Укуренная Америка

20.11.2016

И за всем шумом и воем, который до сих пор стоит в связи с победой Трампа, как-то в тени осталась другая новость, тоже связанная с этим днем выборов. А новость простая - Америка всё увереннее движется к полной легализации наркотиков. В тот исторический для Трампа вторник сразу несколько штатов провели референдум о том, стоит ли разрешить употреблять марихуану. Жители Калифорнии и Невады, Флориды и Аризоны, в Массачусетсе, Мэне, Северной Дакоте, Монтане и Арканзасе должны были решить, как быть с травкой: запретить, разрешить только в медицинских целях или позволить курить свободно для развлечения и отдыха. Официально это называлось красивее, конечно: «в рекреационных целях».

Лобби за легалайз в США огромно. Никто из сторонников доступных декриминализиванных наркотиков даже не скрывает, как важна Калифорния - центр IT-технологий, силиконовая долина или Невада - эта игровая Мекка. Туристов там вал. Денег крутится много. Прибыль огромная. К тому же весь этот криминал, банды, наркодилеры, грязь - это для героина. Марихуана - вроде как для чистенькой публики. Здесь все, как в любом приличном бизнесе: стартаперы, миллионные инвестиции, консалтинговые агентства, интернет-продажи, модные бренды, экскурсии по конопляным полям, кондитерские шедевры. Звезды - ходячая реклама. Ведь за «травку» голосуют такие славные парни, как Клуни, Стинг, Тимберлейк, Бред Питт - список, как на Оскар. Даже Обама говорил, что травка не опаснее алкоголя. А он знал, о чем говорил, сам в юности нарушал закон и покуривал. Большая часть Америки давно сидит на легальных наркотиках. Но после восьмого ноября таких штатов стало еще больше. Да, еще светит за марихуану тюрьма и даже эклектический стул в Небраске, Алабаме и Айдахо. Еще стоит насмерть против этой заразы старый республиканский юг. Но надолго ли и его хватит?

А вот Денвер, столица штата Колорадо, даже гордится своими пропахшими травой улицами. Для бюджета, говорит, полезно. Прокуренная Америка в специальном репортаже нашего собственного корреспондента в США Нины ВИШНЕВОЙ.

Еще четверть века назад это закончилось бы тюремной камерой.

Мелисса, житель Денвера: «Ты трогала марихуану до этого?»

Нина Вишнева, корреспондент: «Нет. Первый раз в жизни я держу такое в руках».

А сейчас вот так, собственными руками. Нынешняя Америка легко меняет отношение к наркотикам. Главное лукавство уже в восприятии - наркопотребители привыкли делить вещества на легкие и тяжелые. По факту - это как виды террористов: эти - плохие, а эти - ну, не очень. Так что штатам в этом смысле не привыкать. Кажется, что многим тут сложнее свыкнуться с Трампом, чем с легализацией травки.

Брайан Висенте, адвокат: «Трудно было предположить, что Трамп и марихуана станут главными победителями в ночь выборов. Но так случилось!»

Брайан Висенте – соавтор исторической, как многие считают, 64-й Поправки к конституции штата Колорадо о легализации хранения каннабиса. Именно благодаря этому человеку марихуана в Колорадо первой в Америке вышла из подполья. А 8 ноября за реабилитацию конопли проголосовали и другие штаты.

Брайан Висенте, адвокат: «В Калифорнии живет 39 млн. человек. Проголосовали за рекреационную марихуану. Флорида - около 20 млн. человек, но 71% проголосовали за медицинскую марихуану».

