1. Пятый канал
  2. «Служебный роман»

«Служебный роман»

24.06.2008, 14:45 Открытая студия

Интрижка – в трудовую книжку! Во вторник обсуждаем служебные романы! Запрещать или расслабиться и получать удовольствие? Зачем заводить романы на работе? К чему это приводит? Любовь или выгода?

В нашей программе принимают участие:
- доцент Института специальной педагогики и психологии им. Рауля Валенберга, психолог Алексей Юрьевич Петюков;
- музыкант, композитор, звукорежиссёр и продюсер Евгений Борисович Кобылянский .

Статистика:
По статистике каждый 3-й человек хотя бы раз в жизни имел служебный роман. Статистика отношений персонала в офисе такова: 19% строго соблюдают субординацию, 19% флиртуют с шефом во имя карьеры, 22% предпочитают серьёзные отношения, 23% сотрудников шалят прямо на рабочем месте, 17% скрывают свои служебные романы. И ещё более интересные цифры: 28% работающих женщин занимаются сексом в офисе, 65% из них не испытывают никаких угрызений совести по этому поводу; 82% флиртуют с коллегами мужчинами, 89% женщин считают, что небольшой флирт на работе отлично сказывается на здоровье, придаёт уверенности. Социологи подсчитали, что лучше всего романы складываются среди съёмочной киногруппы, телевидения, редакции газет и журналов, а на последнем месте стоят полицейские управления и библиотеки.

Ника:
Что мы называем «служебным романом»?

Петюков Алексей Юрьевич:
Это длительные отношения, которые существуют между сотрудниками на работе. Длительные – это когда больше, чем одна ночь, когда начинаются всякие неприятности, когда не ту бумажку принесли, не туда факс послали и т.д. И не важно, свободные это люди или нет.

Ника:
Я что-то сомневаюсь, что это служебные романы. А куда мы тогда флирт отнесём?

Кобылянский Евгений Борисович:
Я думаю, что флирт может длиться несколько часов, что же касается служебного романа, то часто из этих искорок возгорается пламя. Поэтому я согласен: всё, что длится долее одной ночи – это можно считать служебным романом, и это не зависит от того, женат ли, замужем. Люди находятся долгое время в единой среде, бывает, впрочем, что и недолгое время. Сотрудник приходит на работу, поработал 5 дней и положил глаз на девушку из соседнего кабинета. Дальше начинается непоправимое. Это связано с тем, что так или иначе у человека в голове присутствует некое ощущение обречённости: вот я здесь всё время работу буду работать и т.д. Некий, пусть маленький, но всё же возбудитель, он толкает на подвиги сразу. Он знакомится с одной, со второй девушкой, с третьей, в конце концов 4-я говорит, судя по вашей статистике, 82% не против секса в офисе, да, мне тоже здесь скучновато. А затем печальная развязка – секс без причины приводит к головной боли для всех.

Вопрос телезрителя:
Я считаю, что служебные романы не затягиваются надолго. По себе знаю: я работал, потом пошёл карьерный рост, и с каждой ступенью – спасибо большое девушкам, помогали. Приходят новые девушки, с ними интереснее, начинаешь стараться, и растёшь, и растёшь. Я в принципе, служебные романы одобряю.

Вопрос телезрителя:
Уже есть такая закономерность: на работе и дома нельзя заводить служебные романы, потому что в любом случае первое увлечение проходит, а после того, как роман уже прошёл, наступает критическая ситуация. Если это на работе, то тот или другой человек увольняется в любом случае, а если дома – это уже серьёзнее, здесь никуда не денешься, соседи, и дело может дойти до развода.

Вопрос телезрителя:
Я замужем 40 лет, у меня 3-е детей, 5 внуков, счастливый брак. Но мой муж- «близнец», Ия знаю про служебный роман больше других, потому что где бы мой муж не работал, у него всегда служебный роман. И всю жизнь так. Вы не поверите – месяц назад я у него в сотовом телефоне опять вижу звонки, опять новый служебный роман. Я этих женщин знаю, я работаю вместе с мужем. При этом он хороший человек, он меня любит. Я считаю, он такой расположенный ко всем, может ухаживать. С годами всё важнее становится то, что он всё равно всегда возвращается ко мне, и это неизменно, я знаю.

Ника:
Вот мы посмотрели на служебный роман со стороны «обиженной стороны».

Петюков Алексей Юрьевич:
В данном случае эта сторона не выглядит ни обиженной, ни потерпевшей.В моей психологической практике до этого был только случай, когда 22 года женщина замужем – и первый служебный роман муж закрутил в её медовый месяц. После свадьбы у него заболела спина, и он с сотрудницей уехал в санаторий, кстати, на деньги жены. И так длится 22 года.

Ника:
А что Вы посоветуете этой женщине? Она правильно себя ведёт?

