Опека или семья?

26.11.2017

И в начале об истории из Татарстана, где появился шанс на спасение маленькой девочки, которая осталась без родителей.

Органы опеки передали маленькую Раю в приёмную семью, хотя ее близкие родственники готовы удочерить малышку. Понятно, что чиновники руководствуются законами, но иногда нужно прислушаться к здравому смыслу.

Конечно, есть случаи, когда детей буквально надо спасать. Но к каждой истории нужно подходить индивидуально.

Не случайно этим озаботился Верховный суд, который выпустил специальный документ. Ведь статистика вызывает тревогу - только за шесть месяцев этого года были лишены родительских прав почти 18 тысяч семей по всей стране.

Можно ли отличить воспитание ребенка от насилия разбирался Дмитрий АКИМОВ.  

«Тебя дома бьют?»

«Да».

«Как они тебя бьют?»

«По рукам».

«Еще как?»

«По лицу».

Это Раиса, рассказывает, как обживается в новой, приемной семье, пока ее тетя и дядя уже несколько лет пытаются ее удочерить. Год они числились ее опекунами, даже купили ребенку квартиру. Но служба опеки расторгла с ними договор и передала девочку в приемную семью. Где уже воспитывались трое сирот. Новых родителей теперь лишить прав может только суд.  В новую школу Раиса приходила с синяками. Часто клянчила еду у педагогов и одноклассников. 

Людмила Малышкина, заместитель директора по воспитательной работе: «Дети получают же выпечку, берут за деньги. Было такое и она постоянно кусочки хлеба из столовой брала».

В маленьком поселке о жестоких методах воспитания знали все, но все молчали. Пока отец не пырнул ножом старшего сына. 

«Он кароче замахнулся на меня, я отклонился он ножом сюда меня пырнул»

Об избиении детей служба опеки знала – соседка сообщала им об этом. К своему заявлению приложила видео признания детей.

Юлия Мингазова: «Да, мы суровые родители, мы так воспитываем детей. Но извините меня воспитывать так - так можно и убить».

Из семьи детей забрали только после вмешательства регионального центра. Сейчас все они в интернатах. Но могут вернуться обратно – решение должен принять суд, опираясь на заключение все той же службы опеки. А сотрудников этого ведомства вообще никто не контролирует. Опекуны могут разрушать и создавать семьи, ничего о них не зная.  

Ольга Леткова, глава Ассоциации родительских комитетов и сообществ: «Все основания и причины, по которым органы опеки могут изъять ребенка из семьи, отнесены на усмотрение самих органов опеки. И это и порождает такой вот произвол».

Несделанные вовремя прививки, долг по квартплате или пустой холодильник - одна из тысячи причин, которые станут решающими, чтобы забрать ребенка.

Наталья Корьева: «Официального дохода нету, продуктовых запасов мало, детского питания нет.

«Получается, вы хуже всех в поселке живете что ли?»

Наталья Корьева: «Получается, что так хотя люди и еще хуже живут».

Наталья утверждает, ей просто не повезло - органы опеки из всего поселка выбрали её. 

Наталья Корьева: «Есть и еще хуже семьи, в которых дети маленькие и родители пьют при детях, к ним не придираются, у них детей вообще не забирают».

Теперь ее дочь растет в другой семье. Как вернуть девочку домой, молодая мама не знает. Отдельная тема – как органы опеки поступают с детьми при разводе родителей…

Александр Скрыль: «Как вы можете принимать такое решение, если вы даже у нас дома не побывали не посмотрели, как дети живут! Они говорят - без комментариев».

Александр сейчас воспитывает двоих сыновей и пытается развестись с женой. Он узнал, что его жена избивала и унижала детей. Особенно доставалось маленькому, который даже пожаловаться на маму не мог.

«Да на тебе, уйди».  

«Всех обзывала - папу, бабушку, дедушку. Она еще говорила если расскажешь правду папе, что она бьет она сказала, что прибьет и что мозги по стене размажет».

Но органы опеки решили – младший должен жить с мамой! Александр такое решение не принял - он сменил замки и перестал водить Ваню в сад, потому что уверен – с бывшей супругой сын долго не протянет.

Александр Скрыль: «Мой ребенок сидит, забивается чуть ли не под диван, бьет себя по голове орет, раздевается».  

Но почему органы опеки при, казалось бы, очевидных доказательствах, решили оставить ребенка с мамой? Объяснить свою позицию профессиональные опекуны не смогли. 

«Не-не-не».

 Счет детям, которых забирают у родителей идет на тысячи и как минимум четверть таких решений можно оспорить, уверены эксперты. 

Анна Кузнецова, уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка: «К сожалению, зачастую проблема находится в конкретном субъекте и более того, она находится в непрофессионализме, концентрируется, сосредоточена, в непрофессионализме конкретного человека».

Хотя бы частично решить проблему должно было постановление пленума верховного суда, которое было опубликовано на этой неделе.  Рекомендаций в нем много, например - бедность больше не считается поводом для разлучения родителей с малышом. Но эксперты говорят - вреда от нового документа будет больше, чем пользы. 

Алексей Мазуров, участник общественной организации: «Данное постановление ввело новые трактовки, которые еще больше запутали ситуацию».

Сколько подобных историй закончились детским домом и сломанной жизнью... Служба опеки такую статистику не ведет.


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