Учёные выяснили как работает «биокомпас» перелётных птиц

Биологи из России и Великобритании проследили за миграциями двух поколений камышовок, сообщается в статье журнала Current Biology.

Учёные выяснили как работает «биокомпас» перелётных птиц

Фото: globallookpress.com

Как ранее выяснили российские биологи из Зоологического института РАН, в мозгу у перелётных птиц существуют особые белки-криптохромы, которые работают как своего рода «биокомпас», реагируя на изменение магнитного поля.

Проследив за миграцией птиц камышовок, учёные пришли к выводу, что у птиц существует определённыя «географическая память», основанная на «магнитном» чувстве, которое помогает птицам определять своё местоположение в пространстве, основываясь на положение магнитного северного полюса и отклонению его положения от географического полюса.

Два года назад это было доказано, при помощи нарушения «биологического навигатора» двух поколений камышовок (взрослых особей уже совершавших перелёт, и выросших птенцов не имевших опыта миграции). На станции «Рыбачий» в Прибалтике отловили птиц и до начала миграции поместили их в клетки, оснащённые мощными магнитами, которые, что называется, «сбили настройки» пернатым.

Когда же пришло время отправились зимовать, то «обманутые» магнитами птицы полетели в неверном направлении.

«Общая интенсивность и наклон поля остались прежними, но мы „повернули“ север на 8,5 градуса. Ориентируясь на него, птицы определили своё местоположение и повели себя так, будто на самом деле оказались за полторы тысячи километров от Прибалтики — на юге Шотландии. Торопясь компенсировать смещение и вернуться на свою обычную трассу миграции, они развернулись на юго-восток», — рассказывает Никита Чернецов, директор биологической станции «Рыбачий» Зоологического института РАН, чьи слова передает пресс-служба Санкт-Петербургского государственного университета.

Но, что важно ошибку почувствовали только опытные птицы, особи, которые отправились в полёт впервые, — оказались полностью дезориентированы магнитным излучением.
Главный вывод, который сделали учёные на основании этого различия — магнитная карта Земли не даётся птицам от рождения, пернатые сами выстраивают её в своём мозгу во время перелёта.

Ранее Пятый канал рассказывал о том, как российские учёные озаботились перелётными птицами, пути миграции которых пролегают в районе строительства керченского моста.