Убийство русского посла

25.12.2016

Но началась эта неделя с большой трагедии. В понедельник вечером в Анкаре был убит Чрезвычайный и Полномочный посол России в Турции Андрей Карлов. Покушение было совершено на открытии фотовыставки«Россия глазами турок» в культурном центре турецкой столицы. Все случилось в прямом эфире местного телевидения, которое вело оттуда трансляцию. Именно поэтому убийцу видели все. И все слышали его выкрики: это вам за Алеппо.

Чудовищный и - кажется - безупречно срежиссированный теракт. За этот год мы не раз говорили, что это зло -терроризм - учится принимать новые формы и обличия. Вот и теперь оно было без черных флагов и камуфляжа - в строгом европейском костюме и галстуке. Респектабельное, дорогое, солидное. Но всё равно - зло.

Реакция президента России последовал мгновенно.

Владимир Путин: «Трагическое известие пришло из Турции, где подло убит посол России Карлов Андрей Геннадьевич. Он ушёл из жизни на боевом посту. Совершённое преступление – это, безусловно, провокация, направленная на срыв нормализации российско-турецких отношений и на срыв мирного процесса в Сирии, который активно продвигается Россией, Турцией, Ираном, другими странами, заинтересованными в урегулировании межсирийского конфликта. Ответом на это может быть только одно – усиление борьбы с террором. Мы должны знать, кто направлял руку убийцы».

В четверг с Андреем Карловым прощались в Москве. С воинскими почестями. Указом президента он был награжден посмертно Золотой звездой героя России.

В Анкаре уже начала работу группа лучших российских следователей. Вести совместное расследование предложил президент Турции Реджеп Эрдоган. Да, убийца застрелен на месте. Но важно найти ответ на главный вопрос: кто за ним стоял на самом деле. Хроника событий и первые версии - у нашего специального корреспондента в Анкаре Константина РОЖКОВА.

Ни одной съемочной группе до нас так и не удалось сюда попасть. Это внутренний двор дома, где жил убийца российского посла.

Константин Рожков, корреспондент: «На большинстве окон плотно задернуты шторы и невозможно посмотреть, что внутри. Но одну занавеску сотрудники полиции закрыть забыли».

Многоквартирный дом врезан в скалу, так что в окна квартир на нижних этажах просто так с улицы не заглянуть. Удобно, если хочешь скрыться от посторонних глаз. Это кухня. Возможно здесь за традиционным стаканчиком турецкого чая, 22-летний сотрудник полиции Мевлют Алтынташ и обдумывал убийство российского дипломата. Жильцы дома не особо приветливы.

Сосед Мевлюта Алтынташа: «Мы недавно здесь живем! Никого не знаем!»

Любые расспросы вызывают плохо скрываемое раздражение. И это понятно.

Переводчик: «Это российский канал, они хотят просто поговорить с вами».

В контексте

12.03.2017

Эрдоган просит не вспоминать старое

Сосед Мевлюта Алтынташа: «У меня есть собака! Уходите!»

Это вход в его квартиру. Отпечаток ботинка на двери: видимо, полиция выломала ее ногами. Сообщалось, что внутри было найдено большое количество экстремистской литературы. Но о том, что Алтынташ исповедовал радикальный ислам соседи не догадывались.

Местный житель: «Он жил так близко от нас! Но Слава Богу, у нас с ними не было каких-то соседских отношений. Мы очень испугались и то, что книги такие у него нашли… Но мы правда очень редко виделись».

Другие говорят тоже самое: да жил такой, но на глаза попадался редко. Ни с кем не общался. Был замкнут. Зловещая деталь, которую никто не может объяснить. Прямо на пороге разбросаны кроссовки убийцы - у мусульман не принято заходить в квартиру в обуви. Полиция после штурма и обыска вернула обувь на место. Как будто хозяин дома все еще здесь живет.

Сосед Мевлюта Алтынташа: «Я клянусь, мы с ним вообще никак не соприкасались! Он вообще не показывался, жил в самом низу дома. Приходил поздно. Никто его не видел».