Петюков Алексей Юрьевич:
Она ведёт себя абсолютно правильно, потому что не может вести себя по-другому. Это уже составляет определённый смысл и стиль жизни, даёт определённую жизненную энергию. Это постоянный детективный роман: есть смс-ка, нет смс-ки. Это же говорит о том, что мужчина, который рядом с ней, вызывает интерес других женщин.

Кобылянский Евгений Борисович:
Хочется ответить на это анекдотом. Мужчина остаётся один на хозяйстве, жена уезжает в командировку, он встречает молодую соседку. Он живёт на первом этаже, она на 5-том. И он думает, как же реализовать такой грандиозный шанс. Она стрельнула в него глазами, он всё понял. Решил: приду к ней, попрошу утюг, погладить рубашку. Проходит первый этаж и думает: попрошу утюг, она скажет, я сама Вам поглажу, и тут всё произойдёт.2-й этаж. Он думает: иду по собственному подъезду, соседи, а вдруг кто-то увидит и капнет жене.3-й этаж. Ох, зачем я в это всё ввязался, сейчас ей понравится, я тоже буду не против. А потом что делать? 4-й этаж. Чёрт, я прошёл уже почти весь подъезд, наверняка меня уже кто-то видел, да что ж делать-то, и жена узнает, и соседи сболтнут, и эта ещё захочет от меня ребёнка, скажет, разведись, женись и т.д. И что же это я в одном подъезде буду разводиться и жениться! 5-й этаж. Он совсем уже загруженный подходит к её двери, уже протягивает руку к её звонку, говорит: господи, зачем я во всё это ввязался! Звонит. Открывает дверь очаровательная девушка, говорит: Здравствуйте. Он говорит: Да иди ты куда подальше со своим утюгом!

Ника:
Вот вопрос огласки – очень серьёзная вещь, которая может остановить, как Вам кажется?

Кобылянский Евгений Борисович:
Конечно. Первый вопрос – огласка. Это может привести к тому, что люди могут дать задний ход. С другой стороны, понимая мужскую природу, – это страшное количество адреналина. Я очень понимаю звонок гостя из Казахстана, который сказал, что у него каждый следующий служебный роман – это карьерный рост, потому что этот приток адреналина толкает его на какие-то созидательные моменты в работе. Хотя это редко бывает, обычно это толкает на секс в офисе.

Ника:
Вот это интересно. Хочется быть лучше?

Петюков Алексей Юрьевич:
Да. Но я бы сначала остановился на вопросах огласки, чтобы мы не перескакивали с одной темы на другую. Самое страшное – жить в условиях неопределённости. Женщины, вы точно можете узнать, есть ли у вашего мужа любовница или нет. Любовница сделает всё, чтобы до вас дошла информация. Тогда жене надо будет принимать решение: либо собирай чемоданчик, дорогой, и вон, либо она закрывает глаза. А любовнице очень важно знать, женится он на ней или нет. Это вполне логичный ход со стороны любовницы, со стороны участницы служебного романа, сделать так, чтобы этот роман был широко известен, дошёл до жены в первую очередь. И, конечно, у нас есть инстинктивно желание нравиться. И с годами у мужчин оно становится всё сильнее.

Вопрос телезрителя:
Я знаю, что в некоторых организациях запрещают работать одновременно супругам или просто близким людям. Законно ли это и правильно ли?

Ника:
Может, когда рядом муж- так лучше: все-таки под присмотром.

Петюков Алексей Юрьевич:
О какой вопрос неоднозначный. Вопрос законности – это вопрос не к психологу, а к юристам, думаю, что это незаконно. Как известно, романы длятся значительно дольше, когда есть трудности для встреч, когда влюблённым надо что-то преодолевать.

Кобылянский Евгений Борисович:
Я не думаю, что если люди вместе работают, то брак крепче. Хотя мои родители в своё время работали вместе, но это было другое время. На сегодняшний день при обилии частного предпринимательства, в европейских странах, в Америке, в России тоже практикуется – супругам запрещают работать в пределах одной кампании. Это абсолютно правильно, потому что самые лучшие отношения выстраиваются тогда, когда люди имеют возможность друг от друга даже при большой любви всё-таки отдыхать.

Ника:
По статистике одним из плюсов начала служебного романа является то, что ты видишь её при полном параде не только в гостях.

Петюков Алексей Юрьевич:
Мне кажется, глупость, когда запрещают семейным парам работать вместе. О семейном бизнесе: здесь, в Открытой студии мы однажды уже обсуждали, что семейный бизнес – это очень устойчивая система и для брака, и для бизнеса.

Вопрос телезрителя:
Бывает, что заложниками служебного романа становится весь коллектив. Сотрудники вынуждены врать, изворачиваться. Можно ли этого как-то избежать? И кто должен повлиять на ситуацию?

