Если очень захотеть, можно в космос улететь: Зачем частные компании стремятся выйти за орбиту Земли?

| Обновлено: 239 0

Галактические дали манили к себе человечество на протяжении всего его существования. Звезды были ориентирами: по ним моряки вычисляли путь, прорицатели предсказывали судьбу. Полет Юрия Гагарина доказал — космос, он вовсе не такой уж и далёкий. А в последние десятилетия уже частные компании начали активно бороздить околоземную орбиту. Однако, крушение ракеты Илона Маска поставило серьёзный вопрос: а можно ли коммерсантам в принципе доверять освоение космоса?

Если очень захотеть, можно в космос улететь: Зачем частные компании стремятся выйти за орбиту Земли?

Фото: коллаж Пятого канала

Перейти в ДзенСледите за нашими новостями
в удобном формате

Далеко не первая катастрофа

Ракета Falcon 9 должна была вывести на орбиту секретный американский спутник. Миссия под кодовым названием Zuma началась на мысе Канаверал. И уже через несколько часов агентство Bloomberg сообщило, что стратегическое командование США, которое следит за запущенными в космос объектами, никаких новых спутников на орбите не видит. Стало очевидно, что творение Илона Маска не добралось до пункта назначения. Из-за секретности миссии SpaceX не полностью транслировал запуск ракеты, а потому страждущие так и не увидели, как отсоединяется вторая ступень с секретным аппаратом Пентагона.

Фото: flickr.com

Одиозные проекты Илона Маска и его компании SpaceX постоянно находятся в поле зрения СМИ. Неудивительно, ведь миллиардер грозится изменить мир. Среди его затей - глобальное мировое метро, колонизация Марса, полностью экологически чистый транспорт и торжество возобновляемой энергетики. И действительно, компания Маска уже строит космические корабли, выпускает электромобили и солнечные батареи. Но при тщательном рассмотрении оказывается, что большинство проектов лишь тщательно разрекламированные пустышки. Но, надо отдать должное, именно Маск раскритиковал монополию "на космос", принадлежавшую компании Lockheed Martin Corp. После этого в 2015 году он получил возможность проводить запуски в сотрудничестве с американским министерством обороны. В мае 2017 года ему удалось вывести на орбиту разведывательные спутник. Коммерческий директор журнала «Арсенал Отечества» и военный эксперт Алексей Леонков уверен, что Илон Маск не участвует в гонке с государством в сфере освоения космоса, а совсем наоборот - он, дескать, "подставное лицо" Пентагона, который и финансирует изобретателя.

Фото: instagram/elonmusk

«Изначально весь космос, что у нас, что у американцев всегда был дотационным. Всегда существовал за счет государства и министерства обороны. Ведь сами запуски – достаточно дорогое удовольствие. Когда мы говорим о коммерческих запусках, которые должны были составить конкуренцию государственным, то стоимость должна быть значительно ниже, чем стоимость запуска ракет, которые запускает государство. Илон Маск играл в эту игру, пытался сбить цены на рынке запусков. Но это он делал при поддержке того же самого правительства США и Пентагона. Ему удалось реализовать несколько контрактов по более низкой цене. Но на самом деле запуск ракет стоит больших денег. Для справки я вам скажу, что средний запуск ракеты с любым спутником на околоземную орбиту стоит порядка 65-70 миллионов долларов. А цифры, которые приводит Илон Маск – таких цифр не существует. И если бы он действовал чисто на коммерческой основе, его проект закрылся бы после первого же неудачного запуска. Есть некоторого рода мошенничество, когда выдают желаемое за действительное. Та же афера Илона Маска с возвращаемой первой ступенью. Дело в том, что когда она отрабатывается при взлете (а она из себя представляет летающий топливный бак с двигателем), когда происходит выработка топлива и ракета преодолевает различные температурные зоны, в результате этого металл, из которого сделана первая ступень приобретает микротрещины. И даже если ее вернули обратно, ее повторное использование весьма проблематично», - подытожил Леонков. 