В обычном доме, типичного спального района Анкары, тихо и неприметно жил человек, чьи имя теперь навсегда кровью вписано в историю. Кадры, которые невозможно смотреть без содрогания. Расстрелянный в спину Андрей Карлов лежит на полу. Убийца размахивает пистолетом и выкрикивает лозунги, прекрасно понимая что в этот момент он - в объективе всех телекамер.

Мевлют Алтынташ: «Не забудьте Сирию, не забудьте Алеппо».

Ближе всех к террористу стояла пресс-атташе российского посольства в Турции Ирина Касимова. Ее хорошо видно на кадрах, снятых мобильным телефоном за несколько минут до того, как раздались выстрелы.

Ирина Касимова, пресс-секретарь посольства России в Турции: «Вначале мне показалось, что это были какие-то хлопушки. Петарды, не знаю, что угодно. Потом я уже поняла, что это выстрелы. Честно говоря, я не хочу об этом вспоминать…»

Ни Ирина, ни другие посетители выставки не обратили на молодого человека никакого внимания. Из-за черного костюма и соответствующей позы, все были уверены, что это охранник. Абсурд в том, что сотрудники посольства думали - это охранник от галереи. А охрана галереи, что это - телохранитель посла. В итоге, когда раздались выстрелы рядом в принципе не оказалось никого, кто мог бы обезвредить убийцу.

Мурат Окай, жител Анкары: «Я увидел, как посол лежал на полу без движений. Я был настолько шокирован, было чувство, будто выстрелили в меня. Посол лежал на спине, скорее всего уже мертвый, а этот подлец хладнокровно выстрелил в него еще несколько раз. Это было подло и жестоко».

Вопросов к турецким спецслужбам - множество. И самый главный - почему у Андрея Карлова вообще не оказалось защиты. В общемировой практике именно страна-хозяйка несет ответственность за безопасность дипломатов, когда те покидают пределы посольства. Галерея современного искусства не просто находится в самом центре Анкары. Это правительственный квартал, здесь расположено большое число госучреждений и других диппредставительств. У меня за спиной, например, посольство США. А вот по этой дороге каждое утро на работу едет премьер-министр Турции. То есть по идее это место должно быть самым безопасном и защищенным во всем городе. И тем не менее первыми, кто отреагировал на убийство посла были даже не сотрудники спецслужб, 2 рядовых полицейских, который случайно проходили мимо. Убийца знал, что никакой охраны у русского посла не будет. Вообще Мевлут Алтынташ был прекрасно осведомлен и хорошо подготовлен. За несколько дней до открытия выставки, снял номер в отеле, который находится всего в паре десятков метров от галереи.

Константин Рожков, корреспондент: «Мы знаем, что в этом отеле жил убийца российского посла. Можете нам что-нибудь рассказать об этом?»

Сотрудник отеля: «Нет, не можем. Уходите! Все, спасибо, уходите!»

Отсюда он пешком ходил в Галерею. Сначала на разведку. Увидев, что на входе посетителей обыскивают металлодетектором, в день убийства прихватил удостоверение полицейского, чтобы самому через рамки не проходить. В тот же день утром Алтынташ подстригся и купил строгий черный костюм, чтобы все приняли его за охранника.

Керим Хас, эксперт международной организации стратегических исследований: «Он совершил этот теракт профессионально. И это понятно, что он не был одиночкой, он получил и логистическую и разведывательную информацию».

Кто стоял за террористом вопрос, в том числе политический. Высшее турецкое руководство, например, поспешило объявить Алтынташа сторонником оппозиционного политика Фетхулы Гюлена, которого действующие власти обвиняли в попытке неудавшегося госпереворота летом этого года.

Реджеп Тайип Эрдоган, президент Турции: «Нет причины скрывать, что он являлся членом организации ФЕТА. На это указывает все, начиная с того, где он учился, заканчивая ссылками в его компьютере».

Таким образом убийство российского посла - не просто теракт. Стреляя в Андрея Карлова, преступник целился и в Россию, и в Турцию.

Глэн Ховард, президент центра политических исследований Jamestown Foundation: «Хорошо известно, что у Фетхулы Гюлена в Турции есть большое число сторонников, в том числе и среди силовых структур. Подозреваю, что это была попытка нанести удар по только восстанавливающимся отношениям России и Турции».

