Игра по-крупному

29.01.2017

Ну, а что же Трамп? Он зажигает. Причем, настолько, что все бросили обсуждать митинги в розовых шапочках, и наблюдают, как каждый день он берет топор и начинает крушить все напрво и налево. Человек с понедельника на работе, а уже порушил то, что годами в труде и интригах выстраивала прежняя власть.

Закон о медицинском страховании - в топку. Соглашение о свободной торговле (НАФТА) туда же. Транстихоокеанское (то, что 12 стран с таким трудом подписали) - тоже. Всё в топку. 80 послов по всему свету сидят на чемоданах, потому что их должны отозвать в Вашингтон. Кому есть дело, что Госдеп покинула Виктория Нуланд? Он вообще знает, кто такая Нуланд? Пусть в Киеве льют слезы. Пусть в Берлине давятся возмущением от его слов и поступков. Такого махрового протекционизма здесь даже не помнят.

Обычно первые шаги президентов считают днями. Что будет через сто дней Трампа - тревожно думать. Ведь он сейчас у власти всего 200 часов!

И то, что он вернул в Овальный кабинет бюст Черчилля, даже символично. Ведь это Черчилль говорил - хотите достичь цели, бейте по ней сразу. Вот только какова здесь цель?

Порушить наследие демократов или исполнить обещания, данные тем влиятельным людям, которые его сюда поставили? Ведь пока он отвлекает внимание всех на стену с Мексикой, финансисты и военные спокойно закручивают гайки. Как гласит мудрость: ищи, кому выгодно.

Виктор ЧЕРНОГУЗ попытался внимательно рассмотреть эту ситуацию - а нет ли за всей этой буффонадой расчётливой игры, в которой все ходы не только давно просчитаны, но и оплачены.

Легким движением руки он отказывается от экономического союза, с потенциалом в 40 процентов мирового ВВП.

Дональд Трамп, президент США: «Это отличная новость для всех американских рабочих, вот что мы только что сделали».

Портит отношения с ближайшим соседом

Дональд Трамп, президент США: «А теперь на очереди новый подход к Мексике».

И ограничивает въезд в Штаты любимцам либеральной общественности: беженцам с Ближнего востока.

Дональд Трамп, президент США: «Это защита нашей нации от иностранных террористов, проникающих в США».

В контексте

25.03.2018

Интернет – поле боя. Как виртуальные данные предоставляют реальную власть?

И все это меньше чем за неделю. Дональд Трамп – как новый кошмар либеральной элиты. Кажется, его инаугурационная речь была не просто набором лозунгов, но конкретным планом действий.

Дональд Трамп, президент США: «Слишком долго небольшая группа людей в столице нашей страны пользовалась властью, а расходы ложились на плечи людей Истеблишмент защищал себя, а не граждан нашей страны.  С сегодняшнего дня наша страна будет руководствоваться новой концепцией. С сегодняшнего дня она будет звучать только так: «Америка прежде всего».

«Мы наш, мы новый мир построим, кто был ничем, тот станет всем», пожалуй, мир впервые слышит такое от президента страны, чья национальная идея – капитализм. Еще одна цитата из Интернационала: «Держава — гнёт, закон лишь маска, Налоги душат невтерпёж. Никто богатым не указка, и прав у бедных не найдёшь» это и вовсе по сути  краткий пересказ предвыборной программы нового президента США. Неужели на мировую сцену вышел новый тип политика - «миллиардер из трущеб», защитник всех угнетенных. Или все проще: профессиональный шоу-мен Трамп в очередной раз играет на публику?

Андрей Манойло, профессор факультета политологии им. М. Ломоносова, доктор политических наук: «Он актер известный, он артист, видимо, по своей природе он именно такой образ и поддерживает, такого простодушного, несколько неуклюжего парня с рабочих окраин».

Умение вживаться в роль и искусство эпатажа давно освоены Трампом. Завсегдатай телешоу, в молодости он чуть не стал киноактером: юный Дональд всерьез раздумывал над поступлением в киношколу. Но выбрали более практичную сферу недвижимость. Впрочем, тяга к риску никуда не делась. Решение баллотироваться в президенты – лучшее тому подтверждение. Ведь давно известно: из всех игр политические – самые азартные.

