Тайны Антарктиды! Метеориты, золотые жилы, затерянные оазисы, загадки Третьего рейха и многое другое

| Обновлено: 7 696 0

Антарктида — самый загадочный, таинственный и малоизученный континент. Льды, которые не таяли не одно тысячелетие, скрывают останки древних обитателей планеты, неизведанные формы жизни и, возможно, даже НЛО. Потепление климата и, как следствие, таянье льдов обнажает артефакты, которые могут изменить представления человечества о возникновении и развитии Земли. Одна из последних находок — более 250 метеоритов, обнаруженных на небольшом участке Южного полюса. Мы вспомнили, что еще «всплывало» из-под слоя снега, возрастом в несколько миллионов лет.

Фото: nasa.gov

NASA сообщило о ценной находке экспедиции ANSMET, которая была специально отправлена для сбора астероидов, приземлившихся в самой южной точке земного шара. Температура зимой здесь может достигать -90'C. Такой холод способствует сохранению небесных тел, упавших на поверхность Земли. Да и вообще, всего, что оказывается в вечной мерзлоте.

Фото: twitter.com

По словам участников экспедиции, на Южном полюсе метеориты приземляются гораздо чаще, чем в других местах. Исследователи утверждают, что за тысячи лет в Антарктиде приземлились и собрались в «созвездия» около 22 тысяч осколков с Луны, Марса и других объектов Солнечной системы. Откуда родом недавно обнаруженные небесные тела еще только предстоит узнать. Большую редкость представляют марсианские метеориты. Человечеству известно всего лишь о 34 «посланниках» Огненной планеты, упавших на Землю.

Фото: wikimedia.org

27 декабря 1984 года в горах Алан Хиллс (в Антарктиде) приземлился почти двухкилограммовый марсианский метеорит, который позже получил название Allan Hills 84001. «Камушек» оказался примечателен тем, что может поставить точку в извечном вопросе «Есть ли жизнь на Марсе?» Журнал Science 6 августа 1996 года опубликовал статью астробиолога Дэвида Маккея. В материале сообщалось, что сканирование метеорита выявило в его структуре окаменелости, схожие с теми, что оставляют магнитотактические бактерии на Земле. Это исследование говорило в пользу того, что такие же живые организмы существовали и на родной планете Allan Hills 84001 — Марсе. Но структуры окаменелостей, обнаруженных на нем, были в несколько раз меньше любой известной науке клеточной формы жизни.

Фото: wikimedia.org

Вопрос о том, могли ли живые организмы попасть на метеорит, когда он уже был на Земле, так и остался открытым. Зато ученым удалось выяснить историю «каменного пришельца». Около четырех миллиардов лет назад он откололся от Марса после столкновения планеты с крупным космическим телом, но оставался на поверхности. А 15 миллионов лет назад после нового неведомого потрясения все-таки преодолел гравитацию и оказался в открытом космосе. 13 тысяч лет назад попал в поле притяжения Земли и, в конечном итоге, рухнул на ее поверхность. Также была высказана гипотеза о том, что Allan Hills 84001 мог отколоться от Марса в то время, когда планета имела на своей поверхности жидкую воду. Другие же некогда упавшие на Землю марсианские метеориты датируются временем, наступившим уже после эпохи так называемого «мокрого» Марса. Исследование состава метеорита произвело настолько сильное впечатление на ученых и общество, что президент США Билл Клинтон выступил с заявлением по телевидению.

Видео: youtube

Что искал там Третий рейх?

Под толщами льда Антарктиды скрываются не только «подарки» с небес. Шестым континентом в 30-х годах очень интересовалась Германия. По одной из версий, Третий рейх направил экспедиции в Антарктиду, чтобы построить там базы для охраны своих китобойных флотилий. По другой, чтобы искать так называемые арктические оазисы — обширные и теплые территории. Кроме того высказывались версии, что один из таких оазисов и стал пристанищем Гитлера. Якобы фюрер спасся на одной из 54-х исчезнувших во время войны немецких субмарин, и немецкие подводные лодки нашли тайный проход во льдах. Достоверно известно, что более всего нацистов интересовала территория в районе Земли Королевы Мод. Здесь в 1939 году экспедиция Альфреда Ричера, капитана ВМС Третьего рейха, обнаружила свободный ото льда участок с мягким климатом и площадью около 40 квадратных километров. Это место получило название оазиса Ширмахера. Сейчас на этой территории располагается антарктическая станция Новолазаревская, а также вторая постоянная антарктическая станция Индии Майтри.