Но выкрики Алтыншаша о том, что это «месть России за войну в Сирии» и фразы на неродном для него на арабском - всё это выглядит так, будто киллер передает весточку своим единомышленникам или даже заказчикам. Так чья рука управляла убийцей? Версия о том, что Алтынташ действовал по приказу воюющих в Сирии исламистских группировок, - одна из самых очевидных.

Керим Хас, эксперт международной организации стратегических исследований: «Может быть, он раньше хотел воевать в Сирии, а не получилось. А потом может быть ему приказали, чтобы он вступил в силовые структуры и там совершил через некоторое время подобный теракт».

Но есть вероятность, что убийца посла и не был связан с сирийскими группировками напрямую, но, попав под влияние радикального ислама, решил объявить джихад самостоятельно. Все громкие теракты последнего времени совершали как раз фанатики-одиночки. В этом случае услугу террористам, как ни странно, оказывают те западные СМИ, которые бесконечно тиражируют материалы о том, как Россия якобы убивает мирных сирийцев.

Джонатан Сандерс, журналист, политолог: «Это был акт ярости. Ненависти. За то, что происходит с мусульманами в Алеппо. У всех есть кого обвинить. А кого удобнее всего обвинить? Давайте обвинять русских! Это же их самолеты. Это же их бомбы».

Так можно вырастить целое войско радикальных исламистов и даже подсказать им удобную мишень. Может поэтому посол США в Турции Джон Басс, который как и многие другие главы дипломатических ведомств, пришел оставить запись в книге соболезнований, чувствовал себя как-то неловко. Во всяком случае, он точно не рассчитывал в этот момент отвечать на неудобные вопросы о странных публикациях, которые появляются в американской прессе.

Джон Басс, посол США в Турции: «Боюсь, я не читал этой конкретной статьи и не могу как-то ее прокомментировать. Но за последние дни в США было много разных комментариев об этом нападении, так что…»

Даже не смог закончить мысль. Американское посольство, кстати, было одним из немногих, где на следующий день после смерти Андрея Карлова не был приспущен флаг. Их соседи, немцы, проявили больше солидарности. Но, конечно, больше всего сейчас знаков поддержки со стороны самой Турции. Прощание с Андреем Карловым в аэропорту Анкары проходило с особыми почестями. Тело несли солдаты почетного караула. Гроб был завернут в российский флаг.

Тугрул Тюркеш, заместитель премьер-министра Турции: «Те, кто заказали и исполнили это, не просто убили посла Андрея Карлова, но и обеспечили ему место в истории. Андрей Карлов станет вечным символом турецко-российской дружбы».

Стены российского посольства заставлены венками. Чтобы сделать запись в книге соболезнований сюда едут со всех концов страны – и простые люди, и высокопоставленные чиновники. Премьер-министр Бинали Йылдырым – дал нам первое и единственное интервью, после убийства нашего дипломата.

Бинали Йылдырым, премьер-министр Турции: «Нет, я не думаю это повредит нашим отношениям. Это очень печальный и неприемлемый террористический акт. Нам бы очень хотелось иметь хорошие отношения с Россией еще и ради светлой памяти Андрея Карлова. Карлов должен стать символом добрых отношений России и Турции».

Андрей Карлов работал в Турции относительно недолго, с 2013 года. Но именно ему выпал один из самых сложных периодов в отношениях между странами. Когда после сбитого турками российского бомбардировщика, наши страны были на грани. И именно Андрей Карлов оказался тем, кто, оставаясь в тени, делал все, чтобы после признания Турцией своих ошибок, контакты на всех уровнях как можно скорее восстановились.

Ирина Касимова, пресс-секретарь посольства России в Турции: «Он был человеком очень порядочным. Глубоко интеллигентным. Очень добрым. Участливый в судьбе своих подчиненных. Отзывчивый, открытый».

Не только подчиненные, но и бывшие сослуживцы говорят о нем, исключительно как о профессионале и прирожденном дипломате.

Евгений Бажанов, ректор дипломатической академии МИД России, профессор: «Что такое хороший дипломат? Это который беседует с дипломатом другой страны. Тот приходит со своим мнением, а уходит с твоим мнением. Вот он такой был человек…»

Улица, на которой расположено российское посольство в Анкаре, по решению турецких властей будет отныне носить имя Андрея Карлова.


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