• Главная
  • Чтение
  • «А не хлопнуть ли нам по рюмашке?» — «Покровским воротам» 35 лет

«А не хлопнуть ли нам по рюмашке?» — «Покровским воротам» 35 лет

5 октября, 19:55 Чтение

Сегодня, 5 октября, исполняется 35 лет со дня рождения легендарного фильма «Покровские ворота». Весёлую и добрую картину, как ни странно, пытались навечно отправить на пыльную архивную полку. Режиссёр боялся, что лента может не только не выйти в свет, но и поставить крест на его карьере. А до 1996 года при каждом новом Генсеке из фильма что-нибудь вырезали…

Фото: mez.su

Днём рождения любого советского художественного фильма всегда считался не день премьеры ленты в Доме кино и не дата первого показа по телевидению, а число, когда комиссия Госкино или Гостелерадио СССР подписывала акт о приёмке картины. 5 октября 1982 года, ровно 35 лет назад, руководство Гостелерадио, по заказу которого и снимал на Мосфильме Михаил Козаков ленту «Покровские ворота», подписало такой документ. Но сразу фильм по телевидению не показали, а коробки с плёнкой «растворились» в недрах Останкино. В течение четырёх месяцев Козаков пытался узнать, а где, собственно, его «новорождённый»? Однако о судьбе ленты ничего вразумительного никто сказать не мог. Фильм сдан, коробки исчезли, будто их и не было, а все вопросы оставались без ответов.

На съёмочной площадке фильма «Покровские ворота» в павильоне киностудии «Мосфильм», 1981 год
Фото: kinocomedy.livejournal.com

Потом Михаил Козаков узнал, что уже после приёмки картины (а возглавляла комиссию заместитель Председателя Гостелерадио СССР Стелла Жданова, которой лента в общем понравилась), фильм решил посмотреть сам Председатель Гостелерадио СССР Сергей Лапин. Его возмутило практически всё: и восхваление конца 50-х годов – времён «хрущёвской оттепели», и якобы унижение чести и достоинства образа советского солдата, поскольку Савва Игнатьевич всё время сыплет немецкими словечками, и намёк на распутную жизнь молодёжи в виде Костика и его многочисленных девиц. Лапин долго возмущался и приказал картину убрать в специальное хранилище под названием «Снятый фонд», где лежали коробки с плёнкой, запрещённой к показу по советскому телевидению.

Смотрите также:

«Покровские ворота», часть 1

 

Спустя месяц, 10 ноября 1982 года, умер Брежнев и возглавил страну новый Генеральный секретарь ЦК КПСС – Юрий Андропов. Сразу после новогодних праздников 1982-1983 года, Андропов вызвал Лапина к себе и спросил:

«Скажите, а почему так мало на телеэкране весёлых передач, новых кинокомедий? Покажите мне уже снятые, но ещё не прошедшие в эфир комедийные телефильмы».

Лапин побледнел. Кроме «антисоветских» «Покровских ворот» ничего из премьер у него в загашнике не было. Пришлось везти ленту в Кремль. Картина главе ЦК КПСС очень понравилась, никакой крамолы в ленте Андропов не увидел и посоветовал Лапину скорее показать фильм по телевидению. Делать было нечего и в Останкино картину заверстали в сетку вещания Первой программы ЦТ на 11 февраля 1983 года…

На съёмочной площадке фильма «Покровские ворота» в павильоне киностудии «Мосфильм», 1981 год
Фото: kinocomedy.livejournal.com

Впервые с «Покровскими воротами» в виде пьесы драматурга Леонида Зорина актёр и режиссёр Михаил Козаков познакомился в 1974 году, когда ему предложили поставить этот спектакль в Московском театре на Малой Бронной. Работа оказалась успешной, москвичи с удовольствием шли на этот спектакль, а Козакова не покидала мысль, что историю у Покровских ворот можно отлично экранизировать.

Драматург Леонид Зорин, конец 1960-х годов
Фото: domkino.tv

В 1978 году автор «Покровских ворот» Леонид Зорин сделал из пьесы киносценарий, с которым Козаков пришёл на Мосфильм. Но руководство студии отнеслось к предлагаемой постановке весьма скептически и режиссёру отказало. Тогда Козаков пошёл на телевидение к директору Творческого объединения «Экран» Борису Хесину, которому идея сначала понравилась. Однако, спустя несколько недель, Михаила Козакова вызвали на телевидение и сказали, что сейчас нет денег на производство этой картины, но, чтобы не оставлять его без работы, просят сыграть роль Феликса Дзержинского сразу в… трёх фильмах! Козаков начал артачиться, но мудрый Хесин ему шепнул:

«Дурак! Сыграешь Дзержинского и разрешат твои «сопли в сахаре», эти «Покровские ворота».