До выборов марихуана - с разной степенью свободы - была в ходу в 25 штатах плюс столичный округ Колумбия. Теперь - в 29 плюс та же столица. Кстати, предпочтения по кандидатам – кажется, напрямую увязаны и с наркотической зависимостью. За Трампа голосовали штаты, которые марихуану до недавних пор держали под контролем. За Клинтон – в основном, те, где конопля уже цветет махровым цветом. Выбирали между Трампом и Клинтон, в итоге, победила марихуана. Из двух зол американцы предпочли третье. Денвер – первый город в Соединенных Штатах, где этот наркотик разрешен не только в медицинских, но и в т.н. социальных целях. А теперь, после голосования – такой вопрос был в бюллетенях – марихуану можно использовать в барах, ресторанах и арт-галереях. Впрочем, нет. Не так быстро. Владельцам ресторанов еще предстоит утрясти кучу формальностей – на это отводится 60 дней с момента принятия постановления. Его, кстати, тоже проталкивал Брайан Висенте. Но по федеральному законодательству – и тут Брайан бессилен, продавать наркотики и алкоголь под одной крышей запрещено. Так что клиентура в питейные заведения будет приходить, что называется, со своим.

Нина Вишнева, корреспондент: «За людей, которые принесут сюда самокрутки и будут курить здесь, за них отвечаете вы?»

Ронни Миллер, владелец бара: «Да. Я же отвечаю и за то, что будет, когда они уйдут отсюда. Если они выпьют текиллы, съедят брауни с марихуаной, потом поедут на машине или пойдут пешком, и что-то случится, человек, который продавал им алкоголь, считается виновным».

В контексте

22.01.2017

Занять место и выкурить косяк: как ждали нового президента

Перекладывать вину на других – это очень по-американски. Наживаться на человеческих слабостях, подлавливать на нестыковках в федеральном и штатном законодательствах, специально расшатывать эти нестыковки – тоже. И все лишь с одной целью.

Келли Кирван, директор лаборатории: «Это все огромные деньги!. Это рынок. Это прибыли. Производство, культивирование, упаковка, продажа – огромная индустрия!»

В этой лаборатории проводят тестирование на наркотики и алкоголь. Как правило, приходят сюда не по своей воле. Работодатели в большинстве своем мечтают иметь, что называется, чистых сотрудников и заставляют проходить проверки. При обнаружении в анализах следов марихуаны безжалостно увольняют. На федеральном-то уровне марихуана по-прежнему считается нелегальной по всей территории Соединенных Штатов. При этом, вот такие магазины, где можно купить не только любую траву, но и разного рода кондитерскую продукцию с ней вместо изюма, в Денвере на каждом углу.

Нина Вишнева, корреспондент: «Hi, Melissa».

Мелисса, житель Денвера: «Здравствуйте!»

Нина Вишнева, корреспондент: «Вы знаете русский?»

Мелисса, житель Денвера: «Чуть-чуть».

Нынешний бойфренд Мелиссы - из Сибири. Сам не курит, но ее работе, которую можно рассматривать и как хобби, не препятствует.

Мелисса, житель Денвера: «Все виды травы здесь, в четырех бочках. Это названия. Буквы говорят о том, что это крепкая трава. Можно посмотреть на структуру вот в эту лупу. Можно также понюхать».

Нина Вишнева, корреспондент: «Можно я понюхаю? Мне не нравится».

Курить в таких местах, как ни странно, запрещено. С запечатанным пакетом – на улице тоже нельзя открыто дымить, – клиент должен отправиться восвояси. Судя по группкам воодушевленных людей, далеко не отъезжают. Правда, все в один голос уверяют, что в открытую марихуану доставать опасно.

Дуэйн, житель Денвера: «Ты не можешь курить просто на улице. Ты должен пойти в соответствующее место. Нельзя, как сигарету, так нельзя. Ты получишь штраф. 100 долларов или 200 долларов».

Для большинства в Денвере, курилкой становится машина. Хотя законом и это совершенно не приветствуется. Еще вариант - закрытые клубы, но за членство надо платить. А позволить могут не все. Такие заведения - поле непаханое для коррупции – как от своих властей, так и от федеральных. Марихуана, пустившая корни от одного побережья до другого, из невинного, как теперь пытаются всех уверить, развлечения шестидесятников, переродилась в гипериндустрию. Появляются новые профессии. Агрономы-селекционеры – само собой. Повара-кондитеры – для тех, кто не прочь пожевать печеньку с коноплей - тоже. Туристический бизнес заиграл зелеными красками. У сайтов знакомств открылось второе дыхание – затянувшись, люди потянулись друг к другу гораздо активнее. Плодятся юристы, которые научились лавировать в бурном потоке законов; финансисты, подсчитывающие барыши; элита, подхватывающая марихуановые страртапы. Даже сам Джордж Сорос – большой любитель получать прибыль от цветных революций – на кампанию по легализации зеленого каннабиса пожертвовал целый миллион. Хотел больше, да своими ограничениями отбили охоту федералы.

