«Железные дороги»

11.01.2008, 14:45 Открытая студия

"Мы поедем, мы помчимся на оленях утром ранним!". Хотелось бы добираться до любого уголка в России всё-таки не на оленях, а на комфортных, чистых и быстрых поездах. Что происходит с железными дорогами в России сегодня, где их не хватает? Где пути проложат в ближайшее время?

В нашей программе принимают участие:
президент компании «Российские Железные Дороги» Владимир Иванович Якунин и председатель Комитета по транспортно-транзитной политике Санкт-Петербурга Николай Анатольевич Осаул.

Ника:
Скажите, правда ли, что наша дорога одна из крупнейших и одна из старейших в мире?

Якунин Владимир Иванович:
Да, это так.

Ника:
А почему вы не так давно поменяли свой логотип? Вы как-то демонстрировали начало новой жизни дороги?

Якунин Владимир Иванович:
Абсолютно правильно. Поменялась страна, меняется железная дорога этой страны, меняются люди, которые там работают, меняется стиль, в котором работают железные дороги, и мы считали, что необходимо провести реорганизацию, в том числе, и в имиджевом поле. Для нас это, действительно, был вопрос нового имиджа, который должен соответствовать новым железным дорогам.

Ника:
Я понимаю, что мы наблюдаем жизнь железной дороги из окна купе. Скажите, вы глава такой огромной кампании, в вашей империи что самое главное? Пассажирские перевозки, грузовые?

Якунин Владимир Иванович:
Знаете, мы, наверное, единственная железная дорога, в которой инфраструктура, так же как и перевозочный процесс, объединены в одной кампании. Это дает нам колоссальные преимущества, но и создает колоссальные сложности. Нас очень легко критиковать, и справедливо критиковать за то, что сегодня железнодорожный транспорт по комфорту не всегда соответствует потребностям, которые демонстрируют наши граждане. Но, с другой стороны, не будем забывать, что в последние 15 лет происходило на этапе ломки всей экономики страны, всей социальной сферы. Пожалуй, только РЖД в полной мере вынесли эти тяжкие времена на своих плечах. И когда мы говорим о том, что у нас устаревший подвижной состав, мы недостаточно покупаем локомотивов, мы также не должны забывать о том, что на протяжении этих 15 лет железная дорога в определенной степени финансировала развитие социальной сферы и экономики страны.

Ника:
В 2007 году нашей дороге исполнилось 170 лет. Мне очень интересно, а где-то в нашей большой стране остался хотя бы кусочек этой дороги вот той, старой, дореволюционной?

Якунин Владимир Иванович:
Знаете, не только кусочек дороги. Мы даже пытаемся сохранять некоторые объекты инфраструктуры той постройки. Мы сохраняем даже кирпичи, когда мы находим. Единственное, что мне не удалось сохранить – это старые бронепоезда. Их, к сожалению, видимо все разрезали и сдали в утиль до того, как мы этим вопросом занялись.

Ника:
На всякий случай, пусть их лучше не будет этих поездов…

Якунин Владимир Иванович:
Ну, в качестве музейного экспоната почему бы и нет. Мы же сохранили единственную в стране установку баллистической ракеты железнодорожного базирования. Она стоит у нас в музее в Санкт-Петербурге у Варшавского вокзала. Я приглашаю всех посмотреть, это очень интересное инженерное сооружение.

Ника:
Ну, у нас есть еще поезд, на котором Ленин из Финляндии приехал. Кстати, все к нему так привыкли, что будет странно, если его уберут когда-нибудь с Финляндского вокзала.

Вопрос телезрителя:
Вы монополисты, это все прекрасно и замечательно, но почему как раз в канун нового года, когда едет вся страна, вы взяли и подняли цены на билеты. Вообще, такое происходит постоянно. Особенно летом, зимой. Почему вечно происходит повышение цен в два раза?

