БРИКС: новые горизонты

16.10.2016

Самый маленький индийский штат Гоа на два дня стал центром большой политики и большой экономики. Здесь проходит двухдневный саммит БРИКС. Но Россия прибыла сюда большой делегацией еще и потому, что в этом году решили совместить сразу два важных мероприятия: встречу лидеров БРИКС и традиционный российско-индийский деловой саммит. Центром двусторонней встречи, конечно, стали переговоры премьер-министра Индии Норендра Моди и российского президента. Но как поместилась такая насыщенная программа в два дня и что стало самым важным? Все подробности узнаем прямо сейчас.

На прямой связи из Индии наш политический обозреватель Виталий ВОРОНИН. Виталий, добрый вечер. Наверное, стоит начать с пресс-конференции президента, которая закончилась не так давно.

Да Ника, вы абсолютно правы. Дело в том, что это уже такая традиция, когда по окончанию саммита лидеры стран рассказывают, как для их конкретной страны завершились итоги тех или иных собраний, соответственно Владимир Путин так же подвел итоги саммита БРИКС и двусторонних переговоров с Индией, но касательно саммита БРИКС - российский президент заявил, что саммит прошел хорошо, плодотворно, были приняты ряд важных заявлений и конкретных программ как развиваться дальше объединению, но может быть для широкого зрителя эти решения не будет какими-то сенсационными, ну например, договорились, что нужно синхронизировать стандарты в промышленности. Звучит не очень весело, звучит как-то скучно, но представляете, какая колоссальная работа должна быть проведена и какой колоссальный шаг вперед будет сделан, когда все это завершится и стандарты согласуют. Или, например, договорились организовывать некие союзы в отдельных отраслях межгосударственные, например союзы в промышленной отрасли - сталелитейной, так же колоссальная работа должна быть проделана. Но, естественно, журналисты спрашивали российского президента не только по повестке дня саммита БРИКС, но и по основным ключевым моментам дня текущего и одним из первых вопросов был о том, как российский президент отреагировал на ну скажем так на прямую угрозу американского вице-президента Джо Байдена, который в одном из своих последних интервью заявил, что Америка готовит хакерские атаки на правительственные учреждения России, в ответ на якобы предпринятые российскими хакерами атаки на серверы Демократической партии США.

В контексте

20.11.2016

Саммит АТЭС: кто тут временный, слазь!

Владимир Путин, президент РФ: «От наших американских друзей можно ожидать всего что угодно. Что он такого нового сказал? Мы что, разве не знаем, что официальные органы Соединённых Штатов за всеми подглядывают и всех подслушивают? Единственная новизна в том, что впервые на таком высоком уровне Соединённые Штаты признают: первое, что они этим занимаются, и, второе, в известной степени угрожают, что, конечно, не соответствует нормам международного общения, это очевидно».

Да и вот тут произошел очень любопытный момент. Дело в том, что дальше президент начал развивать своё мысль и обратился на прямую к журналистам, которые сидели напротив него и спросил: «А вы думаете вы не под колпаком?» А очень даже может быть под колпаком американских спецслужб, поскольку журналисты, которые из кремлевского пула, они часто путешествуют вместе с первыми лицами, естественно их переговоры интересны, переписка и вот когда российский президент развивал свою мысль про наблюдение американских спецслужб, неожиданно в комнате погас свет. Конечно это совпадение, это техническая накладка принимающей стороны от индийской, но, тем не менее, очень такая показательная и возможно символичная. Задавали много вопросов про Сирию, во-первых потому что сирийский конфликт затянулся, из-за сирийского конфликта в последний месяц обострились отношения с США и сейчас там, на Ближнем Востоке развиваются очень важные события. Дело в том, что иракские войска при поддержке турок и авиации западной коалиции начали штурмовать Мосул. Это один из крупнейших городов, который до сих пор находится под контролем Исламского Государства (организация запрещенная в России). И в тоже время в зону средиземноморья вошла крупная военная эскадра России, и я спросил у президента Владимира Путина, а что значат наши маневры.

Виталий Воронин, корреспондент: «Означает ли, что грядёт некое наступление на твердыни террористов и…»

Владимир Путин, президент РФ: «Сейчас я Вам так и расскажу: когда наступление, во сколько, откуда начнётся…»

Виталий Воронин, корреспондент: «Тогда в продолжение темы. Отношения с Америкой расстроились по сирийскому вопросу…»

Владимир Путин, президент РФ: «Вы ошибаетесь. Вы вспомните, что происходило вокруг Югославии. Оттуда всё и началось, я ещё и президентом не был. Я, что ли, развернул самолёт над Атлантикой? Это, по‑моему, Примаков сделал».