Вопрос телезрителя:
Во многих фирмах есть такая игра- соблазни новенького или новенькую сотрудницу, делают ставки и пр. Как вы думаете, руководитель должен в это вмешиваться?

Вопрос телезрителя:
Верите ли вы, что можно каким-то образом запретить служебный роман? И нужно ли это для кого-нибудь?

Петюков Алексей Юрьевич:
Если есть служебные романы, значит, это кому-нибудь нужно. Меры – запрещать и не пущать – вряд ли что дадут. Разумеется, когда речь идёт о играх «соблазни новенького», здесь встаёт вопрос к руководителю: существует ли в данном коллективе такое понятие как корпоративная культура, и чем вообще на работе занимаются. Это важный момент. Запретить бесполезно, но выяснить ценности сотрудников, предать огласке, иначе будет не до работы: весь коллектив погрязнет в сплетне, рассказах друг о друге.

Кобылянский Евгений Борисович:
По поводу коллектива. Запретить – это не метод работы с людьми, это ни к чему не приведёт. Вопрос в другом: насколько руководитель отслеживает, чем занимаются его работники. Супруги на работе редко бывают в равноправном положении. Кроме того, вот у меня работают, скажем, муж и жена. Они занимают равнозначное положение, у них в семье что-то произошло, и в результате они оба на работе не в состоянии ничего делать, они не хотят друг с другом разговаривать, не могут смотреть друг на друга. Это напрягает весь коллектив.

Ника:
Так же выглядят служебные романы, когда они заканчиваются плохо. Начинается раздрай в коллективе. Вы сказали, что роман может быть многолетним. Есть такое понятие как «фронтовая жена». Так, работает человек начальником, при нём секретарша, и у них лет 20 роман. Весь коллектив знает, и коллектив становится заложником ситуации, потому что весь коллектив жене врёт 20 лет.

Петюков Алексей Юрьевич:
Ну что она такая наивная, ни о чём не догадывается. Вопросы нравственности очень сложные. Мне рассказывали про преподавателя философского факультета, который читал нравственность, как оно должно быть. При этом сам вёл себя в абсолютной противоположности тому, что проповедовал. А когда его спросили, как же так. Он ответил: а вы видели где-нибудь дорожный знак, который бы двигался в том направлении, куда он показывает. Либо мы говорим о нравственности, либо о некоей реалии – служебный роман.

Вопрос телезрителя:
У меня была ситуация – я встречалась с молодым человеком около 2-х лет и работала, на работе познакомилась с Колей. Закрутился служебный роман, причём с работы я у него была уже 3-ей. Когда мы начали встречаться, начался полный кошмар со стороны этих бывших. Коллектив почти весь женский, и все дружно начали нас травить, хотя мы вначале пытались прятаться. Это закончилось тем, что через полгода уволился Коля, ещё через месяц уволилась я, через полгода мы расписались, у нас сейчас сыну 1,4 года. Мы счастливы тем, что служебный роман у нас всё-таки был.

Интернет - вопросы:
:Константин пишет: лучше грешным быть, чем грешным слыть;
Сергей считает, что любой служебный роман – это всё равно чья-то выгода, просто не все это осознают.
Алина интересуется: служебный роман случился с человеком, который занимает более высокое положение, чем она. Нужно ли доказывать свою бескорыстность, если да, то как это сделать?

Ника:
Начнём по порядку. Вот как противостоять травле? Одно дело сплетни, они иногда бодрят. А вот травля – вещь серьёзная.

Петюков Алексей Юрьевич:
Знаете, когда травля приобретает организованный характер, то бессмысленно менять коллектив, менять систему. Против системы невозможно двигаться, здесь дешевле уволиться и создавать счастливую семью.

Ника:
А как вести себя той, которая была второй, за которой последовала третья?

Кобылянский Евгений Борисович:
Наверное, одна из главных проблем – это цивилизованное расставание. Часто люди расходятся так, что они не могут видеть друг друга. А есть другая сторона: можно прекратить отношения, при этом оставаясь, ну не друзьями, но в добрых отношениях, благодаря которым можно относиться к случившемуся толерантно, не обрушивая на окружающих свои проблемы. К этому надо стремиться.

Ника:
По статистике 22% романов заканчивается браком. А как Вы думаете, сколько людей идёт на служебный роман, имея в виду в перспективе брак?

Петюков Алексей Юрьевич:
Практически все. Просто, если он начальник, она подчинённая – выгоду легко посчитать материально. А если люди находятся на одной ступени, то огромной выгодой является и психологический комфорт, и возможность контролировать друг друга.

Ника:
Почему служебные романы так популярны, скажем? Потому что, когда ты знакомишься с кем-то в трамвае или в баре, Бог его знает, кто он. А здесь не надо проверять, всё известно. Может, в этом выгода?