Так в картинах «Синдикат-2», «20 декабря» и «Государственная граница» появился Козаков в роли главы ВЧК.

Михаил Козаков в роли Феликса Дзержинского. Фильм «Синдикат-2», 1980 год
Фото: kino-teatr.ru

Но и после прекрасного актёрского «трио Дзержинских» на телевидении никак не хотели подписывать приказ о запуске в производство «Покровских ворот». Тогда Михаил Михайлович пошёл на хитрость. Зная, что тётушку Костика, Алису Витальевну, в его картине будет играть Софья Пилявская – одна из легендарных актрис МХАТа, к которой с уважением и пиететом относился Председатель Гостелерадио СССР Лапин – Козаков упросил Софью Станиславовну пойти к Лапину на приём. На следующий день после этого визита деньги были выделены и фильм запущен.

Смотрите также:

«Покровские ворота», часть 2

 

Снимал Козаков картину на Мосфильме, но по заказу Гостелерадио СССР. Формально, всё руководство процессом должно было исходить от телевидения, но и худсовет киностудии во главе с директором Мосфильма Сизовым не хотел оставаться в стороне. Мэтры киностудии стали советовать режиссёру кого нужно снимать. Так Козакову было рекомендовано задействовать в ролях: Хоботова – Андрея Миронова, Маргариты Павловны – Наталия Гундареву, а Саввы Игнатьевича – Никиту Михалкова.


Андрей Миронов, Наталия Гундарева и Никита Михалков, 1970-е годы
Коллаж: Пятый канал

Правда Михалков мгновенно отказался, поэтому возникла кандидатура Евгения Лазарева. Михаил Козаков был озадачен, поскольку он никак не мог представить жителем коммунальной квартиры Андрея Миронова, хотя кинопробы именно Миронова оказались весьма успешными. Но, тем не менее, Козаков предложил свой, не «звёздный» актёрский расклад – Равикович, Ульянова, Борцов. Когда на худсовете директор Мосфильма спросил: «Ну, а что скажет режиссёр? Миша, ты за какой состав?», Козаков ответил: «За свой вариант». Удивительно, но Сизов мгновенно поддержал режиссёра.

Инна Ульянова и Елена Коренева в ролях Маргатины Павловны и Людочки, 1982 год
Фото: kinocomedy.livejournal.com

Никак не могли найти исполнителя роли Костика. Пробы шли ежедневно, Козаков отвергал претендентов пачками, но исполнителя главной роли найти никак не могли. В один из дней, когда ждать было уже невозможно, Михаил Михайлович разложил перед собой пасьянс из фотопроб нескольких актёров, из которых Козакову предстояло выбрать одного.

Валерий Сторожик

Сергей Колтаков

Андрей Ургант

Андрей Градов

Николай Денисов

Кирилл Козаков

Фотопробы на роль Костика в фильме «Покровские ворота», 1981 год
Фото: kinocomedy.livejournal.com

На столе оказались карточки Валерия Сторожика, Сергея Колтакова, Андрея Урганта, Андрея Градова, Николая Денисова и сына режиссёра Кирилла Козакова.

Смотрите также:

«Покровские ворота», часть 3

 

В этот момент жена Козакова Регина вспомнила, что недавно видела где-то на экране удивительного парнишку. Через два дня юноша по имени Олег Меньшиков вошёл в мосфильмовский кабинет группы Козакова. И после блестящих кинопроб был мгновенно утверждён на роль Костика.

Михаил Козаков и Олег Меньшиков на съёмках «Покровских ворот», 1981 год.
Фото: kinocomedy.livejournal.com

Снимали дом и дворик совсем не у Покровских ворот, а на Гоголевском бульваре, около Пречистенки. Чистыми прудами, где герои катаются на коньках, в кадре стали Патриаршие пруды, а театру «Современник» на фасаде временно вернули прежнее название – кинотеатр «Колизей». В павильоне Мосфильма построили декорацию коммунальной квартиры, которую так точно «нашпиговали» мебелью и предметами 50-х годов, что даже через экран чувствуется лёгкий запах нафталина того времени, конечно, в хорошем смысле этого понятия.

Олег Меньшиков и Анатолий Равикович на съёмках «Покровских ворот», 1981 год
Фото: kinocomedy.livejournal.com

Как рассказывал Анатолий Равикович, сыгравший недотёпу Хоботова, каждой утро на площадке начиналось одинаково: приезжал нервным Михаил Козаков, жена Регина высыпала ему в ладонь горсть успокоительных таблеток, он проглатывал пилюли и, успокоившись, начинал на всех орать. Михаил Козаков требовал от актёров точного повторения того, что показывал сам – жестов, интонаций, реакций, взглядов. Больше остальных спорил с режиссёром Анатолий Равикович, предлагая свою трактовку поведения Хоботова, но Козаков был непреклонен. Он давно точно придумал каждого персонажа и теперь просто ждал от артистов переноса своих фантазий на экран. Многим казалось, что актёры наигрывают – слишком «жирными» получаются их реплики, слишком «театрально» смотрится их взаимодействие на съёмочной площадке. Кстати, и после премьеры картины в Доме кино многие критики не поняли фильма и написали, что увидели некую «буффонаду» вместо лёгкой кинокомедии. Но Михаила Козакова не интересовало никакое иное мнение, кроме того, что он сам прочувствовал и придумал.