Якунин Владимир Иванович:
Думаю, что вы не часто ездите поездами, потому что ваше утверждение о том, что в два раза повышается стоимость билетов несправедливое. Сожалею, что вынужден таким образом отвечать, но правда заключается в следующем: с сентября по 21 декабря коэффициент которым определяется стоимость билета относительно установленной государством составляет 0,95 и 0,87. То есть, это цена ниже установленной государством. Начиная с 21 числа, действительно, мы имеем право на гибкое регулирование тарифа, это установка, которая принята на государственном уровне. Делается это не для того, чтобы железные дороги обогатились, а для того, чтобы каким-то образом сманеврировать пассажиропотоком, потому что в противном случае, просто никаких поездов не хватит. Могу вам сказать, что непосредственно 29 и 30 декабря самый высокий рост тарифа, на 45%. Два дня до этого рост тарифа на 15%. Два дня до этого рост на 4%. Мы об этом информировали заранее, пассажиры это знают. Мы пытаемся рекомендовать, чтобы пассажир выбирал вовремя свою поездку, исходя из возможностей своего кошелька и возможностей по предоставлению нами соответствующей услуги.

Ника:
Владимир Иванович, если посмотреть на большую карту страны, при такой огромной протяженности наших дорог, о которой мы говорили, есть ли в нашей стране места, куда, к сожалению, пока сегодня дорога не идет и куда бы вы мечтали, чтобы она пошла?

Якунин Владимир Иванович:
В стратегической программе развития железнодорожного транспорта до 2030 года, которую мы представили правительству и которая получила в целом одобрение, как раз запланировано создание железнодорожной инфраструктуры, то есть железнодорожного сообщения еще плюс пяти субъектах федерации. На самом деле, сегодня это 79 субъектов федерации. У нас есть поселки, у нас есть небольшие городки, до которых вообще ничем добраться нельзя. Поэтому реализация нашей программы как раз направлена на улучшение коммуникационных возможностей для жителей нашего государства.

Ника:
Мы знаем из истории, как строили первую дорогу до Царского Села, как строили дорогу до Москвы, как сказал Михаил Веллер еще 20 лет назад: «Они, по-моему, делали все, чтобы только эту дорогу не построить». Сегодня такое высокотехнологичное время, мы можем гордиться тем, что, действительно, наука и техника развиваются. Может быть, сегодня дороги проще строить? Я не говорю дешевле, но проще?

Якунин Владимир Иванович:
Знаете, скорости другие, требования другие… По легенде, знаете, чем отличался первый класс поезда, который шел в Царское Село и третий класс? Я не смог найти подтверждение этой легенде, но говорят, что третий класс – это открытая платформа с деревянными скамьями. И пассажир на подъемах должен был выпрыгивать со своих скамеек и подталкивать поезд, чтобы преодолеть подъем. В каждой шутке, в каждой легенде есть доля шутки. Совершенно другие технологии, совершенно другие скорости. Одна минута ускорения на скоростном сообщении между Москвой и Санкт-Петербургом – 600 миллионов рублей. Представляете, что это такое?! И это правда. Поэтому, естественно, понятно, что это требует очень хорошей техники, серьезных затрат.

Ника:
Скажите, а мы можем построить это собственными силами или сегодня в мире есть какие-то кампании замечательные, европейские, не европейские, которые специализируются именно на строительстве?

Якунин Владимир Иванович:
Должен вам сказать, что я сам сторонник того, чтобы то, что мы можем делать сами, мы производили и делали сами. Кроме всего прочего, это ведь является серьезным толчком для развития промышленности. Но есть обстоятельства, при которых изобретать велосипед дороже себе и не выгодно для потребителя, поэтому там, где можно взять уже существующие технологии, перенести их на территорию Российской Федерации, наверное, нужно идти по этому пути, во всяком случае, мы так считали и в этом отношении правительство нас поддерживает.

Вопрос телезрителя:
Скажите, насколько конкурируют авиакомпании с железными дорогами. Внуки пользуются железной дорогой, я больше летаю, хочется узнать, кто в лучших условиях?

Якунин Владимир Иванович:
Я бы не хотел наводить тень, на авторитетность наших конкурентов – авиаперевозчиков, но все-таки человек рожден для того, чтобы ходить по земле, а не летать по воздуху, поэтому всякий раз, когда он поднимается на 10 километров в высоту, все-таки отрывается от своей привычной среды. Кроме всего прочего, железнодорожный транспорт является самым надежным видом транспорта. С точки зрения комфортности, мы сейчас создаем такие фирменные поезда, о которых мои зарубежные партнеры говорят с восхищением. Говорят о том, что таких поездов нет у них. Конечно, нам необходимо создавать еще новый подвижной состав, еще более эргономичный, более выгодный в эксплуатации, но, с точки зрения комфортности и удовольствия, наверное, внуки неспроста пересели на поезда.

