контексте

13.05.2018

Как тщеславие и политика победили важнейшее из искусств!

И это, конечно, не очередной исторический фильм о Второй мировой – если послушать откровения во время премьеры. Актриса, пережившая все круги украинского ада в роли белокурой польки Зоси, не стыдится признаться.

Михалина Лабач, актриса: «Я мало что знала об этом, даже не знала, что был такой регион, и что там такого страшного случилось. Сразу после кастинга я начала читать документы по этой теме, разные фотографии смотрела».

И так каждый пятый – польский зритель, томившийся в ожидании среди плакатов с до конца непонятным для него словом «Волынь», которое здесь не слышали даже в школах.

Марчин Кубицкий: «Фильм просто шокирующий. Мы потрясены. Фильм невероятно хорошо реализован, артистически, а такой рассказанной истории в польском кино я не ожидал. Первый раз такое вижу».

А ведь факты о геноциде поляков, русских, евреев боевиками украинских ОУН и УПА давно и подробно зафиксированы мировой историей. На Волыни украинские националисты зверски убили и замучили около 60 тысяч поляков, на львовской земле - около 40 тысяч, на тернопольской - минимум 45 тысяч, на станиславских землях - 25 тысяч, на люблинских - 15 тысяч и около 3 тысяч на Полесье. Всего погибли почти 200 000 тысяч поляков, но немыслимое дальше - десятилетиями Варшава делала всё, чтобы никто и никогда не вспомнил о своих погибших предках.

Томаш Янковский, политолог: «Польские власти оказались в ловушке двойных стандартов. То есть все, что может как-то навредить российской политике, следует поддерживать, по их мнению. Приняли официальную политику не поднимать тему Волыни, чтобы держать Украину как барьер от России. К семьям жертв и просто людям, которые интересовались темой резни на Волыни, относились несерьезно».

А дальше - просто терпели пощёчины от новых поклонников Бандеры. Что говорить, когда сам глава Польши Бронислав Коморовский, в пору своего президентства, ни слова не сказал в ответ, когда на Украине националисты закидали его яйцами на волынском кладбище. А вот он же беззаботно выступает в Верховной Раде перед теми самыми убийцами - ветеранами УПА. Как раз в те дни, когда вместо того чтобы осудить, их признают героями и начинают воспевать прямо на останках погибших поляков.

Эльжбета Садзинска, пресс-секретарь общества «Сын полка»: «Я в Яновую долину уже два года подряд езжу. Там в 43-м от рук бандеровцев ночью погибло 600 поляков. Приезжаем мы, а там уже стоит и памятник бандеровцам с надписью, которая нас поразила – «героям, которые воевали с польским и немецким оккупантом». Это просто немыслимо!»

И вновь тишина! Тогда бандеровцы спустя 70 лет вернулись в Польшу, растянув красно-черные флаги ОУН на улицах! Здесь живёт уже около двух миллионов украинцев, ходят в украинские школы с учебниками, где УПА воспеты как герои, и даже буквы учат по азбуке юного бендеровца – запоминая букву «Н», по кровавому слову «Наскок» - так называли ночную атаку на мирных поляков.

Кадры из х/ф «Волынь» реж. В.Смаржовский, 2016 г.: «Напали ночью. Окружили село, впереди шли бандеровцы, а за ними обычные украинцы - соседи!».

Соседи из Львова уже в нескольких километрах – мы не далеко от польско-украинской границы. Район города Пшемысль, территория, которую современные последователи ОУН-УПА даже спустя 70 лет считают землёй Незалежной. На эту тему в Хрушовице, где живут в основном украинцы, с незнакомцами, конечно, не говорят, да и вообще гневно реагируют на русскую речь, зато охотно рассуждают о том, что одна нация, бесспорно, может быть лучше другой.

Местный житель: «Я вам так скажу, украинцы лучше поляков. Всегда помогут, всегда сделают, если попросить. Поляки вообще не такие».

Что значит быть «не такими» в своей стране, поляки лишний раз стараются не думать. Мало ли что.

Местный житель: «Пока спокойно. А как будет в будущем, кто знает, увидим. Сами знаете».

На сельском кладбище возвышается монумент с трезубом, который когда-то поставили местные жители в память об украинских националистах. т.е. в Польше стоит памятник тем самым боевикам УПА, которые вырезали на этих землях самих же поляков. В особые исторические даты здесь зажигали свечи и сюда приносили цветы. По сути – цветы убийцам, так было до недавнего времени. Сейчас памятник разгромили, таблички «Слава Украине» сорваны, всё облито красной краской, и арка расписана проклятиями».

А ведь ещё недавно поляки пытались мирными акциями заставить местные власти снести памятник, но очередное бездействие породило народный гнев. Многие прячут лица, но с тех пор в Польше никто не рискует проводить украинские марши. Так и на улицах появилась новая книга «Ненависть», положенная на бит.

