День Астероида — кто спасёт Землю от неминуемой угрозы?

| Обновлено: 419 0

День Астероида — 30 июня — праздник совсем не весёлый. Да и не праздник это вовсе, а напоминание о том, что кажущаяся фантастической угроза, куда реальнее, чем мы все думали. Всё реалистичнее она становится с каждым днём. И спасти планету не так просто, как это получилось в кино у Брюса Уилиса.

День Астероида — кто спасёт Землю от неминуемой угрозы?

Фото: архив Пятого канала

Спасать Землю, конечно же, будут учёные. И, примкнувшие к ним, бизнесмены, военные и, как ни странно, музыканты. Именно гитарист группы Queen Брайан Мэй и инициировал создание международной информационной компании «День Астероида».

Фото: wikipedia.org

Музыканта тут же поддержали самые яркие учёные умы современности: физик-теоретик Ричард Докинз, космонавт Алексей Леонов, астронавт Рассел Швайкарт, физики и космологи Кип Торн, Лорд Мартин Рис, Брайан Кокс, бизнесмен Даника Реми. Поддержку оказали и люди творчества: режиссер Григ Рихтерс, актёр Билл Най, музыкант Питер Гэбриел. А в декабре 2016 года День Астероида был официально задекларирован на Генеральной Ассамблее ООН.

Дата Дня Астероида была выбрана не случайно. Именно в этот день с Землей столкнулся Тунгусский метеорит, что привело к самой крупномасштабной астероидной катастрофе за историю человечества.

Фото: wikipedia.org

Рабочая группа Дня Астероида составила декларацию под названием «100X», которая обращена к ученым и технологам с призывом поддержки идеи спасения Земли от будущих столкновений с астероидами. Однако декларация может быть подписана не только специалистами, но и любыми гражданами, заинтересованными в решении этой проблемы. В мае 2017 года, декларация подписана сотнями знаменитостей и более чем 40 тысячами граждан разных стран.

В декларации указаны три основные цели:

С помощью правительственных, частных и благотворительных организаций привлечь существующие технологии для обнаружения и мониторинга околоземных астероидов, несущих потенциальную угрозу для населения Земли. Достичь стократного увеличения числа обнаруживаемых астероидов и довести его до 100 тысяч в течение 10 лет. Принятие Дня Астероида по всему миру с целью повышения информированности населения об астероидной опасности и возможных методах ее предотвращения. С официальным принятием Дня Астероида в ООН в 2016 году, можно считать, что эта цель выполнена.

И всё это актуальнее, чем многие думают…

Мимо Земле пролетел астероид размером с 13 челябинских метеоритов

Буквально на прошлой неделе, когда многие мирно спали в своих кроватях, гуляли по паркам, вели детей в школу, шли в магазин, корпели на работе, Земля лишь чудом избежала катастрофы. 24 июня потенциально опасный астероид подлетел к нашей планете на максимально близкое расстояние  3 млн километров. В космических масштабах это всё равно что на соседней улице. Размеры небесного тела в 13 раз превышают челябинский метеорит, но планета и астероид не пересеклись.

Фото: tayna24.ru

Астероид двигался со скоростью 45 тысяч километров в час. Размер гиганта в диаметре достигает 230 метров. Ученые ведут наблюдение за этим небесным телом с 2010 года. По их оценке, в случае, если бы астероид упал на Землю, мощностью удара в 300 раз превысила бы взрыв атомной бомбы над Хиросимой.

418094 (2007 WV4)

Фото: maxpixel

За три с небольшим недели до этого – 1 июня в 12:09 по московскому времени – астероид, зарегистрированный в справочниках как 418094 (2007 WV4) пролетел рядом с Землей. Скорость космической скалы превысила 80 тысяч километров в час. Расстояние до Земли опять лишь чуть больше 3 млн километров. Астероид такого размера квалифицируется учеными как потенциально опасный.

Астероидная бомбардировка

И такие сообщения появляются всё чаще и чаще.

