Раздавленное Рождество

25.12.2016

А города Германии тем временем закрывают свои площади и места для рождественских гуляний бетонными плитами. Мера запоздалая, но вынужденная. В понедельник вечером Берлин был потрясен и в прямом смысле слова - раздавлен.  Трагедия случилась на оживленной площади в центре города - тяжелая фура, груженая тоннами металла, влетела в толпу. 12 человек погибли, почти полсотни раненых.

В первые часы все случившееся пытались объяснить ошибкой водителя, трагическим инцидентом на дороге. Но потом сомнений не осталось - это теракт, причем повторивший по схеме летнюю трагедию в Ницце. А ведь о том, что в Европе возможны теракты именно в дни новогодних и рождественских праздников, говорили давно. Но почему Германия решила, что это снова не про нее?

Мировые СМИ активно писали об этой трагедии все эти дни. Но они не столько обсуждали подробности самого теракта, сколько оглашали приговор ее миграционной политике и лично канцлеру Ангеле Меркель.

Гардиан пишет, что теракт еще одно доказательство, что «Европа находится в плохой форме, она не готова отражать угрозы, которые переехали с Ближнего Востока в ее собственную гостиную». Политические разногласия, разочарование общества, экономическая слабость, отсутствие сильного руководства сделали ее очень уязвимой.

Британская Telegraph предсказывает даже рождение нового феномена - немецкого евроскептицизма. Ведь терроризм заставил снова говорить о миграции и безопасности. И, пишет газета, как бы этот анти-мигрантский гнев не смел с властного поста саму Ангелу Меркель. А «Süddeutsche Zeitung» считает, что Меркель заплатила страшную цену за свою гуманность. «Даже страшно, насколько поляризована теперь эта страна», - пишет издание о своей собственной стране.

Politico тоже считает, что Германию накрывает призрак прошлого - в нее возвращается выброшенный 70 лет назад национализм. «Поднимают голову ультраправые, и многие опасаются, к чему это может привести». Но - это же издание в пятницу отмечает, что почему-то эта шоковая ситуация оставила жителей именно Берлина удивительно спокойными. В то время как движение «Альтернатива для Германии» планирует общенациональную акцию возмущения «Спасибо, фрау Меркель!», немецкая столица снова невозмутимо готовится к рождеству.

И, наконец, Foreign Policy ставит в заголовок ультиматум: «Меркель должна уйти». И поясняет - послужной список Меркель состоит из "сплошных провалов": Майдан и кровь Украины, ссора в Россией, коллапс с беженцами, выход Восточной Европы из под контроля лидеров Старого Света - одним словом, Меркель доказала, что не способна решить ни один из кризисов, охвативших континент, и поэтому должна уступить место новому лидеру. Но так ли спокоен сейчас Берлин? И почему здесь считали, что угрозы терактов - это колокол, который звонил не по ним?

Смерть и Рождество в Берлине - в материале шефа Европейского бюро Пятого канала Виталия ЧАЩУХИНА, который следит за развитием ситуации с первых часов трагедии.

Чёрное рождество-2016. Раскуроченные и превращённые в щепки киоски заживо задавленные люди всюду кровь десятки раненых страх и ужас. Безудержное веселье превратилось, так толком и не начавшись, в совсем не праздничный хаос.

Майк Фокс, очевидец: «Мы уже покидали базар, когда промчался этот грузовик в трех метрах от меня и моей девушки, он заехал прямо во вход и промчался сметая все на ходу».

Еще один грузовик стал для Старого Света настоящим смертоносным оружием... 20-метровая фура-тягач, «начинённая» стальными конструкциями. Убийственный калибр. Целились в самое сердце Берлина, знаменитый «Европа-центр». По отработанному «французскому сценарию», как в Ницце, водитель-джихадист без разбору нарезал зигзаги по самой популярной рождественской ярмарке немецкой столицы.

В контексте

04.02.2018

Услышит ли Европа?

Радван Мохамед, очевидец: «Я видел, как этот грузовик на большой скорости заехал на рождественский рынок и вылетел на другой стороне. Там было какое-то невероятное число мертвых и пострадавших. Затем водитель выпрыгнул из машины и убежал. Еще я заметил, что он был в какой-то маске».

Грузовик угнал в Польше, водителя убил, сам - бросился в бега, раздавив Германию и нанеся всему Евросоюзу даже больший удар, чем рассчитывал.

Ангела Меркель, федеральный канцлер Германии: «Основываясь на имеющихся данных... мы должны предположить… что это был... террористический акт».

С опозданием почти на сутки, выдержав просто уже неприличную паузу Ангела Меркель всё-таки отыскала в своём рабочем гардеробе траурный наряд и прервала своё ошарашенное молчание.

Ангела Меркель, федеральный канцлер Германии: «Для нас для всех будет горестно осознавать, если подтвердится, что преступник был беженцем. Это особенно отвратительно на фоне того, что многие немцы посвятили себя помощи таким, как он».