Вопрос телезрителя:
Аэрофлот и РЖД начали сотрудничество и человек сегодня, пользуясь Интернетом, может каким-то образом сопоставить маршруты и выяснить, как ему удобнее путешествовать, на каком виде транспорта добираться.

Вопрос телезрителя:
За рубежом есть такая программа призовых полетов на авиакомпаниях. Когда человек очень часто летает на самолетах, он в итоге получает в качестве приза за обращение к услугам бесплатный полет в любую точку земного шара, почему бы не ввести эту практику на российской железной дороге?

Вопрос телезрителя:
Как быть? Мы ехали в поезде, в одном вагоне было 2 человека, прогулялись во второй, там был 1 человек. В чем выгода такой технологии продажи билетов?

Ника:
Давайте начнем с Интернета. Если я не ошибаюсь, то между Москвой и Петербургом уже можно билеты по Интернету заказать?

Якунин Владимир Иванович:
Можно, конечно. Мы эту услугу ввели, более того, мы, по-моему, 27 числа запускаем обновленный экспресс-34. Там уже у проводников будут специальные электронные устройства, которые позволяют пассажиру даже не приходить в кассу, чтобы получить билет установленного образца, а приходить прямо в поезд и уже прямо в поезде по бумажному носителю с отметкой о том, что оплачен билет, пассажир сможет получить этот билет уже установленного образца. Причем это образцы строгой отчетности и мы обязаны вручать пассажиру этот билет. Если бы у нас была технология, которая позволяла вести продажу с использованием электронной подписи, в масштабах РФ, наверное, пассажир был бы еще более комфортен с точки зрения приобретения этих билетов, это по первой части. В дополнение к этому могу сказать, что сегодня пассажир может по телефону навести справку и о наличии мест, и о маршрутах. Третий вопрос по пассажирам. Именно поэтому мы не стали вводить еще один поезд на Таллинн, потому что населенность была не достаточной и это не проблема продажи билетов, это проблема пассажиропотока. Иногда для того, чтобы сохраниться на линии перевозок, мы некоторое время держим такие вагоны или держим такие поезда с недостаточной населенностью, но, если нам не удается привлечь пассажиров, мы от таких маршрутов будем отказываться.

Ника:
В советское время была очень полезная организация – Госплан. Мы жили по строгому плану, здесь надо построить металлургический завод, сюда потянут железную дорогу, здесь образуются какие-то города… Насколько сегодня бизнес, открывая месторождение нефти или строя какие-то заводы, думает о том, что ему надо туда какие-то железнодорожные линии подводить. Насколько вам удается согласовывать такие вещи, которые важны не только для бизнеса, но и для людей, которые живут вокруг.

Якунин Владимир Иванович:
Вы очень профессионально ставите вопросы. Не более, чем 2 часа назад на нашей оперативной планерке я как раз ставил вопрос о необходимости возникновения каких-то нормативных документов, которые бы обязывали любого предпринимателя, любую компанию, которая собирается строить новое предприятие, в обязательном порядке согласовывать эти планы с РЖД. Не потому, что этого сегодня не происходит. Люди, которые серьезно занимаются бизнесом, тем более, строительством промышленных предприятий, конечно же, они приходят в РЖД для того, чтобы согласовать эти вопросы. Но, с другой стороны, у нас, например, существуют еще с советских времен указания о необходимости модернизации, так называемых, вагоноопрокидов, для перевозки углей, и они должны были быть модернизированы под новые вагоны. Это не сделано и, значит, будет вызывать проблемы. Так что мы за такое сотрудничество. Мы активно сотрудничаем с промышленностью, активно сотрудничаем с регионами и там, где это сотрудничество реализуется, все строится весьма эффективно.

Вопрос телезрителя:
Скоро в Сочи будет Олимпиада, там вдоль моря проходит железная дорога. Насколько я знаю, земля там довольно дорогая и возник вопрос, не будут ли убирать эту дорогу?

