Война с коррупцией

11.02.2018

Большая чистка в Дагестане. Всю неделю оттуда приходили громкие новости об отставках и арестах в высших эшелонах власти. События в республике уже назвали переворотом генерала Владимира Васильева.

Такого на Северном Кавказе не помнят давно. Временно исполняющий главы республики объявил войну коррупции.

Забыты родственные связи, национальные кланы и кумовство. Есть только его величество закон. Опытный силовик с солидным послужным списком сразу дал понять - пришло время навести порядок в Дагестане.

Как идёт эта невиданная ранее операция расскажет Алексей Полторанин.

Около получаса родственники экс-главы правительства Дагестана Абдусамада Гамидова держат нас в заложниках. В итоге ломают камеру и не отпускают оператора. 

Алексей Полторанин, корреспондент: «Можно выпустить нас из дома?»

«Можно».

Алексей Полторанин, корреспондент: «Хорошо, мы пошли».

«Нет. Я не выпущу, пока они мне этот диск не отдадут».

Алексей Полторанин, корреспондент: «Вы уже повредили камеру».

«Понятно, что я камеру повредила, я же жизнь вашу не повредила».

Главное требование родных полностью удалить только что записанное интервью. Под выдуманным предлогом мне удается выбежать во двор, чтобы позвонить силовикам. Вызволять оператора из плена приезжают уже несколько нарядов полиции. На то самое интервью с семьей бывшего премьера Дагестана мы договорились заранее. Они лично пригласили нас в свой дом. А потом не отпускали. Агрессию вызвали мои вопросы. Например, откуда у высокопоставленного чиновника золотой пистолет с инициалами…

Заира Гамидова, племянница Абдусамада Гамидова: «Я не комментирую, но я так думаю, что это подарок».

«Мы не комментируем это».

… и роскошный особняк прямо в центре города.

Заира Гамидова, племянница Абдусамада Гамидова: «Он в этом доме. Раз его там поймали или как это сказать. Я не знаю правильно выразиться. Ночевал. А принадлежит дом или нет я знать не могу».

Этот район в Махачкале местные давно прозвали «Санта-Барбарой». Стоимость любого особняка - от двадцати миллионов рублей. У ворот дома Гамидова дежурит охрана.

Алексей Полторанин, корреспондент: «Вы охрана, да?»

«Нет».

Алексей Полторанин, корреспондент: «А почему вы интересуетесь?»

«Я к товарищу зашел чай попить».

Алексей Полторанин, корреспондент: «А почему вы так беспокоитесь?»

«Ну, думаю а зачем вам».

Особняк бывшего председателя правительства Дагестана выглядит основательно, как крепость. Глухой каменный забор. Фасадная плитка дома из натурального камня. Здесь, на Абдусамада Гамидова и надели наручники. Судя из деклараций, чиновник зарабатывал в год не более двух миллионов рублей. Но следователи выяснили - жил он не на одну зарплату. Сколотив целую преступную группу Гамидов вместе со своими заместителями Исаевым и Юсуфовым, а так же бывшим министром образования Шаховым - по данным сыщиков - разворовывали бюджетные деньги, выделенные не реализацию социальных программ.

Дженет Белетова, заведующая детским садом: «Мы сейчас с вами просмотрим оснащённый медблок. Медицинский кабинет».

Современный пищеблок, просторный актовый зал, уютные группы. Заведующая дошкольным учреждением небольшого села Халимбекаул с гордостью рассказывает об оснащенности нового детского сада. Его открыли на месте бывшего ресторана.

Дженет Белетова, заведующая детским садом: «Оно было основательное здание советских времен. Двухэтажное. И его возможным образом удачливым образом реконструировали».

Но совсем не удачным для государственного бюджета. Здание обошлось казне почти в 32 миллиона рублей. Хотя реальная его стоимость - говорят следователи - была в три раза ниже. Документы на его покупку как раз и подготовил экс-министр образования, а благодаря Гамидову здание вошло в федеральную программу по реконструкции. 200 километров от Махачкалы. Здесь, в живописном месте на вершине гор располагается небольшая туристическая база. Принадлежит она по документам местной компании. Но - как выяснили следователи - объектом фактически владеет бывший заместитель Гамидова Шамиль Исаев. Его бизнес шел только в гору. Благодаря чиновнику турбаза даже попала в инвестиционную республиканскую программу. За счёт бюджетных средств комплекс был отремонтирован. Сотрудница турбазы показывает отстроенный с нуля корпус с номерами класса «люкс», столовую и спортивный комплекс. Ущерб - по подсчетам оперативников - составил около 35 миллионов рублей.

Алексей Полторанин, корреспондент: «А что здесь делал Гамидов?»

Сапиат Амирханова, повар туристической базы: «С гостями приезжал. Я ничего не знаю».

Алексей Полторанин, корреспондент: «Вы его кормили?»

Сапиат Амирханова, повар туристической базы: «Да кормили, вот здесь кормили».

Пока высокопоставленные чиновники беззаботно проводили время, набивали животы и карманы, в регионе в арифметической прогрессии разрастался теневой бизнес. Мы едем по горной дороге. Здесь множество заправочных станций, но каждая пятая работает без лицензии.

Алексей Полторанин, корреспондент: «Нужен документ для отчетности в бухгалтерию».

«Этого ничего нету здесь. У нас вообще не бывает. Там тоже нету, здесь тоже нету».

На муниципальных землях незаконно возводили целые многоэтажки, которые теперь должны пойти под снос, а чиновники разного уровня строили элитные дома где хотели, например, на берегу Каспийского моря. Каменные джунгли здесь протянулись аж до границы с Азербайджаном.

Алексей Полторанин, корреспондент: «Как считаете, безобразие это?»

Шахмерза Селимханов, житель г. Махачкалы: «Это как сказать. Мягко сказано. Безобразище».

Экс-премьер правительства был лидером одного из влиятельных кланов Дагестана, которому удалось взять управление над регионом. Как выяснили следователи, его родственники и близкие друзья на руководящих постах контролировали финансовые потоки. Взять хотя бы арестованного мэра Махачкалы Мусу Мусаева. Начинавший свою карьеру в банке семьи Гамидовых, впоследствии стал столичным градоначальником, позже – обвинен в махинациях с землями и снят с должности.

Кирилл Кабанов, председатель национального антикоррупционного комитета: «Коррупция на Кавказе – вещь специфическая. Если вспомнить классику, наше кино – «Кавказскую пленницу», то там фраза: «Не путай своих овец с государственными». На самом деле это некое отношение к некой должности, как к форме кормления – она исторически была на Кавказе».

Так что, не исключено, волна арестов в республике продолжится. По мнению экспертов, противостоять тотальной клановости должны люди, не имеющие отношения к региону. Отчасти и возможно поэтому новым премьером регионального правительства назначен бывший министр экономики Татарстана Артем Здунов. Но самое главное сейчас - вернуть доверие к власти простых людей, которых долгие годы были заложниками большой коррупционной системы и практически разучились свои проблемы решать обычным законным путем.


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