Читайте также

Илон Маск и его потемкинская хайтек-деревня

Фото: flickr.com

Звёздный прорыв или космос как бизнес

Много кому хочется посмотреть на матушку Землю из иллюминатора. В своё время появился даже такой термин - "космический туризм", который подразумевает, что на борту находится непрофессиональный участник космического полета. Международная космическая станция - единственная площадка для такого туризма. Первым билет на персональную космическую Одиссею приобрел бизнесмен итальянского происхождения Деннис Тито. Он стартовал на борту российского корабля "Союз" 28 апреля 2001 года. Вернулся на Землю 6 мая. 

Фото: tassphoto.com

Вслед за Деннисом по "путевке" в космос отправились бизнесмен из ЮАР Марк Шаттлворт, американский предприниматель Грегори Олсен. Билет для каждого из них стоил по 20 миллионов долларов. Затем в качестве космического туриста на МКС побывала женщина иранского происхождения Ануше Ансари. Полет состоялся в 2006 году. После на "Союзе" стартовали американский миллиардер венгерского происхождения Чарльз Симони, затем разработчик компьютерных игр Ричард Гэрриот. Последний заплатил за свою мечту 30 миллионов долларов, что по его признаниям, было большей частью его состояния. Тем не менее он слетал в космос дважды и был первым космическим туристом, выполнившим научные эксперименты по заказам коммерческих организаций. Среди них, например, выращивание белковых кристаллов. 

 

Фото: instagram/roscosmosofficial

Помимо солидной стоимости за полет кандидатам в космонавты необходимо пройти строгую медицинскую комиссию и мощнейшую полугодовую подготовку в Научно-исследовательском испытательном центре подготовки космонавтов имени Юрия Гагарина. В частности кандидаты должны изучить устройства корабля "Союз" и научиться выживать в лесу и в Черном море - на случай неудачного приземления. 

Фото: instagram/roscosmosofficial

Из неба в космос

Игроки частного сектора появились и в России. Совсем недавно. В 2016 году авиакомпания S7 Group подписала контракт с ГК Sea Launch на приобретение корабля и платформы Odyssey с установленным на них оборудованием ракетного сегмента. По сути это буксируемая морская платформа, установленная на экваторе в Тихом океане, рядом с островом Рождества. По последним данным плавучий космодром теперь припаркован в Лос-Анджелесе. Первый запуск с него планировалось совершить в конце 2017 года, однако, полет так, пока, и не состоялся. 

Фото: instagram

Космодром на заднем дворе

Ещё дальше пошел основатель Amazon.com Джефри Безос. В 2000 году он создал частную аэрокосмическую компанию Blue Origin. Космодром базируется в 40 километрах от города Ван-Хорн в штате Техас и находится на территории ранчо Безоса. 

Фото: tassphoto.com

Сейчас компания ведет активные испытания трехместного корабля New Shepard. 15-метровый космический аппарат конической формы должен подняться на высоту около ста километров, а после перейти на посадочную траекторию. Стоимость десятиминутного полета (из которого лишь четыре минуты пройдут в сопровождении состояния невесомости), по данным экспертов превысит сто тысяч долларов. Видео с испытаний компания активно публикует на просторах интернета. 

Видео: youtube

Вселенские планы

На 2018 у Джеффа Безоса большие планы. Его компания Blue Origin, как и компания Virgin Galactic Ричарда Бренсона уже заявила о грядущих полетах. Так первую капсулу с экипажем отправят на многоразовой суборбитальной системе New Shepard 4. А вторую планируют запустить на многоразовом суборбитальном корабле SpaceShipTwo.