Сотрудник лаборатории: «Результат будет в течение трех дней».

Тестирование, по сути, тоже часть этой индустрии. И как при с даче анализов, например, на мельдоний, здесь тоже свои схемы обмана.

Келли Кирван, директор лаборатории: «Мы проверяем температуру мочи, если она не в нужном режиме – значит была подмена, мы назначаем второй анализ уже под наблюдением. Мы идем с ними. Мужчина с мужчиной. Женщина с женщиной».

Два года назад за хранение марихуаны американская полиция арестовывала кого-нибудь каждые 45 секунд. Несмотря на легализации и декриминализации, за решеткой и сейчас находятся десятки тысяч человек, в делах у которых так или иначе фигурирует травка.

Нина Вишнева, корреспондент: «Реклама марихуаны. «Марихуана называется «Чернобыль». «Чернобыль».

Местный рекламный таблоид с удовольствием смакует название. Автор статьи, между тем, в курсе того, что там произошло.

Нина Вишнева, корреспондент: «Чернобыль». Как если бы русские назвали траву Перл-Харбор».

Томас Митчелл, журналист: «Это просто название. Тип травы. Такая ядреная. Чернобыль лучше всего подходит».

И ни слова о том, что Чернобыль по-прежнему сеет смерть. Возрастной порог тех, кто забивает по подворотням косяки, в Колорадо снизился до 9 лет. Обратный эффект легализации. И об этом все дружно молчат. Дабы не подрывать бизнес: только за первую четверть этого года благодаря марихуане Колорадо положил в свою казну 270 млн. долл. Ожидают, что новая волна легализации принесет и остальным штатам 28 млрд.

Джошуа: «Дай посмотрю. О, прекрасно. Кристаллы красивые».

Серафина: «Пахнет, как бензин».

Джошуа и Серафина из Чикаго. После выборов марихуану в их краях декриминализировали, но таких магазинов нет и в помине. А чтобы купить хотя бы в медицинских целях, нужно быть неизлечимо больным.

Джошуа: «Да, почти умирать».

Серафина: «Нельзя просто прийти и сказать – у меня голова болит, мигрень. И получить карту на покупку. Это строго в Чикаго».

Изменит ли ситуацию новый президент, неизвестно. Если, как предприниматель, будет рассматривать марихуану с точки зрения бизнеса, наркодельцы всех уровней развернутся еще активнее. Когда-то, в 1990, открывая очередной жилой комплекс имени себя во Флориде, Трамп сказал местной газете: «Мы ужасно теряем на войне с наркотиками. Необходимо легализовать наркотики, чтобы выиграть в этой войне. Необходимо отобрать прибыль у наркоцарей». Во время избирательной гонки, на собрании в Колорадо прозвучала более обтекаемая позиция - такие вопросы должно регулировать местное правительство. На местах, разумеется, думают о прибылях. А как уберечь от наркотиков детей, похоже, решать некому. Да и родители сами в какой-то эйфории.

Мелисса, житель Денвера: «Я работаю в этой индустрии, у меня самой ребенок. Он прекрасно знает – трогать запрещено, иначе можно заболеть».

Продлится ли эта слепая вера до 21 года – возраст, после которого, от марихуаны, видимо перестают болеть? Весьма сомнительно. Из каждого утюга в Штатах внушают – марихуана менее опасна, чем сигареты; нет лучшего способа, чтобы расслабиться. Ощущение, что Америка сама над собой ставит опыты. Даже то, что голосование по наркотикам идет в паре с выборами президента огромной страны, говорит о многом. Кстати, Калифорния рядом с фамилиями кандидатов в президенты внесла в бюллетень еще один «важный» вопрос – надо ли работникам порноиндустрии надевать во время съемок презервативы? Как известно, в этом штате победила Клинтон. А вот презервативы проиграли.


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