Кто спасет Францию?

23.04.2017

Франция сегодня голосует за будущего президента. И впервые этот выбор становится чем-то большим, чем просто отданный голос за кого-то с агитплаката. Это голос за безопасную Францию, за Францию без тревоги. А она сегодня есть. Меры безопасности усилены. И трудно сказать чего больше сейчас ждет страна - первых вечерних итогов или чтобы день прошел спокойно.

Да, все знают, что сегодня главного решения не будет - второй тур неизбежен. Но еще неделю назад социологи били тревогу - каждый третий француз вообще не собирается идти голосовать. Уж слишком велико неверие в то, что Францию можно изменить. Да и нет среди кандидатов кого-то особенно годного на роль спасителя Пятой республики. А ведь только эта неделя доказала, что проблемы в стране есть. И доказала это самым жестоким способом - новыми бунтами, покушением на теракт в Марселе и расстрелом полицейских на Елисейских полях.

Но кто сможет вернуть Франции ее силу? Неужели сегодня этот каждый третий так и останется дома? Инна ЧУКИНА работает сейчас в Париже. Она - свидетель последних событий и настроений обычных людей. Все подробности в ее специальном репортаже.

Триумфальная арка, подсвеченная проблесковыми огнями десятков полицейских машин. Символ Парижа - Елисейские поля стали полем битвы террористов и французских силовиков. Как позже станет известно, 39-летний Карим Шерфи весь вечер ездил по елисейским полям и высматривал машины полиции. В 21.10 на светофоре у дома номер 102 остановился экипаж. По этой машине Шерфи и открыл прицельный огонь из автомата.

Амин, очевидец: «Вот здесь я обычно ужинаю каждый вечер, а потом поднимаюсь туда, к Триумфальной арке. Хожу одной и той же дорогой, но вчера вдруг решил пойти по-другому и тут слышу выстрелы, совершенно не понял, что происходит и потом увидел человека на земле».

Работник проката автомобилей, Амин снял первое видео на месте теракта. Убитого полицейского и его раненных напарников несут в ближайшие машины. На земле лежит террорист, в его кармане письмо с присягой на верность Исламскому государству, Коран и французский паспорт. Араб по происхождению Шерфи родился в пригороде Парижа и прожил всю жизнь в этом маленьком скромном доме с мамой и младшим братом.

Эммануэль Макрон, кандидат на пост президента Франции: «Пока мы тут сидим разговариваем в центре Парижа убивают полицейских, и я думаю, нам надо создать специальный антитеррористический совет».

В контексте

25.03.2018

Судьба экс-президента. Кому нужно устранить Саркози?

Возможно, родственники террориста, как и все остальные французы, в тот самый вечер смотрели по телевизору финальный раунд дебатов и видели, как один из кандидатов Эммануэль Макрон буквально тонет на глазах у журналистов. Терроризм - не его тема, Макрон не считает, что это главная проблема страны. Он не кандидат войны, он кандидат любви.

Эммануэль Макрон, кандидат на пост президента Франции: «И в отличие от того, что говорят многие, очень важно любить друг друга и уважать друг друга».

Зритель: «А я люблю вас, месье Макрон!»

Хуже в этот вечер выглядел только его бывший начальник и пока ещё президент Франсуа Олланд.

Франсуа Оланд, президент Франции: «Будут оказаны все почести полицейскому, который был так подло убит».

Месье Олланд не скажет, что это он только за последний год, когда в стране введено чрезвычайное положение, сократил 15 тысяч полицейских. Не скажет, что с его разрешения в страну приехали миллионы мигрантов, не скажет, что обещал, но так и не решил проблему безопасности. И теракт на Елисейских полях стал жирной точкой в его карьере. Если бы президентам Франции, как когда-то королям, давали прозвища, то за всё это наследие его назвали бы Франсуа Бессильный. Теракт в концертном зале Батаклан, где расстреляли 130 человек, а больше 400 были ранены, стал самым масштабным нападением на Францию после Второй мировой войны. И тогда власти пообещали найти преступников, искоренить терроризм, но отсюда только началась эта страшная цепочка, с тех пор за два года на Пятую Республику было совершенно 19 террористических атак. На этой же неделе могла случиться и ещё одна, 20 атака, но террористов с тремя килограммами тротила спецслужбы задержали в Марселе. По официальным заявлениям в квартире преступников нашли портрет Франсуа Фийона, якобы именно на него должны были совершить покушение. Красивая предвыборная история - если бы её не было, то её, безусловно, стоило бы придумать. Рейтинги начали расти, и теперь покушение - предмет политических споров и торга. Например, на днях в Марселе был назначен митинг национального фронта, и попытаться убить, по мнению госпожи Ле Пен, должны были именно её.

Марин Ле Пен, кандидат на пост президента Франции, лидер партии «Национальный фронт»: «Целью террористов была не я одна, а вся Франция, каждый из нас».

Но пока напасть на Ле Пен пытались только активистки «Фемен». А митинги с её участием штурмуют антифашисткие группировки. Шумные, но относительно безопасные. На видео правая рука Марин Ле Пен, адвокат Жильбер Коллар, протестующие не дают ему пройти на митинг. В этот раз от расправы его успели защитить полицейские, но успеют ли в следующий?

Жильбер Коллар, генеральный советник партии «Национальный фронт»: «Они все крушат, они нападают на полицию, способны бросить коктейль Молотова в депутата, в меня. Понимаете, есть агрессия в этой стране, которой позволяют проявляться. Если бы меры были приняты раньше, вовремя, этого бы не было, а сегодня эти молодые люди чувствуют себя безнаказанными».