Фото: novate.ru

Звездный путь знаменитого миллиардера Ричарда Бренсона, как и у Маска, был, мягко говоря, тернист. Во время испытаний космического корабля SpaceShipTwo 31 октября 2014 года произошла авария. Как позже выяснило Национальное управление США по безопасности на транспорте, произошла она из-за ошибки пилота, который слишком рано разблокировал систему торможения. В результате Майкл Олсбери, который и выпустил раньше времени стабилизировавшие корабль при снижении закрылки, разбился. Командиру экипажа Питеру Сиболду удалось катапультироваться.

Фото: AP Photo / Virgin Galactic, Mark Greenberg

Кроме того, ряд разработчиков продолжает тестировать системы запуска малых космических аппаратов, среди которых наземные ракеты легкого класса Electron американо-новозеландской компании Rocket Lab и Kuaizhou-1 китайской CASIC. Однако, доставлять в космос они будут не людей, а небольшие аппараты, такие как спутники мобильной связи. В России в частном секторе работают несколько компаний. Крупнейшие - "Спутникс", Dauria Aerospace, "Лин Индастриал" и "Каскол". По мнению Владимира Скороделова, замдиректора главного конструктора некоммерческого промышленного объединения "Молния", в России сейчас происходит то же самое, что в США - частные компании работают в основном по госзаказам. 

Фото: tassphoto.com

«У американцев сейчас успешно летает многоразовый крылатый корабль типа «Бурана» и «Шаттла», но меньше размерами. Создавала его частная компания Boeing - по государственному заказу от Министерства обороны США. Там все компании частные. Государственные лишь NASA и исследовательские центры. Разработку техники ведут частники. У нас частные компании лишь только развиваются. Практически все у нас акционерные общества, а это уже частная компания, не государственная. Другое дело, что в них большой пакет акций принадлежит государству», - рассказал в интервью Пятому каналу Владимир Скороделов. 

Счастливый билет

Фантастические путешествия на Марс, о которых грезили Рэй Бредберри и Станислав Лев, похоже, произойдут еще не скоро. Экс-генеральный директор частной космической компании "Спутникс" Андрей Потапов оценивает их реализацию минимум через 20 лет.

Видео: instagram/roscosmosofficial

«Вот сейчас ценник для космических туристов миллионов 15 долларов за экспедицию. Все работают над попытками капитально удешевить стоимость. А это десятки лет. Действующие же проекты сосредоточены вокруг суборбитальных полетов», - рассказал эксперт.

Фото: instagram/roscosmosofficial

Тем временем, на этот год "Роскосмос" запланировал провести пять экспедиций по доставке людей на МКС. Всего на станции побывают 18 человек. Семеро будут представлять "Роскосмос", восемь - NASA, по одному астронавту будет из Европейского и Канадского космических агентств, а также один  от Японского агентства аэрокосмических исследований. 

«Распродать» Луну по кусочкам

Ну, а те, кому здоровье и кошелек не позволяет вырваться с Земли, всегда могут приобрести кусочек на Луне или Марсе у "Лунного посольства". Так называемые "сертификаты о владении", конечно, не имеют никакой юридической силы, зато пользуются популярностью в качестве оригинальных сувениров. 

Фото: instagram/roscosmosofficial

Продавать Луну придумал в 1980 году американец Дэннис Хоуп. Он воспользовался лазейкой в законе, обратив внимание на то, что космические объекты официально не могут принадлежать государствам и корпорациям, однако, для частных лиц такого запрета нет. Используя трактовку законодательства, Хоуп объявил себя владельцем всех космических объектов, кроме Солнца и Земли и начал бойкую торговлю. Мол, кто тут в планетовладельцы первый?

«Понаехали!»

Видео: youtube

Нет, не эту фразу сказал первый советский космонавт Юрий Гагарин. Обновленная версия вполне уместна сейчас, спустя более полусотни лет, когда космические полеты стали хоть и не дешевым, но уже рядовым событием. 

Ания Батева



Последние новости

17:14
17:14
17:06
17:01
16:51
16:40

Сейчас читают


Новости СМИ2


Новости партнеров