Якунин Владимир Иванович:
Рассуждения на тему, что земля там очень дорогая, они и справедливы и не совсем объективны. Конечно, если говорить о том, что Сочи будут столицей Олимпиады 2014, то любой клочок земли в Сочи очень дорогой. Но при этом, когда говорят, что можно перенести железную дорогу и мы получим шикарную земля, дорогую, для того, чтобы там возникли гостиницы, санатории, какие-то еще объекты, мы не должны забывать, что для того, чтобы эта земля существовала, мы ежегодно вынуждены проводить берегозащитные укрепляющие работы. Это 800 тысяч тонн щебня только сыплется для того, чтобы море не съело эту землю. Поэтому вопрос о возможном переносе железной дороги мы с повестки дня не снимаем, но мы считаем, что этот вопрос должен быть проработан профессионально, специально созданной организацией, которая бы выяснила все за и против и только после того, как мы получим конкретные предложения по инвестированию переноса железной дороги, к этому можно приступать.

Ника:
Тем более, там не везде можно перенести, там же горы, по-моему.

Якунин Владимир Иванович:
Перенести все можно, были бы деньги, только во что это выльется.

Вопрос телезрителя:
Скажите, будет ли в поездах дальнего следования в ближайшее время душ?

Якунин Владимир Иванович:
Конечно, это актуально. Могу сказать, что в поезде №1 Москва – Владивосток душ в вагонах существует уже сегодня. Он, правда, один на вагон и, думаю, там не всегда может хватить воды для того, чтобы все пассажиры пользовались душем как у себя дома, но иностранцы в этом отношении отличаются обязательностью, в том плане, что, когда их предупреждает проводник о том, что ограниченный объем есть, то они очень аккуратно водой пользуются. Хотелось бы, чтобы и наши пассажиры пользовались таким же образом. Мы, безусловно, будем развивать строительство новых вагонов, правда это будут вагоны повышенной комфортности и, наверное, более дорогие, чем существующие сегодня, где в каждом купе есть душ. Приглашаем на экспресс 34, вы сможете в этом убедиться.

Вопрос телезрителя:
Не секрет, что ваша компания владеет клубом Локомотив. Вы вообще заядлый футболист? Вы рады, как играет ваша футбольная команда? Это окупается как-то? Это же огромные деньги, содержать футбольный клуб.

Якунин Владимир Иванович:
Я считаю, что в этом вопросе есть важный элемент. Я, действительно, люблю футбол, я люблю спорт, но последний раз в футбол играл, когда был молодым выпускником ленинградского механического института. С тех пор, к сожалению, не играл ф футбол, но хочу сказать, что профессиональный футбол, в том виде, в котором он сегодня развивается у нас в стране, не вызывает у меня большого умиления, мягко сказать. Потому что те средства, которые мы тратим на приобретение зарубежных игроков, на содержание этих профессиональных клубов, знаете, если бы мы сложили эти деньги, мы возможно могли бы решить проблему детского спорта по всей стране. Именно по этому мы стараемся развивать детский футбол, у Локомотива есть детская школа, у хоккейного Локомотива прекрасная школа есть в Ярославле, поддерживаем мы и детскую спортивную школу Локомотив в Санкт-Петербурге, кстати. А что касается игры футбольного клуба Локомотив в прошлом сезоне, я считаю, что речь идет даже не о неудовлетворенности, а о чем-то более серьезном. Поэтому мы расстались и с президентом клуба и с тренером.

Ника:
Насколько ваше личное мнение играет роль в вопросах решения футбольной судьбы?

Якунин Владимир Иванович:
Как президент компании ОАО РЖД, который несет основную долю расходов по содержанию клуба, конечно, мое мнение учитывается, принимается во внимание, является весомым, но я считаю, что каждый должен отвечать за порученное ему дело, а мо задача спросить, как он это порученное дело выполнил.

Вопрос телезрителя:
О скоростной магистрали сейчас очень много говорят в нашем городе, сроком называют 2014 год, это реальная дата или нет?

Якунин Владимир Иванович:
Реальна и дата и возникновение скоростного пассажирского сообщения в России. Более того, если мы себя называем железнодорожной державой, то такие технологии у нас должны быть. Если они будут реализованы в России, то они будут реализовываться по принципу государственно-частного партнерства и только это сможет обеспечить доступность этого вида транспорта для российских граждан. Я уверен, что эти поезда будут востребованы. Кстати, мы планируем, что по Нижнему Новгороду уже в следующем году поезда пойдут со скоростью, которая позволит совершать путешествие за 3,5 часа, сегодня это 4,5 часа до Москвы, ну, а когда это будет за 1,5 часа, я думаю, вы точно сможете еще на этом поезде проехать.

