Не договорились

23.10.2016

Даже на саммите глав стран Евросоюза главными темами были Сирия и Россия. Немного Украины и снова Россия. Там даже про Брексит почти забыли. А потому что невыгодно - для веса в дискуссии Олланду и Меркель сейчас и Тереза Мэй была хороша. Даром, что уже почти развелись и имущество делят.

Вообще стоило даже некоторого труда узнать, а что еще было в официальной повестке этого саммита - ну, не ради того же они собрались, чтобы послушать, как поляк Дональд Туск на плохом английском предвещает конец ЕС, потому что Россия его раскачивает. (Это оказывается мы его раскачиваем!).

Действительно, визы для Украины, проблемы мигрантов и провальное торговое соглашение с Канадой - обсуждали. Но именно тема санкций для России стала топовой. Ее впервые даже вынесли в отдельную дискуссию.

Как все-таки переменчива жизнь. Ведь еще недавно, летом, мы видели этот парад непослушания - помните, сначала итальянская Венеция, потом Милан и Флоренция голосовали за то, чтобы снять санкции с России, потому что они пагубны для экономик регионов. Потом против санкций голосовал парламент Франции. Об этом же заявили Австрия и Венгрия. Они говорили, что их мнение обязаны учесть на осеннем саммите в Брюсселе. И вот он случился. Но теперь тема Сирии, казалось, окончательно могла смешать все карты.

Все подробности - у нашего специального корреспондента в Брюсселе Константина РОЖКОВА. Заодно узнаем, что сказал именно ему Петр Порошенко, который, как оказалось, нас не любит, но знает. Что ж, как говорится: не люби - почаще взглядывай...

Местечко Маастрихт на границе Бельгии и Голландии. В этой тихой и живописной европейской глубинке произошло событие,  которое только на первый взгляд было менее значимо, чем саммит Европейского Союза. И дело не только в статусе участников, а это 8 глав государств и вся политическая верхушка Евросоюза. Заседания Европейской Народной Партии всегда проходят накануне больших саммитов, -  чтобы то, что потом будет объявлено публично, сначала обсудить в более спокойной и даже кулуарной обстановке. Петр Порошенко, конечно, был бы готов выстоять любую очередь, чтобы попасть на эту, если можно так выразиться, закрытую политическую тусовку. И вот его имя наконец-то в списках, пусть и не на первой странице. А значит проход в элитарный клуб европейской политики временно открыт.

На церемонии совместного фотографирования с лица украинского президента не сходила улыбка. Политический бал начался, и он - на паркете. Но вот на выход засобирался почтенный кавалер - председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер. Петр Порошенко тут как тут: галантно провожает до машины и ласково кладет руку на плечо. Может этот жест обеспечит Украине новый кредит? Журналисты хотят задать вопросы, но Порошенко не до этого. Следующей вечеринку покидает гранд-дама европейской политики. На репортеров никакого внимания.

%related%

Журналист: «Госпожа Канцлер, будут ли новые санкции против России?»

Тут украинский президент опоздал. Но музыка еще играет, а внутри еще остались фигуры. Пусть и помельче. Вот тут нам и удалось случайно записать разговор Петра Порошенко с кем-то из приближенных к премьеру Нидерландов. 

Петр Порошенко, президент Украины: «Я все еще считаю, что мы можем найти выход. Не позволяйте премьер-министру отменять ратификацию. Пожалуйста!»

Речь, конечно, про соглашение об ассоциации Украины с Евросоюзом, которому жители Нидерландов сказали на референдуме «нет», и теперь голландское руководство не может его подписать, а значит сам договор, из-за которого в 2014 устроили Майдан, убили тысячи сограждан и обрушили страну в пропасть гражданской войны, увы, но не может вступить в силу. В этом коротком диалоге интересно, во-первых, что ратификацию могут и вовсе отменить, чего никто в Евросоюзе, по крайней мере, публично, раньше не допускал. А, во-вторых, то, как своеобразно лоббирует свои интересы Петр Порошенко.  «Пожалуйста, не отменяйте» - просить уже стало фирменным стилем украинского лидера

Петр Порошенко, президент Украины: «Please!»

Но вот с делами покончено и можно, наконец, поговорить с журналистами.

Константин Рожков, корреспондент: «Петр Алексеевич, 5 канал. Вы верите, что визовый режим когда-нибудь отменят для Украины?»

Петр Порошенко вопрос, конечно, услышал но отвечать не стал. Дело в том, что изначально планировалось: именно во время этой поездки он сможет, наконец, объявить об отмене визового режима для Украины, но прямо накануне, этот вопрос из повестки по-тихому убрали. По всей видимости, опять не смогли договориться. 

Константин Рожков, корреспондент: «Вы верите, что безвизовый режим когда-нибудь отменят в принципе?»

Петр Порошенко, президент Украины: «Специально для вас, хотя я не дают комментарии российским каналам. У нас в ноябре месяце украинцы будут путешествовать без виз. И я очень желаю, чтобы когда-нибудь к россиянам пришла также эта возможность».

Все-таки Петр Порошенко не сдержался. Но дело в том, что это уже далеко не первое его подобное заявление.