Правила политического покера в мире формировались даже не годами, десятилетиями. Европа, США, Китай, Россия – ключевые игроки привыкли друг к другу каждый, в общем, догадывается, чего ожидать от соперника. Но теперь Дональд Трамп обещает нарушить сложившийся ход игры. Крах привычного мироустройства для властных элит – кошмар наяву. Но это только в том случае, если новый американский президент играет по-честному. А его обещания это не просто политический блеф, призванный отвлечь внимание от истинных намерений. Единственный способ понять настоящие цели профессионального игрока – анализировать не его слова, а поступки. Например, громкий отказ Трампа от проекта Транстихоокеанского партнерства. Сам президент преподнес это как заботу о рабочем классе. Вернем американские компании на Родину!

Дональд Трамп, президент США: «ТТП – было неправильным решением. Теперь вы будем выстраивать отношения с каждой страной напрямую, шаг за шагом и это прекрасно. Это позволит расширить ускорить промышленный рост, создать новые фабрики и заводы».

Но вот факт: соглашение, от которого так громко отказался Трамп, в реальности даже не начинало работать. Поскольку не было ратифицировано Конгрессом. К 2016-му году американской элите  уже была понятна бесперспективность тихоокеанского экономического сотрудничества. 

Михаил Делягин, экономист, публицист: «Не хватает спроса, и все начинается бороться за тот спрос, воевать друг с другом. В этой ситуации глобальная экономика распадается, Трамп победил ровно потому, он же тоже представитель глобальной компании, что стало понятно: сохранить прежний глобальный рынок нельзя, он разваливается».

Почти по чучхе – опора на собственные силы, стремление развивать реальное производство в своей стране – нарастающий мировой тренд. И, видимо, единственный вариант спасения национальных экономик. Уже понятно: политика монетарного смягчения, когда центробанки заливали рынок дешевыми деньгами, не помогла.

Алекс Джонсон, телеведущий, публицист: «Даже, если экономика будет падать, то это будет не виной Трампа. Он всего лишь тот, кто сел за штурвал падающего самолета, после того как все пилоты уже давно выпрыгнули».

Вместо инвестиций в заводы и инфраструктуру банки занялись биржевыми спекуляциями, выводом денег зарубеж и раздачей необеспеченных кредитов. Итог печален: доля реальной экономики неуклонно сокращается,  госдолг приблизился к 20-ти триллионам, он вырос за срок президентства Обамы практически вдвое. Сами США из экспортера промтоваров превратились в импортера: то есть покупают больше, чем производят сами. Задача Трампа номер один сейчас: повернуть этот процесс вспять.

Дональд Трамп, президент США: «Компания, которая хочет уволить всех своих людей в США и построить фабрику в другой стране и считает, что их продукт спокойно переплывет через нашу границу, в США, такого не будет. Им придется заплатить  существенную таможенную пошлину. Некоторые люди скажут, что это не является свободной торговлей, но у нас сейчас нет никакой свободной торговли».

А значит, риторика Трампа: хватит всему миру грабить Америку не эпатаж, но трезвый расчет. Который поддерживает все больше политиков. Показательный пример: первым иностранным лидером, которого принял новый хозяин Белого дома, стала премьер Великобритании Тереза Мэй. Да, США и Англия давние союзники, но причина приглашения Мэй не только в этом. 

Дональд Трамп, президент США: «Думаю, Брекзит чудесная вещь для вашей страны. вы восстанавливаете свою национальную идентичность. Получаете возможность приглашать к себе только тех, мигрантов, которых хотите видеть. Получаете свободу торговли, наконец. Теперь никто не присматривает за тем, что и как вы делаете».

Несмотря на то, что до инаугурации Мэй и трамп успели обменяться публичными колкостями, визит в Вашингтон прошел в редкой по дружелюбию атмосфере. Премьер и президент источали друг другу комплименты, Тереза Мэй даже выбрала платье под цвет галстука американского лидера, а он заботливо поддерживал ее под руку. По ту сторону океана за этой дружбой если не националистов, то национально ориентированных лидеров следили с плохо скрываемым ужасом

Франсуа Олланд, президент Франции: «Конечно, есть вызовы со стороны новой американской администрации, И мы должны говорить с Дональдом Трампом, но мы должны это делать на основании европейской конвенции, учитывая наши интересы и возможности. Поэтому мы и дольше будем продолжать работать, как это мы делали до сегодняшнего дня, чтобы отвечать вызовам популистов».

Сам Трамп открыто называет идею выхода из Евросоюза вполне разумным для любой страны решением. А его доверенные лица, например Тед Маллок – один из кандидатов на должность посла в ЕС - и вовсе высказывают недипломатично резко.