Вопрос телезрителя:
Уже сейчас в кассах большие очереди, я думаю, если появится этот поезд, то очереди возрастут еще больше. Очень удобно покупать билеты через Интернет, но почему-то за них взимается комиссия, хотя я экономлю время железной дороги, оформляя билет самостоятельно. Почему берется эта комиссия и возможно ли как-то избавиться от нее в будущем?

Якунин Владимир Иванович:
Вы несколько отстали от жизни. Уже соответствующие обращения к нам поступили, недели полторы назад мною дано было указание никаких комиссий за эту услугу не взимать.

Вопрос телезрителя:
Почему летом в горячий сезон обычно не возьмешь билеты к морю? Планируют ли РЖД увеличивать количество вагонов, составов в том направлении?

Вопрос телезрителя:
Почему летом подскакивают цены на проезд железнодорожный?

Якунин Владимир Иванович:
По первому вопросу, возьмите бутылку наполненную водой, переверните ее и попытайтесь заставить воду вылиться быстрее, чем может пропустить горлышко. У вас ничего из этого не получится. Именно потому, что спрос становится ажиотажным, возникают проблемы с возможностью перевести всех пассажиров. Мы сейчас не располагаем в достаточном количестве высоко комфортными вагонами и, когда у нас возникает такая ситуация, мы людям честно говорим, что у нас есть надежные, совершенно пригодные для перевозки вагоны, но мы сами считаем, что уровень комфортности в них ниже, чем то, что мы могли бы вам предоставить. Это пассажирские поезда с нумерацией свыше пятисот. В этих поездах мы снижаем стоимость билета относительно той стоимости, которая является нормальной. Что касается повышения цен в пиковый сезон на пассажирские перевозки, то мы действуем в рамках полученного решения правительства РФ о гибком тарифном регулировании. Опять таки, делаем это для того, чтобы немного отрегулировать пассажиропотоки и слегка компенсировать убыточность пассажирских перевозок, поскольку они по прежнему являются убыточными. Не забывайте об этом. И только в этом году правительство РФ приняло решение о компенсации трети этих убытков, в следующем году будет 2/3, и только через 2 года это будет полная компенсация убыточности пассажирских перевозок. В этом отношении нам, безусловно, нужна поддержка наших пассажиров в той последовательной деятельности, которую мы осуществляем в надежде, что будет принято не просто решение на трехлетку, о компенсации убыточности пассажирских перевозок, а это должно быть записано в законе. Тогда и сервис будет получше, и с точки зрения стоимости билетов будет все значительно прозрачнее.

Ника:
А убыточные пассажирские перевозки – это свойственно вообще всем железным дорогам в мире или можно задрать цены безумные и тогда это будет приносить прибыль, я, действительно, знаю, что вы зарабатываете за счет грузовых перевозок. Мне интересно, как дело обстоит в Европе?

Якунин Владимир Иванович:
Приблизительно точно так же, просто там это называется иначе. Нет ни одной страны в мире, где бы тариф полностью покрывал содержание инфраструктуры.

Вопрос телезрителя:
Говорили о БАМе, что теперь с этой дорогой?

Якунин Владимир Иванович:
БАМ не зря строили. Сегодня БАМ уже подступает к 85% загрузки. Мы ожидаем, что эта загрузка будет выше. Без БАМа мы не сможем обеспечить провозку всех грузов с Дальнего Востока на Запад и наоборот. Так что это не просто стратегическая дорога, как мы говорили, это очень необходимая артерия, она будет грузовой артерией.

Ника:
С самолетам, наверное попроще, самолет построили и он полетел, а дорога пользуется достижениями того, что сделали в предыдущие десятилетия те, кто до нее ее строил. Когда мы говорим о новых поездах, о скоростных поездах, вы строите ветку между Петербургом и Москвой, чтобы пустить этот скоростной поезд, но теоретически лет через 50 – 100, реально ли поменять во всей стране дороги, чтобы пустить скоростные поезда?

Якунин Владимир Иванович:
Очень непростой вопрос. Я думаю, что сегодня загадывать даже на 10 лет вперед, дл того, чтобы определить, какой будет подвижной состав будет ходить по российским железным дорогам и по мировым железным дорогам, не возьмется ни один фантаст, ни один футурист. Техника развивается столь бурно и столь бурными темпами, что я думаю, что через 10 лет железные дороги полностью поменяют свой облик. Мы планируем до 2030 года, исходя из лучших представлений о том, каким будет этот 2030й год, чтобы успеть в развитии не отстать от развития нашей экономики социальной сферы. Но это же не что-то железобетонное, что поставили и будем наблюдать, эти планы будут регулярно координироваться с промышленностью, эти планы будут регулярно реагировать на потребности наших пассажиров, наших клиентов, это все будет живым организмом, который будет дышать и развиваться и, скорее всего, я так думаю, что в 2030 году мировые железные дороги будут выглядеть совершенно иначе.

