Новогодний индекс

26.11.2017

На этой неделе в банке России дали финансовый прогноз на ближайшее будущее и представили «два любопытных индекса» - один «оливье» и второй «селедки под шубой».

Новость крайне актуальная. До нового года месяц с небольшим. И Эльвира Набиуллина совместила приятное с полезным.

По словам главы ЦБ рост цен на главные новогодние салаты поможет россиянам понять годовую инфляцию. Итак, килограмм оливье за этот год подорожал и составляет 312 рублей.

Мы решили проверить цифры от чиновника экспериментальным путём и отправились в магазин.

Сколько на самом деле стоит оливье и почему продукты для праздничного стола нужно покупать прямо сейчас знает Олег КУЗЬМИЧЕВ.  

Кандидат экономических наук и экономная хозяйка Наталья Покровская заполняет телегу супермаркета знакомым набором продуктов. Будет оливье.

Наталья Покровская, доцент кафедры теории кредита и финансового менеджмента СПБГУ: «Мы знаем, что перед новым годом цены увеличиваются. Так что мы правильно с вами пришли в ноябре покупать продукты на оливье».

Вареная колбаса по акции за 111, яйца - 54 рубля десяток. Берем, что подешевле, ради эксперимента.

Наталья Покровская, доцент кафедры теории кредита и финансового менеджмента СПБГУ: «За 135? Ну, мне кажется, что все-таки нужно брать…»

Олег Кузьмичев, корреспондент: «А вот 57».

Наталья Покровская, доцент кафедры теории кредита и финансового менеджмента СПБГУ: «Да, хороший вариант!»

Самые недорогие огурцы, и вот еще – горошек. Но покупатели рядом – настоятельно рекомендуют не экономить на салате.

Покупатель: «Этот горошек каша, не надо брать. А вот там – зайдите с той стороны, там акция. И такая упаковочка, во!»

Хотя как тут не экономить. Продукты дорожают, а новогодний стол накрывать нужно. Тот же салат оливье – попробуй, уложись в сумму, обозначенную Центробанком.

Эльвира Набиуллина, председатель Центрального банка РФ: «Для наглядности мы посчитали два простых индекса. Можно их назвать новогодними. Салат Оливье за год подорожал на 1,2 процента, приготовить его стоит около 312 рублей. Селедка под шубой подешевела на 0,9 процента, стоит чуть больше 150 рублей».

Расчет экономических показателей по определенному блюду – уже, можно сказать, традиция. Один из самых известных примеров – индекс Биг-мака. По стоимости бургера в разных странах оценивают покупательскую способность жителей этих стран. В России узаконили свой индекс – индекс оливье. В Центробанке подсчитали стоимость набора продуктов для самого популярного новогоднего салата. Получились обозначенные 312 рублей.

Павел Сюткин, историк русской кухни: «Стоимость таких баночек – от 500 до 900 рублей».

И это только специальный соевый соус. Если составить индекс салата по рецепту того самого Люсьена Оливье, никакого МРОТ не хватит. Минимальная зарплата - вся бы ушла только на черную икру, а она была в составе оливье 150 лет назад. А еще рябчики, куропатки, каперсы, раковые шейки и свой собственный майонез. Но все изменилось в 20 веке. Оливье больше не блюдо аристократической кухни.

Павел Сюткин, историк русской кухни: «Дичь в нем была заменена на курицу, каперсы на зеленый горошек, раковые шейки на морковку, видимо, подходящую просто по цвету. И все это заливалось уже нашим новым советским майонезом».

Новый салат представили в ресторане гостиницы Москва в 1939-ом. А в 60-х у оливье новая реинкарнация. Теперь уже даже не курица, а докторская колбаса.

Максим Максимов, шеф-повар ресторана: «Стало очень дорого, а в нынешние времена еще дороже, поэтому стали делать уже из колбасы».

Но сколько хозяек, столько и рецептов. Именно этим и славился всегда оливье. Как любят говорить – салат на любой кошелек.

Анастасия Мельникова, заслуженная артистка России: «Один для всей семьи – один с курицей или перемешиваю язык, говядина и курица. Или просто что-то из этих ингредиентов. А себе я делаю – или с креветками, или то, что рыбное есть или крабики».

Ну, а что за новогодний стол без красной икры. Это от 500 рублей за 100 граммов. Хотя к прошлому Новому году эту же икру можно было купить, как минимум, на 150 рублей дешевле. Рыбаки жалуются на то, что лосось не пришел на нерест, на самом деле, часть улова просто отправили в Японию, где вырос спрос на рыбу и икру. Поэтому и для внутреннего рынка осталось меньше. Стоимость деликатеса подскочила уже к ноябрю, дальше будет еще дороже.

Виктория Окунина, продавец: «В предыдущем году, по сравнению с этим годом – на процентов 30 цены выросли. Перед Новым годом и перед любым праздником повышается ажиотаж, несмотря на цены».

И это третий столп, на котором держится новогодний стол. Тоже из самых затратных. Ведь назвать шампанским напитки за 150-200 рублей – виноделы не берутся.

Евгения Захарова, специалист винодельческого завода: «Наше шампанское изначально не может стоить дешево, минимальная цена в фирменных магазинах от 540 рублей».

Да еще и накрутка от супермаркетов. И к новогоднему застолью, заявили в Национальной торговой ассоциации – шампанское подорожает еще на 15 процентов. Производителям игристого уже обещают внеплановые проверки.

Вообще, индекс оливье – в нашей стране уже пытались считать. Делал это Росстат. И у этого ведомства получались, кстати, совсем другие цифры.

Наталья Покровская, доцент кафедры теории кредита и финансового менеджмента СПБГУ: «Результаты были не такие положительные как у Центрального банка. Был прирост 12 процентов, 15 процентов. Но, может быть здесь тоже была особенность в том, что они считали в декабре месяце. Все-таки сейчас ноябрь».

Оливье, красная икра и шампанское – только эти три составляющие, если не брать, конечно, самые дешевые – обойдутся примерно в 2 тысячи рублей. Это, если поторопиться закупиться в ноябре. В прошлом году этот же набор можно было составить за полторы.

Вадим Капустин, кандидат экономических наук, доцент СПбГУ: «С точки зрения экономики это называется неэластичный спрос. Поэтом, даже, если цены вырастут, люди все-равно купят перед Новым годом шампанское, постараются хотя бы по бутерброду с красной икрой побаловать себя. И мандаринчики купить. Поэтому и можно поднимать цены, понятно, что в разумных пределах».

Индекс оливье -  экономическая единица, как показатель инфляции и отношения к любимому салату, сколько бы он не стоил. Производители и продавцы твердо уверены – люди придут, новогодний стол пустым не оставишь. А значит на каждом этапе по пути к прилавку - все ингредиенты любимого салата – каждый год дорожают примерно на 15-20 процентов.  Чтобы вернуться к привычной в течение года цене – во время январских якобы акций и распродаж.

 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