Смертельный маршрут

11.02.2018

Страшная авария произошла на этой неделе в Ленинградской области. Маршрутка из Вологды ехала в Петербург и лоб в лоб столкнулась с грузовиком. Девять человек, которые находились в микроавтобусе погибли на месте.

Когда правоохранители занялись расследованием трагедии выяснилось, что перевозчик предоставлял услуги, которые противоречили всем правилам безопасности.

Такие происшествия повторяются с завидной регулярностью. Неопытные водители, старые машины, странные схемы перевозки, а на кону - жизни людей. Антон ГУСЬКОВ разбирался, как устроен это сомнительный бизнес со смертельным исходом.

Эти снимки сделаны в первые минуты после столкновения фуры и маршрутки. Водитель грузовика выжил, а вот в микроавтобусе спасать было уже некого. Погибли все восемь пассажиров и водитель. Изувеченные тела разбросало на несколько метров вокруг, кого-то зажало внутри смятой в «лепешку» маршрутки.

Алексей Самсонов, очевидец: «Ее как консервную банку раскрыло».

Супруги Ольга и Александр Жарковы из небольшого вологодского поселка торопились в Петербург на похороны, другой пассажир микроавтобуса - Денис Мудренов - спешил поскорее обнять на берегу Невы свою любимую.

Мария: «Из любопытства залезла в интернет, стала читать списки погибших. Там прочитала - Мудренов Денис - и тут у меня все оборвалось».

Водителя микроавтобуса Романа Сызранцева в одном только 2017 66 раз штрафовали за нарушение ПДД: ловили в основном на превышении скорости, а в сентябре едва не лишили прав за выезд на встречку.

Вячеслав Степченко, начальник управление информации и общественных связей ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области: «Сотрудники ГИБДД остановили его за более серьезное правонарушение – это выезд на полосу встречного движения, как раз что и привело по предварительным данным к трагедии. И тогда в сентябре материалы были направлены в суд на лишение права управления. Однако, судом было принято решение о наложении штрафа на данного гражданина».

Казалось бы, такие злостные нарушители вообще не должны работать в сфере пассажирских перевозок. Но Сызранцев как ни в чем ни бывало трудился на личном транспорте у индивидуального предпринимателя Александра Уварова. Соответствующие путевые листы были найдены на месте аварии. Под отметкой «Автомобиль технически исправен, выезд разрешаю» подпись бизнесмена стоит, а вот в графе с датой - пусто. Ведь на самом деле Уваров физически ничего не мог проверить и подписать в тот момент, потому что вместе с семьей отдыхал в Индии. Прямо в аэропорту при возвращении на родину его задержали оперативники.

Григорий Шубейкин, старший помощник руководителя СУ СК РФ по Вологодской области: «Региональным Следственным Управлением Следственного Комитета Российской Федерации по Вологодской области задержан 36-летный предприниматель, который подозревается в совершении преступления предусмотренного частью 3 статьей 238 Уголовного кодекса».  

Бизнесмен Уваров выстроил целую сеть пассажирских перевозок на микроавтобусах. Расписание и рекламу размещал в интернете, билеты на рейсы продавались по телефону, пассажиров подбирали где придется. Вологда, Привокзальная площадь. Отсюда отравился микроавтобус, разбившийся в смертельном ДТП. И здесь же процветает сомнительная схема пассажирских перевозок. Маршрутки отправляются с обычной автомобильной автостоянки. Здесь происходит посадка и высадка пассажиров, а на всех этих микроавтобусах мы видим одну табличку - «заказной». Режим труда и отдыха водителей на таких маршрутках зачастую нарушается. В погоне за деньгами и пассажирами шоферы работают на износ.

Роман: «Я в пожарной охране еще работаю. У меня три дня свободных. Вот отдежурил и поехал».

Этот водитель представился Романом. У предпринимателя Уварова он так же, как и его погибший коллега, работает на личном микроавтобусе. Признается: часто выпадают ночные рейсы на дальние расстояния, иногда за рулем ему очень хочется спать.

Антон Гуськов, корреспондент: «А если на двух водителях ездить?»

Роман: «Выгоды не будет, чтобы безопасность обеспечена, так билет будет стоить 1500 до Устюга, а до Питера 2500. Никто не поедет».

Как же такого горе-бизнесмена допустили до такого ответственного бизнеса, как пассажирские перевозки? А никак. ИП Уваров не выигрывал конкурс на маршрут и не получал лицензию. Просто сам по себе повесил на свои микроавтобусы таблички «Заказной». И под видом разовых, заказных выполняет регулярные рейсы по расписанию. 

Михаил Присяжнюк, заместитель начальника управления по транспорту Ленинградской области: «Есть некие атрибуты, по которым можно отличить перевозчика нелегального от легального. В случае с заказными перевозками должна всегда смутить табличка с надписью: «Заказной», если автобус едет по регулярному маршруту и кого-то дублирует».

Антон Гуськов, корреспондент: «А что это за заказные перевозки? А чем они отличаются от регулярного рейса?»

Водитель: «Билетик люди заказывают. Вы билетик закажите, потом поедете».

Антон Гуськов, корреспондент: «Так это обычный регулярный рейс!»  

Водитель: «Обычные заказные перевозки!»

Антон Гуськов, корреспондент: «А чем они отличаются от обычного регулярного рейса?»

Водитель: «Я не хочу ничего говорить».

После смертельного ДТП с пассажирским микроавтобусом проверки, вроде бы прошли во многих городах страны. Вот в Уфе, например, инспекторы обнаружили точно такие же заказные маршрутки, как и в Вологде. И пока они вытесняют официальные регулярные, похоже никто не застрахован от повторения трагедии.

Александр Холодов, автоэксперт: «Россия славится двумя бедами - дураками и дорогами. Но когда дураки на дорогах, то к сожалению, это, наверное, становится третьей такой классической бедой для Российской Федерации. И как ее решить, когда две этих беды не решались столетиями... Вряд ли мы точную дату назовем с вами».

Поездка на автобусе с дураком за рулем по нашим дорогам все чаще напоминает русскую рулетку, а организаторы перевозок - хладнокровных убийц. Заслуженное наказание они зачастую несут только тогда, когда человеческие жизни уже не вернуть. Так случилось в Ханты-Мансийском автономном округе, где в декабре 2016-го в страшной аварии погибли десять воспитанников спортшколы и двое сопровождающих. На это неделе в колонию по решению суда отправились водитель фуры без прав, выехавший на встречку, водитель автобуса и представитель транспортной компании. Двое последних признаны виновными в том, что автобус вышел в рейс без ремней безопасности, а ведь они могли спасти детям жизнь! 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