Польша хочет переделать географическую карту

Польские власти всерьёз рассматривают переделку географической карты мира. Правящая партия предлагает прорыть канал из Балтийского моря - в Балтийское море. Речь идёт о том, чтобы прокопать Вислинскую косу, часть которой принадлежит России.

Перейти в ДзенСледите за нашими новостями
в удобном формате

Именно на нашей стороне есть судоходный проход к небольшому польскому порту. Почему польская коса нашла на антироссийский камень, рассказывает наш корреспондент Игорь Максименко:

В Польше случилось невероятное. После долгих и мучительных размышлений местные политики наконец придумали, как окончательно избавиться от так называемой российский зависимости. В первую очередь местные политики предлагают вырубить вот этот лес, разровнять дюны и выкопать канаву длиной более километра.

Строительство судоходного канала - идея правящей партии «Закон и справедливость». Сооружение должно соединить Вислинский залив с Балтийским морем и открыть доступ кораблей в польский порт Эльблонг. Сейчас эта торговая гавань закрыта от Балтики узкой косой. Северная ее часть принадлежит России, южная - Польше. Единственный судовой проход через косу находится на российском участке, в районе  Балтийска. Попав в Вислинский залив, корабли несколько километров следуют через наши территориальные воды. В Варшаве убеждены: это ущемляет независимость Польши. Громче всех перекопать Вислинскую косу призывает Ярослав Качиньский, бывший премьер-министр.

Ярослав Качиньский: «Мы покажем, что мы являемся полностью суверенным государством, что нет никаких остаточных явлений этой несчастной зависимости от СССР, а по сути - от России. С ней мы имели дело в предыдущие два века. Мы это заканчиваем и заканчиваем раз и навсегда».

Польские власти идеи Качиньского всецело поддерживают. В Варшаве уже провели конкурс и выбрали фирму, которая подготовит проект канала. Теперь обещают через 2 года начать строительство.

Сейчас проход кораблей в Вислинский залив регулируется особым соглашением между нашими странами. Цена для польских моряков чисто символическая: от 50 до 100 евро с одного судна. Но Качиньский и компания твердят: Россия обогащается за счет Польши, поэтому собственный канал избавит поляков от этих чрезмерных трат.

Андрей Колесник: «Знаете, популистским решением это даже язык не поворачивается назвать. Тут вот слово, которое я употребил - это дурь скорее политическая».

Жители Вислинской косы до недавнего времени и не догадывались, что здесь, в особо охраняемой природной зоне, может начаться мега-стройка.

Поселок Крыница Морска и несколько соседних деревень - сверхпопулярные у поляков курорты. Практически все местные жители живут исключительно за счет туристического бизнеса и очень боятся оттока отдыхающих - кому интересно загорать рядом со стройкой?

Сильвия Щурек: «Проект канала опасен для нас! Мы боимся загрязнения воды, лесов и берегов. Мы боимся, что волноломы уничтожат наши пляжи. Такую опасность подтверждают экологи. Но нас никто не хочет слушать».

Другие опасности, которые несет новое гидротехническое сооружение: исчезновение нерестилищ, гнездовий редких птиц, гибель краснокнижных растений - таких здесь около 20 видов. Неминуемо изменятся и прибрежные течения - это может перекроить местный ландшафт до неузнаваемости.

Олег Иванов: «Часть суши может уйти - причем, как с польской, так и с российской стороны. Где-то может произойти намывание, заиливание. То есть, будет меняться уровень воды, что также повлияет на биологические виды. В т.ч. и на те виды рыб, которые сейчас есть в Вислинском заливе».

Однако мнение и защитников окружающей среды, и собственных граждан польских политиков мало интересует. Власти уверены: изменив то, что создано природой, они, ни больше, ни меньше, спасут Европу от т.н. «российской угрозы» - съемки с воды в Балтийске.

Марек Грубарчик: «Здесь проходит восточная граница ЕС, граница НАТО, которая сейчас на 100 процентов контролируется российской стороной. Это - недопустимо, чтобы из-за этого безопасность находилась под угрозой. И это главный аргумент, который мы представляем ЕС. И он находит понимание».

Здесь министр лукавит. Под влиянием защитников экологов в ЕС решили полякам денег на канал не давать. Варшава, разумеется, и в этом усмотрела «руку Кремля»: мол, это русские надавили на природозащитников. И предложила на их выступления внимания не обращать.

Марек Грубарчик: «Мы с уважением относимся к мнению экологов, но в связи с перспективой нынешней геополитической ситуации в Польше их аргументы можно было бы и обойти».

Специалисты оценивают стоимость канала в 250 миллионов евро. После того как Евросоюз «прокатил» Польшу с инвестициями, ей придется искать средства самой. И постараться объяснить населению: какую экономическую выгоду сулит столь затратный проект.

Андрей Колесник: «Я вообще не понимаю смысла этого канала. Там, во-первых, илистое дно, там надо каждый год проводить берегоукрепление и дноуглубительные работы. Там глубины - 3 метра. То есть, ни о каких серьезных грузах, которые стоят серьезных денег, речи не идет».

Польские судовладельцы опасаются: плата за проход через собственный канал будет выше, чем через российский. Ведь обслуживание такого сложного гидротехнического сооружения стоит немало. Коммерсанты из Эльблонга тоже не в восторге от планов собственного правительства - сейчас они зарабатывают только за счет торговли с российскими портами в Калининградской области. После появления канала эти связи наверняка прервутся.

«На злошц мамие отмроже собие уши». Знаменитая пословица по-польски и по-русски звучит одинаково. И означает одно и то же: бессмысленный поступок, когда, действуя назло кому-либо, плохо делаешь прежде всего себе. Увы, но здесь, в Польше, местные политики к народным мудростям, увы, не прислушиваются.



Последние новости

4:26
4:14
4:05
3:52
3:39
3:25

Сейчас читают


Новости СМИ2


Новости партнеров