Фото: wikimedia.org

Славится Антарктида не только своими оазисами, но и «сухими долинами» Мак-Мердо, где более двух миллионов лет не выпадал дождь. Из-за слишком сухого воздуха многокилометровые долины лишены ледяного покрова. Они расположены на территории Земли Виктории. Долгое время после открытия долин Робертом Скоттом в 1903 году, считалось, что в них нет жизни. Но в 1978-м американские биологи обнаружили морские водоросли, грибы и бактерии даже внутри камней.

Фото: Global Look Press

Золотая рыбка. Буквально

«Сухие долины» и оазисы далеко не единственный ареал обитания живых организмов на Антарктиде. 6 февраля 2012 года российские полярники антарктической станции «Восток» закончили бурение скважины в четырехметровой толще льда и добрались до подледного озера, которое никогда не видело солнечного света. В пробах воды, взятой с глубины четырех тысяч метров, было обнаружено золото и следы неизвестной науке рыбки с золотой чешуей. Спектральный анализ воды показал она почти на 80% состоит из золота, но в виде ионов, которые не видны невооруженным глазом.

Фото: 1tv.ru

Возможная причина наполнения стерильной воды драгоценным металлом в том, что дно озера Восток является крупнейшей в мире золотоносной жилой. Тогда кажется логичным и появление той «сказочной» рыбки. Золото, растворенное в воде, покрыло ее чешую тончайшим слоем. Рыбка, кстати, довольно крупная — может вырасти, полагают учёные, до 90 сантиметров.

Фото: 1tv.ru

Антарктида — «пороховая бочка» мира

Но не только обогащение могут принести тайны вечной мерзлоты. Под снегами Антарктиды прошлым летом ученые обнаружили гряду из более чем 90 вулканов. По данным сотрудников Эдинбургского университета, это самая крупная гряда на Земле. Высота одного из вулканов — четыре тысячи метров. Сопки скрыты двухкилометровым слоем ледяного покрова. Пока что ученые выясняют степень их активности и каким образом извержение хотя бы одного из них повлияет на таяние ледников.

Видео: Пятый канал

Сгоревшие леса Антарктиды

О том, что на шестом континенте когда-то был влажный умеренный климат говорит находка итальянских ученых. Почти три года назад они обнаружили рядом с плато Восточной Антарктиды останки окаменелых лесов. Возраст стволов, найденных учеными из Университета Сиены, составляет более 250 миллионов лет. Обугленности на стволах свидетельствуют о падении астероидов или извержении вулканов в этой местности. Огонь полностью уничтожили лес на материке.

Фото: italia-ru.com

Самая бесполезная находка. Или…

Пять ящиков виски Mackinlayʼs и бренди The Hunter Vallet Distillery Limited были забыты экспедицией британского путешественника Эрнеста Шеклтона на станции, созданной им в 1909 году. Ящик с алкоголем был обнаружен под хижиной, которая была стоянкой во время экспедиции, более ста лет спустя. Достать его решились только спустя ещё один год после обнаружения. Шутка ли — настоящая реликвия.

Фото: newsinphoto.ru

11 бутылок, датируемых 1896-1887 годами были отправлены в Шотландию частным самолетом. Эксперты заявили, что условия хранения (-30'С) были идеальными для целостности купажа. Однако, попробовать столетний алкоголь так никто пока и не отважился.

Фото: newsinphoto.ru

После шести недель исследования в лаборатории, виски в январе 2011 года доставили обратно в хижину Шеклтона и поместили обратно под деревянный настил. Известно, что домик находится неподалеку от мыса Ройдс на острове Росс в проливе Мак-Мардо. Это, возможно, самая приятная (хоть и не самая полезная) находка, сделанная на Арктическом континенте. Но тысячелетние льды хранят еще не одну загадку, способную перевернуть наши представления о возникновении и развитии жизни на земле.

Ания Батаева