Михаил Козаков в фильме «Покровские ворота», 1982 год
Фото: hovrashok.com

После премьеры фильма в Домах кино Москвы и Ленинграда, и сдачи картины в Гостелерадио случилась совершенно неожиданная и страшная для Козакова история. Актриса Елена Коренева, в фильме – наивная медсестра Людочка, вышла замуж за американца и подала документы на выезд из СССР. Тут Михаил Козаков реально испугался, что не только «Покровские ворота» никогда не покажут зрителям, но и другую его режиссёрскую работу – телеспектакль «Попечители», где он тоже снял Кореневу, уберут на дальнюю полку. Михаил Михайлович даже написал по этому поводу стихотворение:

…Я целый год потел зазря –
Артистка Коренева, фря,
Поставила мне клизму.
Американец и славист,
Чей предок, видно, был расист,
Заводит с ней романчик.
К замужеству привел роман,
И едет фря за океан –
За Тихий океанчик.
Я две работы сделал, друг,
Она сыграла роли в двух,
Заглавнейшие роли!
На выезд подала она –
И в ж…пе два моих кина,
Чего сказать вам боле…

Смотрите также:

«Покровские ворота», часть 4

 

Удивительно, но и без Кореневой к картине были серьёзные претензии главы Гостелерадио Лапина, поэтому отъезд актрисы оказался на третьем плане и не стал причиной запрета фильма.

Когда от Андропова пришло распоряжение показать ленту в эфире, то по распоряжению Лапина на телевидении сделали в фильме несколько купюр. Помимо мелочёвки, полностью вырезали песню Велюрова в парке больницы, поскольку в одном месте он пародировал Сталина.

Леонид Броневой, сыгравший Аркадия Велюрова, исполняет песню в больничном парке. Фильм «Покровские ворота», 1982 год
Фото: pesni-film.ru

11 февраля 1983 года картину увидел весь Советский Союз. Мешки восторженных писем, завалившие Центральное телевидение, не стали аргументом для Сергея Лапина и он приказал убрать так раздражавшую его ленту обратно на дальнюю полку. Вновь фильм показали только через три года, в 1986-м, уже при Горбачёве. Вернули в фильм песню Велюрова, но постарались максимально убрать всё, связанное с алкоголем – в СССР тогда шла активная борьба с пьянством. Так, то с одними, то с другими купюрами, картину показывали аж до 1996 года, когда, наконец, «Покровские ворота» продемонстрировали в том виде, в каком Козаков сдал ленту в Гостелерадио СССР 5 октября 1982 года, то есть ровно 35 лет назад.

Съёмочная площадка фильма «Покровские ворота», 1982 год
Фото: kancmarket.ru

Уже нет режиссёра Михаила Козакова, нет многих актёров, блистательно сыгравших в картине, нет той очаровательной Москвы, нежно воссозданной киногруппой, но неизменно, каждый раз, миллионы зрителей приникают к экранам, когда видят, что в эфире вновь идёт незамысловатая, но такая родная и любимая история о жителях московской коммуналки у Покровских ворот.

Иван Цыбин

Последние новости

15:15
15:02
14:55
14:51
14:49
14:36
14:33
14:22
14:12
14:09
13:56
13:42
13:30
13:17
13:13
13:03
12:56
12:49
12:23
12:09

ВСЕ НОВОСТИ



Новости СМИ


Комментарии

Написать комментарий

Для того чтобы написать комментарий, вам нужно войти

Вход

Через социальные сети

Регистрация

Войти Восстановить пароль

Восстановить пароль

Войти Регистрация

Мы в вконтактефейсбуке



Цифры дня

Итоговый выпуск новостей Пятого занимает второе место среди федеральных каналов с долей 7,9% в сегменте активной женской аудитории России.

Для рекламодателей

Новости канала

3 октября в кинотеатре «Россия» вручили главную теленаграду страны — премию ТЭФИ-2017! Пятый канал завоевал заслуженную награду высшей степени мастерства в категории «Событие телевизионного сезона» за уникальное шоу «Алые паруса»

5-tv.ru

Новости канала

Съёмки нового детективного сериала «Свои» в самом разгаре. И каждый может принять участие в создании фильма! Для этого «Свои» объявляют Народный онлайн-кастинг!

5-tv.ru

Реклама