На пороге мира

26.11.2017

В самой Сирии еще сохранились очаги напряженности. В некоторых районах террористы оказывают жесточайшее сопротивление.

Но люди уже почувствовали, что они не одни в борьбе с мировым злом. И многие уже сейчас думают о том, как будут строить мирную жизнь в арабской республике. Мой коллега Вадим ХУЛАНОВ передаёт из Сирии.  

Боевики, захватывая города, рассчитывали остаться в них навсегда. Они чеканили свои деньги, школы и больницы превращали в некое подобие военкоматов - сюда насильно приводили мужчин, заставляли клясться в верности террору и отправляли на передовую. В этой школе располагался штаб боевиков ИГИЛ. Некий Малик оставил надпись на стене: «Башар Асад будет уничтожен!» Но получилось все наоборот. Главная проблема, которую еще предстоит решить правительству Сирии, это восстановление разрушенного. Здесь, конечно, нет ни одного города, похожего на Ракку, которую американцы со свойственным им энтузиазмом, буквально сровняли с землёй. Но разрушений все равно много - каждый город боевики старались превратить в крепость. И дрались с остервенением за каждый дом. Особенно жестоким было сопротивление в последних трех городах Абу-Кемаль, Меядин и Дэйр-Эз-Зоре. Последние кварталы Дэйр-Эз-Зора освобождены от боевиков. Пока наша авиация уничтожала караваны с подкреплением и вооружением, сирийская армия уничтожала террористов, превративших каждый дом в настоящую крепость. О жизни даже по соседству с боевиками в этих городах сейчас вспоминают с ужасом. Тотальный террор в отношении жителей, еще не сдавшихся террористам населённых пунктов - это тоже фирменный стиль ИГИЛ. Такой же как публичные казни и уничтожение исторических памятников.

Ахмад: «Наш район ИГИЛовцы так и не захватили. Но мы из дома не могли выйти. Они нас постоянно обстреливали из миномётов и баллонами. Я думал они хотят нас всех уничтожить или заставить перейти к ним. Теперь они ушли и страх ушёл».

Сейчас, когда уже закончились серьёзные бои, жители могут спокойно ходить по улицам, открывать свои лавочки и вести торговлю. При боевиках они даже думать об этом не могли. Везде где появлялись террористы царил ужас и смерть.

Амар Фарел, владелец магазина: «Я дома сидел, когда начался весь этот кошмар. Ко мне ворвались ИГИЛовцы. Они запретили выходить из дома под страхом смерти. А на следующий день они снова пришли и забрали моего брата. Казнили они его здесь, на площади».

Шестнадцатилетнего Асама террористы забрали ночью из дома и заставили примкнуть к ИГИЛ. С ним в лагерь подготовки боевиков увезли еще 60 человек. Но стрелять в своих подросток не хотел.

Юсуф: «После того, как армия и ваши самолеты расчистили дорогу, обеспечили безопасность проезда по ней, сюда поехали беженцы. Из моих знакомых только за два дня вернулись уже несколько семей. И ещё будут возвращаться - все дороги сюда разблокированы, ехать не страшно».

Но сейчас страна постепенно возвращается к мирной жизни. В освобожденные города и деревни первыми всегда входят сапёры - террористы перед бегством минируют буквально всё. Дальше дело за инженерами - их задача восстановить электро и водоснабжение. И только после этого в свои дома возвращаются беженцы.

Асам: «Нас постоянно перевозили с места на место. А когда армия и ваши самолеты выбили бандитов из города, они заставили нас воевать против правительства и союзников. Один раз был сильный обстрел, террористам стало не до нас и я и еще 25 человек смогли бежать. Что стало с остальными я не знаю». 

В освобожденных районах Сирии пока еще ощущается нехватка продуктов и медикаментов. В некоторых районах нет даже поликлиник. Гуманитарные конвои, сформированные российским центром по применению враждующих сторон, сегодня идут по всей стране. Тонны продовольствия ежедневно раздают тем, кто оказался на грани голода. И обязательно в составе колонны наши врачи - жители разорённых войной сёл сегодня остро нуждаются в их квалифицированной помощи.

Елена Иванова, медсестра: «У них сейчас разрушенные деревни. Я думаю, что скорее всего засчет антисанитарии. То что они не моются и таких деток очень сильно жалко, потому что хочется им помочь, как можно больше, но возможности как бы не всегда с желанием совпадают». 

Сейчас о том что было при террористах стараются как можно быстрее забыть,  надо думать о будущем, а не зацикливаться на прошлом. Алеппо сегодня и вовсе может вернуть себе статус главного торгового города Ближнего Востока. Здесь вновь заработал один из крупнейших рынков региона. Построенный еще в 16 веке, Хан Джурмук за всю историю, закрывался всего однажды - когда Алеппо захватили ИГИЛовцы. На этой неделе бойкая торговля возобновилась.

Продавец: «У меня здесь носочки, шапочки для детей, все из чистой шерсти, я сама их вязала».

Ещё в самом начале существования базара, здесь закрепилось купцы не только Ближнего Востока, но и из Европы. Теперь их снова ждут. И хотя не все магазины еще восстановлены, как Мухаммеда - у него сгорели обе лавки, но он верит, что скоро и у него пойдет торговля.

Мухаммед Адиль Аль Канаа: «Я первый человек, который может радоваться этому, и мы ждали и ждем этого золотого момента, давным-давно».

До конца войны с ИГИЛ* на Ближнем Востоке осталось совсем немного - города и сёла освобождены от террористов. Тех, кто еще пытается оказывать сопротивление, с каждым днём становится все меньше. Одних уничтожают, другие бегут. Всё реже слышны взрывы и выстрелы. Сирийский народ уже начинает налаживать мирную жизнь - от войны здесь устали все.

* террористичекая организация, запрещенная в России

 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