Песня протестующих: «Закрой глаза и представь:

Девчушка, насилуемая на глазах отца,

Умирающие дети, насаженные на заборы,

Мёртвые старики со штыками в глазах,

Зарезанная мать с кишками наружу…

И вздымающийся в воздух запах крови.

Представь себе это сестра, брат,

Прежде чем поддерживать украинцев».

Каждый месяц печатаются новые партии маек с перечёркнутым портретом Бандеры. Среди молодых горячих патриотов, и те, кто уже много лет – ещё до начала Майдана в Киеве - требовал осудить Украину, постоянно пикетируют её посольство в Варшаве.

Участник акции протеста: «Мы протестуем против того, что бы на территорию Польши въезжали музыкальные группы, которые пропагандируют бандеровские символы и против псевдорелигиозных шествий такого типа как были в Пшемысле, где так же пропагандировали бандеровские символы и выкрикивали: «Еще Польша не пропала, но скоро пропадет». Это нас обижает и угрожает нашей суверенности и национальной гордости».

Роберт Винницкий, депутат Сейма Польши, лидер партии «Народное Движение»: «Нам нужно сохранять отношения с Украиной, но проблема заключается в том, что нынешняя польская власть не акцентирует польской позиции, не говорит громко о том, что в Польше не согласны на такую бандеровскую политику. Это фальшивое польско-украинское товарищество и наши претензии к Украине растут с каждым днём».

И уж совсем взорвалась помнящие историю поляки, когда летом Порошенко, закончив рукоплескать националистам в Киеве, приехал с венком в Варшаву. Возложение цветов к памятнику жертвам Волынской резни в Варшаве, могло стать покаянием Украины и извинением за зверства УПА, но игра Порошенко на камеры только оскорбила поляков. Как можно оплакивать погибших и восхвалять убийц одновременно? На следующий же день польские депутаты проголосовали за признание геноцидом кровавых событий на Волыни. Причём единогласно – парламент, наконец, услышал, чего хотят польские улицы, и восстановил историческую справедливость. Ещё немного и депутаты утвердят три года тюрьмы за символику Бандеры или для тех, кто спорит, что Волынской резни не было и вовсе.

Томаш Жимковский, депутат Сейма Польши от партии «Кукиз-15»: «Большая проблема, что в Польше некоторые пытаются оправдать нынешний Киев. Называют геноцид на Волыни польско-украинской войной. Это была организованная акция по истреблению польского народа, и в этом нет никаких сомнений. Мы, поляки, должны быть хозяевами на своей земле и сохранить правду!»

Тадеуш Навинский: «Я много лет бился с местными властями, а они говорили, что скорее кактус вырастит в центре Вроцлава. Но всё-таки мы установили первый памятник жертвам Волынской резни. Мне 90 лет, я потратил 1/3 своей жизни на эту борьбу. И я очень рад, что наконец-то те зверства украинцев признали геноцидом»

Под плитами земля с 2000 мест захоронений поляков. Земля, пропитанная кровью, которую украинские националисты хотели сделать своей. И клятва жертвам Волыни, которую должны знать не только в Польше: «Если забуду про них, ты, Боже, забудь про меня». Длинный список предсмертных пыток над женщинами и детьми Волыни, который невозможно читать даже шёпотом, не то что вслух. Трудно даже представить - идеи тех палачей живы и сейчас. Их надо остановить. Некоторые кровавые подробности вошли в польский фильм. Некоторые актёры из Украины отказались сниматься, некоторые, наоборот, согласились, ради правды.

Андриан Поремба, актер: «Была критика с самого начала моей работы, но я считаю, что эта тема должна быть поднята. Правда нас освободит, извините за банальное высказывание. Я очень счастлив, что принял участие в этом проекте».

Известный польский режиссер Войцех Смаржовский, отважившийся впервые поднять тяжёлую тему для Украины и Польши, не любит давать интервью, хоть его просят десятки изданий. Тот момент, когда режиссер, и правда, уже всё сказал выстраданным фильмом. Но в коридорах кинотеатра он произнесёт нам – это только начало!

Войцех Смаржовский, режиссер: «Когда пройдут первые эмоции, то мой фильм будет мостом, а не стеной. Национализм – это обширная тема. Этот фильм направлен против радикального национализма, а не украинцев».

Режиссер специально не взял в фильм ни единой музыкальной композиции – ведь такую боль невозможно сыграть нотами, поддержит его известный польский композитор. У Кшесимир Дембскмй в Волынской резни тоже погибли родные, и им кроме как молитву даже он посвятить ничего не в силах.

Кшесимир Дембский, композитор: « Если бы писал музыку для фильма, то она была бы о скульптуре Божьей матери с младенцем Иисусом на коленях. Это бесконечная боль!»


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