Кобылянский Евгений Борисович:
Да нет, выгода скорее в том, а что может получиться из этих отношений в перспективе. Люди могут находиться на одной ступени, женщина может надеяться, что он шагнёт вверх с её помощью и потянет её за собой, и так они доберутся до самого верха. А дальше кому-то из них надо будет уволиться непременно.

Ника:
Он может шагнуть выше, а там есть своя помощница. Опасное это дело.

Петюков Алексей Юрьевич:
Никогда нельзя просчитать, что там будет на следующей ступеньке. Каждый новый уровень соответственно рождает иногда не совсем адекватные желания, скорее иллюзии у мужчин, особенно в организациях, не связанных с творческой работой.

Вопрос телезрителя:
Я работала в фирменном колбасном магазине. У нас в 93-ем году директор привёл свою пассию. Она стала властвовать, организовалось товарищество с ограниченной ответственностью, она сама выбирала туда людей. Она отработала 9 месяцев к этому времени, а мы по 10 лет и остались ни при чём. А затем она вообще заявила: магазин будет мой, ему 60 лет, ему скоро на пенсию. Узнав об этом, он её уволил. Но поскольку она член товарищества, то даже будучи уволенной, сейчас, после продажи магазина, она получила 30 000 долларов, в том числе и нашу долю. Мы сейчас судимся, но пока ничего не получается.

Вопрос телезрителя:
Я считаю, что служебные романы – это просто удовлетворение похоти, разврат. Как правило, кончаются они плачевно. Люди должны вести себя более нравственно. Если служебный роман между молодыми неженатыми людьми – это совсем другое дело. Но когда люди разбивают семьи, когда остаются матери-одиночки в результате этих романов – это психологическая травма для всех.

Ника:
Мы как-то об этом не говорим. Но ведь если ты замужем или женат – ну скажи ты себе: нет! Что у тебя, дома что-то не в порядке, зачем всё это устраивать?

Петюков Алексей Юрьевич:
Вы сами и ответили на вопрос. Если у человека дома всё в порядке, хорошо, то не нужны никакие романы.

Ника:
Но есть же ситуации, когда дома всё в порядке, а люди идут на это.

Петюков Алексей Юрьевич:
Может, не хватает ласки, человеческого тепла. Когда всё хорошо в семье, никто никогда не разрушит никакие отношения, какие бы не делались ставки. По поводу матерей-одиночек – это старинный способ женить на себе мужчину, когда женщина вдруг оказывается в интересном положении. Никому ещё не удалось надолго сохранить такие отношения, но до сих пор это происходит.

Ника:
В таком случае, что люди ищут в этих романах на работе?

Кобылянский Евгений Борисович:
Приключения, даже если хороший брак.

Петюков Алексей Юрьевич:
А что значит – хороший брак? Бывает всё благополучно, но у одного из супругов есть некие увлечения или желания о чём-то таком, о чём по каким-то причинам он не может делиться со своим партнёром в семье. Потому что один раз он встретил непонимание, второй раз – отсутствие времени, и в результате эта брешь бывает незакрыта какое-то время, потом находится человек, который всё это разделяет.

Интернет - вопросы:
Пишут одни мужчины. Евгений говорит о том, что чтобы не давать повода для сплетен, он предложил девушке-коллеге не ходить вместе обедать, выходить с работы в разное время, девушка обиделась, отношения под угрозой;

Вопрос телезрителя:
Я – фотограф, творческий человек. Творческим людям служебные романы необходимы, это источник вдохновения.

Ника:
Это отговорки.

Кобылянский Евгений Борисович:
Это пустые словеса. Я имею право называть себя творческим человеком, скажу честно: даже когда у меня избыток адреналина, я всегда найду способ сублимировать это в творчество. Другой вопрос, когда говорят о творчестве. Если ты работаешь чиновником, целый день сидишь за столом, пишешь бумаги, почему бы не сублимировать своё творческое «я», вечером взяв гитару, или рисуя картину, сиди и сочиняй песни и т.д. Служебный роман – это не реализация творческих амбиций.

Ника:
Я думаю, нам в конце разговора надо предупредить людей, что любовь – это здорово! Быть красивым, нравиться – здорово! Но из-за этого можно разрушить карьеру и семейную жизнью, и очень серьёзно, ведь это так?

Петюков Алексей Юрьевич:
Да, так можно сломать жизнь и себе, и своим детям. Всё не так просто и безобидно, как в случае обычного лёгкого флирта.

О программе

«Открытая студия» — актуальное общественно-политическое ток-шоу Пятого канала. Известная телеведущая Инна Карпушина — не просто компетентный собеседник и опытный интервьюер, она чувствует, пропускает через душу, сопереживает и вместе с вами ищет выход.


Комментарии

Комментирование закрыто

ТвиттерВконтакте