Три сотни хорошо подготовленных бойцов антифа кочуют с митинга на митинг Марин Ле Пен. Бросают в полицию петарды, коктейли Молотова, а когда снаряды заканчиваются, начинают бить брусчатку. Стоп. Где-то это мы уже видели. И это не дежавю, и не паранойя.

Инна Чукина, журналист: «А как вы думает, кто финансирует протесты?»

Ясмин Бенсельма, представитель партии «Национальный фронт» в регионе Иль-де-Франс: «Это Месье Сорос, их тактика очень похожа на то, что происходило на Украине и в других странах».

На каждом митинге Марин Ле Пен обещает, избавить Францию от правления олигархических элит, в том числе и американских. В ответ ей по старой доброй традиции прилетают коктейли Молотова. После теракта Ле Пен приостановила свои встречи со сторонниками именно для того, чтобы полиция ловила террористов, а не укорачивалась от камней антифа. Но не все отменили свои мероприятия после теракта. В парижском районе Клиши мусульманская община в знак протеста провела намаз на улице. Расстелили коврики, перекрыли движение. Но возмущены они не разгулом террора, преступности или бессилием полиции, они в эти скорбные дни сильно недовольны тем, что в Париже, оказывается, мало мечетей.

Мухаммед, участник акции протеста: «Это ненормально, что нам негде молиться. Нам нужно ещё 400 мечетей, и у муниципалитета для этого есть помещения, старые церкви, публичные библиотеки. Мы будем голосовать и надеемся, что победят снова социалисты как Олланд и дадут нам возможность молиться».

Ещё один недовольный Мухаммед живёт через дорогу от дворцового комплекса Версаль, в лагере беженцев. 4 года назад он приплыл сюда, как и остальные мигранты на маленькой лодке. За лучшей жизнью. А здесь бесплатное питание, проживание, лечение, 20 евро в день на карманные расходы - словом сплошное... унижение, говорит Мухаммед.

Мухаммед Талип: «У меня был один шанс в жизни. И я им воспользовался. И что? Я вот все в этом лагере торчу, бумаг не дают. А время идет. Я хочу найти жену здесь, хочу жить нормально. Хочу детей, чтобы у них было будущее здесь. В общем, очень сложно все. Когда это закончится?»

Высокие налоги, ставки по кредитам, снижение цен на мировых рынках, отсутствие дотаций и, в конце концов, плохая погода. Главные проблемы сельского хозяйства Франции поместились здесь на одном поле, в одном призыве о помощи. В регионе Ате-сюр-сарт фермер Жак Фортан выстриг 48 метровое слово «Помогите»!

Жак Фортан, фермер: «Понимаете, я думал, что если политики глухие, то может они не слепые?! Здесь коридор для международных рейсов, вот тут прямо над нами они летают. И как раз здесь они заходят на посадку в Париж, летят уже низко. И я подумал, что если я сделаю действительно большие буквы, они точно это увидят».

Сигнал о помощи Жак написал на английском, потому что именно это слово используют терпящие бедствия моряки и пилоты. Надеялся, что его поле зафиксируют спутники и внесут на мировые карты онлайн. Но, увы, кроме журналистов, пока никто не замечает ни поля, ни проблем фермера. Он же не беженец, кому он нужен?

Жак Фортан, фермер: «Почему политики не реагируют? Так они очень заняты сейчас своей предвыборной кампанией. Я ни за кого не хочу голосовать, никто не думает о сельском хозяйстве, никто нам не помогает. Люди, которые кормят эту страну, остаются нищими, разоряются и я знаю не один случай самоубийств таких фермеров как я».

Тем временем ещё один лидер гонки Жан Люк Меланшон, а точнее его голограмма на митингах, это его личное ноу-хау в этой кампании, говорит, что все проблемы Франции терроризм, миграция, падающая экономика только от плохого негативного настроения. Надо радоваться.

Жан-Люк Меланшон, кандидат на пост президента Франции: «Я думаю, что лучший ответ, который мы должны показать, это присутствие на улицах, радость и хорошее настроение, а также единство, потому что мы не позволим терроризму разлучить нас».

Ещё один способ бороться с терроризмом придумали французы в соцсетях. Они запустили акцию «Красивые Вещи», чтобы вместо ужасных, некрасивых новостей о расстрелах были цветочки, круассаны или вот утренняя роса.

Анна, житель Парижа: «Мы во Франции очень хорошо защищены, службы безопасности работают отлично, проводиться хорошая работа по предотвращению терактов. Если посмотреть, что происходит в мире, надо отметить, что у нас не все так плохо, и не слишком много жертв. В Ираке всё намного хуже».

Анна и Реми отдадут свой голос Эммануэлю Макрону, он смотрит в будущее и не собирается делить Европу. А мигрантов, нужно перевоспитывать и делать цивилизованными европейцами. Анна и Реми не боятся террористов, хотя и сидят в кафе Карильён, где в 2015 году расстреляли 26 человек, в кафе, которое находится всего в 7 минутах ходьбы от клуба Батаклан.

Реми, житель Парижа: «Да, в этом кафе был теракт. Но что делать? Страха у меня нет. Если мы будем постоянно об этом думать, так не пойдет. Если утром за чашечкой кофе или вот бокалом пива мы будем думать о том, что может произойти теракт, мы просто перестанем жить».

После теракта не проводились опросы, и понять, повлиял ли он как-то на выбор французов между чашечкой кофе с круассаном, бокалом пива, вина и... жизнью, можно будет только на избирательных участках. А пока открытки из Франции выглядят именно так. Добро пожаловать в Париж.


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