Тед Маллок, профессор школы бизнеса Хенли: «В 2017 году я собираюсь поставить деньги на падение евро. Это валюта, которая... имеет реальные проблемы и может схлопнуться в ближайшие год-полтора».

В итоге для национально ориентированных политиков Европы Трамп может стать едва ли не символом борьбы за самостоятельность. По крайней мере он вряд ли, в отличии от администрации Барака Обамы, станет продвигать идеи  глобальных политических союзов.

Зёнке Паульсен, публицист, блоггер: «Мне кажется президентство Трампа - это огромный шанс для Германии. Трамп проводит изоляционистский курс - Америка прежде всего. Или, иначе говоря, решайте друзья ваши проблемы сами. И время при Трампе, это чуть ли не первый шанс для Германии, с конца Второй мировой войны, проводить собственную, независимую внешнюю политику».

В самой Америке Трампа все чаще сравнивают с другим президентом – республиканцем. Рональдом Рейганом. Своим кумиром в политики его называют многие ключевые игроки администрации нынешнего лидера США.

Грег Вайнер, журналист: «Трамп это Рейган сегодня, потому что Рейган не успел очень многое сделать. Все мы знаем, что в 81 году он был ранен очень серьезно и семь лет его президентства были не тем, чем могли бы быть, вот нереализованные программ Рейгана это Трамп».

Сходство между двумя президентами даже в деталях: оба выиграли выборы в Белый дом в преклонном возрасте на пороге семидесятилетия, оба пришли в политику из шоу-бизнеса. Оба христианские консерваторы. И даже предвыборный лозунг Трампа «Make America Great Again» позаимствован у Рейгана. Который тоже на заре президентства обещал сосредоточиться на внутренних делах США. Снижение налогов, сокращение вмешательства государства в экономику, урезание правительственных расходов – такую экономическую политику теперь называют Рейгономика. Сейчас все это обещает и Трамп.

Грег Вайнер, журналист: «Новый подход  к американской политики, когда  у власти стоит президент, который замечательно умеет считать, это даст результат, вне всяких сомнений».

Вот только при Рейгане забота об интересах и процветании США закончилась вторжением в Гренаду, бомбардировкой Ливии, поставкой оружия моджахедам в СССР. А также обострением холодной войны, новой гонкой вооружений, экономической войной с советским союзом. Именно администрация Рейгана убедила Саудовскую Аравию в 1985 году обрушить цены на нефть. Всего этого СССР не пережил. Как далеко зайдет забота об американских интересах вроде бы «изоляциониста» Трампа, теперь один из главных вопросов мировой политики. Примечательно, что одним из его первых решений стало распоряжение о тотальном перевооружении армии США.

Дональд Трамп, президент США: «Сегодня я подписал указ об огромной программе строительства и развития армии США. Новые корабли, новая техника, мы создадим уникальные инструменты для мужчин и женщин в униформе».

Не исключено, что Трамп просто следует принципу «хочешь мира готовься к войне» или отдает должное лобби военно-промышленного комплекса. Или все его обещания: Америка больше не намерена играть роль мирового жандарама, были просто блефом. В любом случае, сам факт избрания Трампа уже может обойтись без последствий. Возглавив США, миллиардер из Нью-Йорка подвел черту под эпохой глобальных либеральных ценностей, которые определяли политическую повестку почти 3 десятка лет после распада СССР. Один из главных идеологов концепции открытого мира, где  понятие национального государства признается устаревшим, философ Фрэнсис Фукуяма в опубликованной на днях статье так сформулировал итоги эксперимента по построению мира без границ.

Фрэнсис Фукуяма: «Все вмести эти события становятся фундаментальной проблемой для идей западного мира, популистская демократия в итоге поставила под угрозу даже индивидуальную свободу личности. Возмущенные националисты сейчас на гребне волны во многих местах, потому нельзя исключить возможность того, что нас ждут глобальные политические потрясения, сравнимым с крахом коммунизма, который пережило прошлое поколение».

Совсем скоро испытание на прочность ждет и последних крупных политических сторонников идей глобализма. Весной во Франции определят состав парламента, осенью Германия выбирает канцлера. В обоих странах позиции евроскептиков, конечно, укрепились после победы Дональда Трампа. Если он все же окажется честен с избирателями, и выберет тактику невмешательства в дела Европы, это может закончиться политическими переменами тектонических масштабов.


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