Полвека исполняется легендарному вертолёту МИ-8

Сегодня полвека исполняется легендарному "МИ-8". За свою долгую для вертолетов жизнь он спас тысячи людей, был там, куда не могут отправится другие - восьмерку не сломили ни суровые морозы ни катастрофическая жара.

Перейти в ДзенСледите за нашими новостями
в удобном формате

Они поднимались высоко в горы и летали на предельно малых высотах. Летчики назвали вертолет романтично - Василиса и хотя она явно уже не молода, замены советской вертушке еще не придумали. Наш корреспондент Дмитрий Пищухин о большой любви к железной леди.

Он помнит все её винтики и готов часами рассказывать о каждом свидании на небесах. В свою "великолепную восьмерку" пилот Вадим Базыкин влюблен еще с институтской скамьи, и с годами чувства стали только крепче.

Лирическое отношение Базыкина к технике вполне объяснимо. Вместе с МИ-8 он участвовал в спасении парома "Эстония", поднимал полярников с дрейфующих станций Северного полюса и рыбаков с оторванных льдин. Устанавливал ангела на шпиль Петропавловки и кораблик - на Адмиралтейство. Да и большинство открыточных планов Петербурга с высоты птичьего полета, сняты именно с его вертолета.

Вадим Базыкин летчик-испытатель, заслуженный пилот России: «Эта машина, она сродни автомату Калашникова, это классический вариант. Попали в классику, как Бетховен, Моцарт, Бах - это один примерно уровень».

Покоривший не одно сердце пилота, Ми-8, отмечает юбилей. Ровно 50 лет назад оторвался от земли первый опытный образец, который потом стал самым массовым и востребованным вертолетом в мире. На заводе имени создателя Михаила Миля, легендарную "восьмерку" без ложной скромности называют - "золотое сечение авиации".

Гурген Карапетян, лётчик-испытатель, Герой Советского Союза: «Немного найдется машин в мире, которые отмечали бы столь славный 50-летний юбилей. Это точно также как у супругов золотая свадьба».

Конструкция вертолета бала настолько удачной, что на ее основе сОздали более ста различных модификаций - от представительской и военной, до грузовой и водоплавающей. В жару и мороз, с максимальным грузом на борту и на самые дальние расстояния, Ми-8 был и остается единственным "небесным вездеходом".

Сергей Маслов, лётчик-испытатель, Герой России: «Нет такого вертолета, который бы активно летал и в песках, и в снегах, в любую погоду, на любых высотах, на любых широтах».

А ведь, судьба прославленной "восьмерки" могла сложиться иначе. Идею винтокрылой машины с газотурбинным двигателем, как у самолета, Конструктор Михаил Миль вынашивал давно. Но на службе у военной и гражданской авиации был проверенный годами Ми-4. Все решил случай. Во время визита Никиты Хрущева в Америку, его прокатили на правительственном вертолете. По возвращению на родину, генсек намеревался утереть американцам нос. Опытный образец был спроектирован и построен всего за восемь месяцев. А чтобы продемонстрировать комфорт и безопасность нового вертолета, конструктор Миль прилетел на нем, прямо на территорию Кремля.

Конструктивные особенности Ми-8 не шли ни в какое сравнение с Ми-4. Изменения, как говорится на лицо. Во-первых, вместо трех лопастей на вертолете закрутилось сразу пять. Это позволило равномерно распределить нагрузку. Во-вторых, кабина пилота сместилась к носу фюзеляжа. И, наконец, в третьих, самое главное - вместо поршневого двигателя появилось два газотурбинных. Пилоты нарекли Ми-8 ласковым именем "Василиса прекрасная", в то время как ее брата МИ-4 назвали "Иван Дурак".

Юбилей Ми-8 - это еще и веха в освоении Сибири, Дальнего Востока и всех отдаленных уголков страны, где отсутствуют дороги и аэродромы. "Василиса прекрасная" трудится и сегодня, а ее вертолетные потомки очень сильно напоминают бабушку российской авиации.

- С днем рождения, дорогая, ты лучшая!



Последние новости

14:44
14:43
14:36
14:20
13:57
13:47

Сейчас читают


Новости СМИ2


Новости партнеров