Ника:
У вас работает более миллиона человек…

Якунин Владимир Иванович:
Миллион двести пятьдесят восемь тысяч человек.

Ника:
Будущее дорог, вам будет нужно больше людей? Или это будет высокотехнологичное производство и, Бог его знает, может, поезда начнут сами ездить лет через двадцать.

Якунин Владимир Иванович:
Все может быть. Уже сегодня на Американских железных дорогах, например, есть полностью автоматизированные горки, на которых локомотивы управляются по радиоканалу. Думаю, что и у нас такая технология появится. И, с учетом колоссальной потребности в трудовых ресурсах в стране, наверное, количество работающих будет постепенно сокращаться за счет повышения уровня и технологичности нашей деятельности.

Ника:
Я хочу вам представить еще одного собеседника, который подключается к нашей беседе из 3й студии Петербургского телевидения, это председатель комитета по транспортно-транзитной политике Санкт-Петербурга Николай Анатольевич Осаул.

Ника:
Как вам кажется, какие перспективы развития больших дорог с точки зрения больших и средних городов. Нас что должно волновать в первую очередь?

Осаул Николай Анатольевич:
В первую очередь, нас волнует, конечно, увеличение грузопотоков, которое происходит на территории нашего города и мы расцениваем железные дороги, как наиболее экологический вид транспорта по сравнению с грузовыми перевозками, с перевозками на крупных фурах, поскольку у нас сейчас происходит рост контейнерных перевозок в большом порту Санкт-Петербург и мы, конечно, рассчитывали бы, что увеличение доли железнодорожных перевозок могло бы улучшить дорожную ситуацию в нашем городе.

Вопрос телезрителя:
Скажите, как администрация городов сочетает железный и автомобильный транспорт, в последнее время много пробок.

Осаул Николай Анатольевич:
Это крайне актуальный вопрос сейчас для РЖД, для руководства города. Мы разрабатываем совместно с компанией генеральную схему развития железнодорожного сообщения в Санкт-Петербурге, в рамках этой работы уже проведена инвентаризация всех железнодорожных переездов, которые находятся в нашем городе, подъездных путей к промышленным предприятиям, потому что зачастую они находятся в неудовлетворительном состоянии, они просто разбиты, у нас в городе около трехсот железнодорожных переездов и мы уже подготовили предложение о закрытии, как минимум 30 переездов, которые не достаточно интенсивно эксплуатируются, кроме того, сейчас мы разрабатываем программу совершенствования улично-дорожной сети города, в которую включаем перечень, так называемых, двухуровневых пересечений улично-дорожной сети, с железнодорожной сетью, для того, чтобы эти переезды не накладывали свой отпечаток на движение транспорта в городе.

Ника:
А если речь идет о каких-то дорогах, которые сейчас строятся, эти двухуровневые развязки, они закладываются сразу? Я думаю, во многих городах сталкиваются с этим, пока ждешь, когда электричка проедет, опоздаешь везде. Вот сегодня это закладывается при строительстве новых веток?

Осаул Николай Анатольевич:
Да, конечно, мы стараемся, там где это возможно, где позволяет ситуация с территорией, где есть место, потому что развязки требуют дополнительной территории для подходов, для съездов с этих развязок. Где есть место, мы, конечно, сразу стараемся заложить двухуровневое пересечение, кроме того, мы сейчас ведем работу над созданием северо-восточного обхода Санкт-Петербурга с тем, чтобы вывести транзитные грузопотоки за черты Санкт-Петербурга, чтобы разгрузить наш город от тех потоков, которые не обслуживают городские нужды.

Ника:
Я думаю, что многие города сталкиваются с исторической проблемой строительства железных дорог, когда вокзал был центром жизни, связи и т.д. В результате, сегодня есть проблема:

Вопрос телезрителя:
Во многих городах России вокзалы находятся в центре города, в том числе, в Москве и в Петербурге. Как вы относитесь к тому, чтобы вынести их наравне с грузовыми потоками за черту города. В центре и земля дорогая и подъезд к вокзалам занимает огромную территорию.