Два космических тела пролетели мимо нашей планеты 22 апреля, еще три — с интервалом буквально в несколько минут — 24 апреля.

Отчасти, такая пугающая периодичность связана с тем, что учёные теперь больше знают об астероидной угрозе и чаще информируют нас, обывателей. Но и галактика не стоит на месте – меняется…

Фото: архив Пятого канала

Очередная космическая скала «прокралась» мимо Земли совсем рядом 19 апреля. Астероид 2014 JO25 был открыт три года назад. Его диаметр, по разным оценкам, составляет от 640 метров до 1,5 километров. Он пролетел в 1,77 млн километрах от Земли — это 4,6 расстояний от нас до Луны и его было прекрасно видно даже в любительские телескопы.

Видео: архив Пятого канала

Астероид EG3 2017 пролетел на расстоянии всего 1 миллиона миль при минимальном опасном расстоянии в 4,6 миллиона миль. Диаметр космического тела составляет около 23 метров. Заметили его ученые 7 марта.

«ТС4» – неизбежный апокалипсис

СМИ со ссылкой на ряд специалистов называют даже дату грядущего катаклизма – 12 октября 2017 года. Другие учёные считают, что до 2020 года Земля и астероид под названием 2012 ТС4 не пересекутся, но признают потенциальную опасность такого сценария в будущем. В России к угрозе из космоса перестали относиться легкомысленно после недавнего падения метеорита на Челябинск.

Фото: Steam-server.ru

Тогда пострадало более 1600 человек. На этот раз речь может идти о куда более крупном объекте, а основная угроза исходит не столько от самого столкновения, сколько от его последствий. Среди них, в частности, называют сильнейшие ураганы.

Видео: архив Пятого канала

Как нас будут спасать?

К счастью, работа учёных не сводится только к подписыванию деклараций. Уже разработан целый ассортимент мер «противоастероидной защиты». А некоторые из них уже даже начали воплощать в жизнь.

Ядерное взрывное устройство. Подрыв ядерного устройства над, на или под поверхностью астероида является потенциальным вариантом отражения угрозы. Оптимальная высота взрыва зависит от состава и размера объекта. В случае угрозы со стороны груды обломков, чтобы избежать их рассеивания, предлагается произвести радиационную имплозию, то есть подрыв над поверхностью.

Кинетический таран. Еще одно решение проблемы – отправка огромного объекта, вроде космического аппарата или даже другого околоземного объекта, в качестве тарана.

Астероидный гравитационный буксир. Ещё одна альтернатива взрывам — медленное сдвигание астероида на протяжении определенного времени. Небольшая постоянная тяга накапливается и в достаточной мере отклоняет объект с предполагаемого курса следования.

Ионный луч. «Бесконтактный» метод был недавно предложен учеными Бомбардели и Пелезом из Технического университета Мадрида. В нём предлагается использовать ионную пушку с низкой дивергенцией, направленную на астероид с находящегося рядом корабля.

Использование сфокусированной солнечной энергии. Джей Мелош предлагает отклонять астероиды или кометы, фокусируя солнечную энергию на поверхности для создания тяги от образовавшегося в результате нагрева испарения вещества, или для усиления эффекта Ярковского. Солнечное излучение можно направлять на объект на протяжении месяцев и многих лет.

Электромагнитная катапульта. Электромагнитная катапульта — это автоматическая система, располагающаяся на астероиде, выпускающая вещество, из которого он состоит, в космос. Тем самым он медленно сдвигается и теряет массу.

Обыкновенные ракетные двигатели. Если на околоземном объекте установить обыкновенные ракетные двигатели, то они также будут давать постоянное отклонение, которое может привести к смене траектории полета.

Всё это звучит, как сценарий фантастического фильма. Но это фантастические реалии сегодняшнего дня. Будущее из романов Гаррисона и Хайнлайна наступило как-то вдруг. И стало настоящим. Настоящим одновременно и пугающим, и, к счастью, высокотехнологичным.

Фото: Thesun.co.uk