Еще не известно, что было бы лучше - молчать или говорить…. Всё подтвердилось. Это был теракт. И его совершил гражданин Туниса. Опасный преступник. Рецидивист. Беженец. Его ориентировки были у полицейских были давно. Арис Амри, 24 года. В 2011 бежал из своей страны, пытаясь скрыться от правосудия. С 2012 выдав себя за мигранта, проник в Италию, где позже был осуждён на пятилетний срок за разбой. Дальше - по «обкатанной»: освободился, оказался в Германии, получил статус беженца. И еще одна чудовищная деталь его биографии: успел присягнуть на верность Исламскому государству. Есть видео. Долгие годы он был в разработке немецких спецслужб. Они называли его «потенциальным общественноопасным исламистом». И они же - упустили его, еще крепче затянув на горле своего истеблишмента «петлю» для совершения «политического самоубийства». Вот так выглядит безжалостно «украденное Рождество» по-немецки. Здесь и правда больше не пахнет жаренным миндалём, сосисками и глинтвейном, а вместо традиционных гирлянд - зажигаются траурные свечи. И вот от них сейчас действительно исходит особый запах - запах смерти. Власти Германии по примеру своих европейских коллег из Франции и Бельгии, тоже переживших за последнее время несколько атак, также расписываются в собственном бессилии. Всё, что они смогли сделать - это только сейчас оградить вот такими бетонными блоками весь периметр этого находящегося вблизи дороги рынка. На этом всё: превратить все праздничные площадки в неприступную крепость они оказались бессильны.

Клаус Мехтлингер, местный житель: «Я, честно говоря, вообще не вижу особого смысла в этих защитных мерах в виде бетонных блоков. Может, уже хватит жертвовать своей свободой? Вам было бы приятно видеть всех этих вооруженных полицейских средь бела дня?»

Убаюкивающая анестезия от правящей верхушки больше не действует. Вместо излюбленного лозунга немецких властей «Wir Shaffen das», то есть «Мы справимся», еще громче начинает звучать голос немецкого народа «Merkel muss weg!» - «Меркель должна уйти!».

Дитмар, участник акции протеста: «Мы вспоминаем погибших и протестуем против политики Меркель. Она не сделала никаких выводов после терактов во Франции, хотя это было бы логично. Исламисты наступают и продвигаются вперёд».

Оппозиция обещает устраивать массовые акции протеста возле ведомства федерального Канцлера чуть ли не в ежедневном режиме.

Бьёрн Хёке, член партии «Альтернатива для Германии»: «Меркель является головой той рыбы, которая уже давным-давно гниёт! Мы импортировали себе в страну криминал. У нас огромный скачок преступности - сотни тысяч преступлений. И всё это из-за нелепой миграционной политики. Я хочу жить в прежней Германии!»

В это же самое время - по всей Европе звучат призывы к «политической революции». Правые политики и евроскептики в Великобритании, Голландии, Франции тоже в гневе. Берлинский теракт они называют разрушительным «наследием Меркель».

Марин Ле Пен, лидер партии «Национальный фронт»: «Сколько еще людей должно погибнуть от рук исламистских экстремистов, чтобы наши правительства закрыли границы и прекратили принимать тысячи нелегальных мигрантов?»

Атака на Берлин стала первым крупным терактом в новейшей истории страны. Последний раз так «гремело» еще в послевоенной Германии. 80-й год Октоберфест, Чуть раньше - 72 год, Олимпиада в Мюнхене, захват членов израильской сборной и расправа над ними. Уже тогда немецкие власти не отреагировали на всевозможные предупреждения. Следствием вопиющего непрофессионализма стал полный провал спецоперации и гибель заложников стали следствием вопиющего непрофессионализма. Вот и сегодня - Германия даже и думать не желает ни о каких совместных спецоперациях против международного терроризма с более продвинутыми в этом вопросе странами. Вместо реальной борьбы с общими вызовам - пустое морализаторство. Изо дня в день они обвиняют ту же Россию в чересчур жесткой борьбе с боевиками в Сирии наивно полагая, что не все террористы одинаково плохие. Бывают ведь и «умеренные»!

Юрген Эльзессер, публицист: «Именно Госпожа Меркель несет вину в смерти мирных людей на рождественской ярмарке в Берлине. Она довела страну до хаоса со своими беженцами! Нам говорят: 99% не представляют никакой опасности. Но если учесть, что к нам пожаловал миллион мигрантов, то 1% - это целая тысяча, тысяча бомб замедленного действия, которые только и ждут своего звёздного часа».

Одну такую «бомбу» удалось «обезвредить» только после того, как она уже сработала. «Берлинский террорист» - ну, или тот, кого назначили на эту роль спецслужбы - застрелен под Миланом. То есть ему удалось бежать аж до самой Италии! А совершенный Анисом Амри теракт не изменил Германию. Её нынешнее руководство и теперь не собираются отказываться от существующей миграционной политики. И, кстати, в тот самый момент, когда фура-убийца набирала скорость, чтобы протаранить в центре Берлина ярмарку, Ангела Меркель принимала у себя тех самых «гостей» и раздавала «рождественские награды» многочисленным немецким чиновникам, которые занимаются их проблемами и совсем не замечают эту самую проблему в самих беженцах.

 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