Осаул Николай Анатольевич:
Справедливое замечание, мы активно занимаемся этой работой. Совместно с РЖД у нас принята стратегия развития транспортного комплекса, где предусмотрен вывод грузового двора со станции Московская и значительная часть грузовой работы уже переведена на станцию Шушары, поближе к кольцевой автодороге.

Вопрос телезрителя:
Скажите, пожалуйста, а возможно ли сделать так, чтобы все транспортное управление было связано, и аэропорт, и железная дорога, потому что возникают иногда огромные проблемы с грузоперевозками?

Осаул Николай Анатольевич:
Это правильный подход, увязать виды транспорта в единый комплекс. Вы знаете, что мы сейчас активно занимаемся развитием аэропорта, планируем создать грузовую зону, увеличить количество авиаперевозок, связанных с обработкой грузов и эти грузовые мощности будут связаны с большим портом Санкт-Петербурга, с таможенной инфраструктурой. Очень важно развивать именно комплексную переработку грузов для того, чтобы обеспечить быструю перевалку с одного вида транспорта на другой.

Вопрос телезрителя:
Многие вокзалы и станции не имеют того перечня услуг, который нужен людям. Может быть, есть нужда в реконструкции. А какие планы по реконструкции в Петербурге? Может быть, есть возможность станции, вокзалы отдавать в частные руки, чтобы они соответствующе выглядели и могли обслуживать людей?

Ника:
А кто собственник вокзалов, станций? Регионы владеют чем-нибудь в дороге?

Осаул Николай Анатольевич:
Нет. Регионы не владеют. Железнодорожная инфраструктура находится в собственности акционерного общества, в том числе и вокзалы. Вокзалы являются важной точкой привлечения интереса коммерческой инфраструктуры, в основном, это торговля, конечно. Гостиничные операторы стремятся разместить свои объекты рядом с вокзалами, всевозможные паркинги. И здесь, конечно, находится точка соприкосновения властей города и железной дороги. В частности, мы затронули тему перебазирования грузовых дворов. Все эти высвобождаемые территории как раз будут вовлечены в коммерческий оборот, там будет появляться многофункциональная застройка.

Ника:
Если говорить о российской железной дороге, я понимаю, что РЖД – это такой очень серьезный монополист. Один из самых серьезных в стране. Но, тем не менее, я думаю, что тот сегмент, который волнует огромное количество людей по всей стране – это даже не дальние перевозки, а пригородные поезда. Как удается с таким большим монополистом решать насущные и даже мелкие региональные проблемы, когда дело касается даже таких вещей, как пригородный поезд, летнее расписание, тарифы, льготы и т.д.

Осаул Николай Анатольевич:
Знаете, у нас с российскими железными дорогами самый незначительный объем бумажной переписки по сравнению с другими федеральными министерствами. Во-первых, у нас налажено прямое общение с руководством Октябрьской железной дороги, с членами правления. Мы постоянно взаимодействуем. Хотел бы поблагодарить товарища Якунина за то, что он лично уделяет внимание развитию ситуации в регионах и, как минимум, два раза в год проходят совещания с участием губернатора, правительства Санкт-Петербурга, президента РЖД и членов его правления, где принимаются решения по самым принципиальным вопросам, которые в довольно короткий срок выполняются, и отсутствует необходимость в этой бумажной волоките. Мы общаемся за одним столом.

Ника:
Если мы будем строить высокоскоростную дорогу между Петербургом и Москвой, то можно будет доехать за 2 часа. Получается четыре региона Петербург, Ленинградская область, Москва и Московская область готовы выделить землю?

Осаул Николай Анатольевич:
Конечно, будут выделены территории. Более того, эта дорога станет своеобразным стимулом для развития этих территорий и, конечно, все эти регионы станут ближе друг к другу, поскольку это будет очень действенный стимул для сближения деловой активности в этих регионах.

О программе

«Открытая студия» — актуальное общественно-политическое ток-шоу Пятого канала, выходящее в прямом эфире. Известная телеведущая Инна Карпушина — не просто компетентный собеседник и опытный интервьюер, она чувствует, пропускает через душу, сопереживает и вместе с вами ищет выход.


Комментарии

Комментирование закрыто

Мы в твиттеревконтактефейсбуке