Петр Порошенко, президент Украины: «С 2015 года все украинцы получат право безвизовых поездок в Европейский Союз. С 1 января 2015 года украинские граждане будут без виз ездить в Европу. В мая месяце будет принято решение про безвизовый режим с Украиной».

Трудно сказать, зачем президент Украины дает такие обещания. Но вот он сделал это снова. Правда, в этот раз поступил мудрее: объявил, что визы отменят с ноября, но не уточнил какого года. Веселого, конечно, мало. Шенген отменять не хотят, соглашение об ассоциации под угрозой срыва. И ещё - ведь никто не думает, а зачем украинцам вообще безвизовые поездки по Европе? При нынешнем уровне жизни в Незалежной, когда и за коммунальные услуги-то не все могут заплатить, представить себе миллионы граждан, которые поедут пить пиво в Прагу или кофе в Париж довольно сложно. Миллионы нелегальных трудовых мигрантов - вот реальность, которая ждет старый свет после отмены виз, и в Брюсселе, кажется, это начинают понимать. Понимает и Порошенко, но все равно надо всем улыбаться, просить и хлопать по плечу. Впрочем, надежда привезти в Киев хоть какие-то хорошие новости из Европы еще оставалась. На саммите Евросоюза должны были обсуждать новые санкции против России. На этот раз идея была в том, чтобы наказать нашу страну за действия в Сирии.

Тереза Мэй, премьер-министр Великобритании: «Необходимо четко продемонстрировать единство Европы перед лицом российской агрессии. Великобритания включила обсуждение действий России в Сирии в повестку саммита. Мы должны оказывать давление на Россию, чтобы прекратить чудовищные зверства в Сирии».

С точки зрения некоторых европейских лидеров Россия в Сирии борется не с терроризмом, а исключительно с мирными жителями. Мы по-честному тянули руку, чтобы задать простой в сущности вопрос. Почему в Европе так обеспокоены участью Алеппо, но подозрительно молчат о Мосуле, другом осажденном городе, при чем куда более крупном. Уже не потому ли что там летают не российские, а американские бомбардировщики? Но слова российским журналистам либо не давали, либо,  как премьер-министр Норвегии Эрна Солберг, сворачивали тему.

Эрна Сульберг, премьер-министр Норвегии: «Действия России ужасны по отношению к гражданскому населению Алеппо. Нам нужна срочная пауза, надо чтобы помощь дошла до мирных жителей, а все стороны сели за стол переговоров

Константин Рожков, корреспондент: «Но не кажется ли вам…»

Эрна Сульберг, премьер-министр Норвегии: «Мнееее больше нечего вам сказать!»

Казалось, все идет к тому, что против России все-таки выдвинут новые обвинения, а там и до санкций недалеко. К старым по Украине добавят новые - по Сирии. Но несмотря на жесткие заявления, то, чего все ждали, так и не произошло. И никто из политиков не смог толком объяснить, что же случилось во время 6-часового рабочего ужина, на котором обсуждали Россию и почему он затянулся до глубокой ночи.  

Жан-Клод Юнкер, президент Европейской Комиссии: «Давайте просто договоримся, что это будет последняя пресс-конференция в Европейском Совете, которую мы провели в полвторого ночи. Это просто не серьезно».

То, что политики не могут позволить себе сказать вслух, можно услышать на, скажем так, неофициальных брифингах. Члены делегаций или высокопоставленные чиновники выходят к журналистам и анонимно делятся подробностями переговоров, которые идут за закрытыми дверями. Это и есть те самые кулуары саммита. Вот как раз один из таких «кружков». Журналисты обступили помощника главы Еврокомиссии. Это про него все потом напишут «по данным анонимного источника в Евросоюзе». И именно таким образом, то есть полуофициально пресса узнала важные детали переговоров по России. Оказалось, за закрытыми дверями разгорелась жаркая дискуссия. Польша, Великобритания и Германия настаивали, что нашу страну за действия в Сирии надо бы наказать. При чем бились даже над отдельными формулировками в итоговом документе. В частности Ангела Меркель настаивала на фразе «Евросоюз рассматривает возможность введения санкций». Но итоговый вариант оказался смягчен на «Евросоюз рассматривает все возможные варианты». И все это - опять же по данным  все тех же анонимных источников - благодаря активному сопротивлению целого ряда  лидеров, прежде всего итальянского премьера Матео Ренци.

Маттео Ренци, премьер-министр Италии: «В том, что касается Сирии, мы все обеспокоены. Мы приняли документ, в котором подтвердили необходимость, как можно скорее прийти к реальному перемирию и процессу политической передачи власти. Но при этом я думаю, что здесь нет никакой необходимости применять еще и санкции».

То есть, по сути, сторонники жесткой позиции не смогли ни ввести против России новые санкции, ни даже ими пригрозить. И это был один из главных итогов завершившегося в Брюсселе саммита. Евросоюз если и не расколот, то уж точно больше не един. И Петр Порошенко, конечно, это прекрасно понимает. Всем участникам встречи, на которой он тоже присутствовал, подарили коллекционное вино в коробке. Но выпить украинскому президенту пока не за что. Впрочем, когда его это останавливало? 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