Ну много было в целом вопросов про отношения с западными лидерами и про отмену визита во Францию и про перспективы собрания Нормандской четверки по киевским делам в Берлине. В целом, президент отвечал спокойно, уверенно, говорил про то, что мы всегда готовы к диалогу, но навязываться не будем, заставлять не хотим. Был задан вопрос, возможно уже традиционный, а не пора ли нам отменить свои санкции против западных стран, наши контрсанкции, на что президент ответил неожиданно по форме, но вполне ожидаемо, по сути, и опять же таки в той же логике «не мы начали».

Владимир Путин, президент РФ: «Фиг им. Сейчас я объясню Вам свою позицию. Это я коротко сказал, но правильно, а теперь я постараюсь раскрыть. Во‑первых, не соглашусь с тем, что эти наши контрмеры – это санкции. Это не санкции, а контрмеры по защите нашего рынка. Это дало шанс нашим товаропроизводителям восстановить свои собственные силы и занять необходимые ниши на собственном рынке».

Если подводить в целом итоги саммита БРИКС, то, конечно, следует особо выделить российско-индийские переговоры. Вы абсолютны правы Ника, это стало центральным событием всего саммита. Дело в том, что было подписано 16 важнейших контрактов и соглашений и это многомиллиардные сделки. Россия и Индия создадут совместные предприятия по стройке фрегатов, Россия создаст совместное предприятие в Индии по постройке вертолетов, были заложены прямо в прямом эфире новые энергоблоки АЭС Куданкулам, ведутся переговоры по закладке отдельной новой атомной электростанции. Таким образом, Россия возвращается на индийский рынок, мы становимся свидетелями нового этапа российско-индийских отношений.

Нарендра Моди, премьер-министр Индии: «Старый друг лучше новых двух».

«Старый друг лучше новых двух» Это цитата премьер-министра Нарендра Моди, конечно, стала знаковой и для саммита, и конечно для российско-индийских отношений. Почему? Дело в том, что предыдущие правительства делали такой поворот и на Вашингтон и очень много оружия закупали у американцев, они стали поставщиками №1, а Россия как-то была другом, но постепенно чуть-чуть уступала. США рассматривали Индию, как важный форт-пост в борьбе с Китаем, но постоянно вмешивались во внутреннюю политику, но сейчас конечно эта фраза символ, здесь все символично, она знаменует некий такой поворот во внешнеполитической обстановке. И здесь отмечу вот какой момент. Мы все говорим советское наследство, но в отношениях с такими странами, как Индия или, например Китай, советское наследство звучит как плюс, а не как минус.

Си Цзиньпин, председатель КНР: «Решать ключевые вопросы необходимо, став на позиции нашей с Вами координации и взаимодействий и тем самым совместными усилиями добиться формирования более справедливого и рационального миропорядка».

Вот эта тоже фраза про "формирование рационального миропорядка", она тоже важная и знаковая наравне с пословицей про старого друга. Дело в том, что сам БРИКС, как организация, формировался, как некое экономическое объединение, в ответ на экономические вызовы, а сейчас мы видим, как формируются и какие-то уже политические структуры, как углубляются связи и взаимоотношения там. Вот такая мелкая деталь - лидеры вышли фотографироваться в национальных костюмах. О чем говорит? Значит, они хотят лучше узнать друг друга, культуру друг друга, там тоже символично, что вот у Путина был пиджак синего цвета, а как узнал мой коллега в Индии, синий цвет символизирует силу и борьбу со злом. Владимир Путин признался, что не он выбирал цвет, но тем не менее. Или, например они фотографировались с футболистами, капитанами футбольных команд, впервые в истории БРИКС был проведен чемпионат по футболу между странами - Бразилия, Россия, Индия, Китай. Победили, конечно, бразильцы, наши тоже молодцы, но о чем говорит это? Это говорит о том, что связи углубляются, и мы становимся свидетелями трансформации и дальнейшего развития такой структуры, как БРИКС, Следующий саммит пройдет в Китае, там тоже очень любят символизм. Ника...

Ника Стрижак: "Я сегодня тоже в пиджаке синего цвета. Я благодарю сам, с нами на прямой связи из индийского Гоа был наш политический обозреватель Виталий Воронин, спасибо Виталий, досвидания".


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