1. Пятый канал
  2. «Тарифами по бюджетникам?»

«Тарифами по бюджетникам?»

11.03.2009, 17:00 Открытая студия

Сколько будут получать бюджетники? В новой тарифной сетке есть серьёзные изменения. Только чтобы в ней разобраться, всем бюджетникам нужно получить дополнительное экономическое образование.

Ника: Добрый день. Как всегда по будням в это время в эфире программа «Открытая студия». Как всегда мы приветствуем вас в прямом эфире в нашей знаменитой Открытой студии в центре Петербурга.

Гость в Петербурге: директор фонда «Центр стратегических разработок Северо-Запад», кандидат юридических наук Владимир Николаевич Княгинин.

Гости в Москве:
- заместитель министра здравоохранения и социального развития РФ Александр Львович Сафонов;
- кандидат экономических наук, заместитель директора Института развития образования Государственного университета Высшей школы экономики Ирина Всеволодовна Абанкина.


Ника:
Александр Львович, может быть, вы охарактеризуете, что происходит? Люди либо недопоняли, либо, как это часто бывает на местах, заставь дурака Богу молиться, он лоб расшибет. То, что вы придумали, не совсем соответствует тому, что происходит на местах?

Александр Львович Сафонов: Во-первых, новые системы оплаты труда задумывались, в первую очередь, для федеральных бюджетников. И в категории федеральных бюджетников учителей практически нет. На кого направлены новые системы оплаты труда, что хотели и что получили. На федеральном уровне было принято решение о переводе федеральных государственных учреждений на новую систему оплаты труда. Это касалось и касается 1,5  миллионов человек. В первую очередь, это работники медицинских учреждений, работники федеральных государственных учреждений, которые входят в систему министерств и ведомств, например, Росрезерва, Министерства обороны, МВД и т.д., в том числе, культуры. Различные услуги оказывают эти учреждения, в том числе и в системе высшего образования. Какую картину мы имели до введения новой системы оплаты? Это единая тарифная сетка, которая включала в себя 18 разрядов. 1-ая ставка тарифного разряда, на момент введения новой системы оплаты труда равнялась 1450 рублей. То есть, сумма достаточно маленькая. 18-ая ставка тарифного разряда была выше, чем ставка первого тарифного разряда в 4, 5 раза. Дальше к тем окладам, которые были по этим тарифным ставкам установлены для каждого конкретного работника, применялось большое количество различного рода надбавок и доплат за услуги, за особые условия труда, за интенсивность труда и т.д. В этой системе было очень сложно разобраться и очень часто работники не понимали, за что они получают заработную плату, либо за нахождение на рабочем месте, либо, действительно, за какие-то результаты. Что сделало правительство? Оно разработало новую систему оплаты труда, которая сводится к тому, что на уровне федерального государственного учреждения устанавливается схема окладов. Базовые оклады дифференцируются по уровню квалификации. 4 квалификационных уровня. Первый - это специалисты, которые не имеют какого-либо образования, второй уровень - это специалисты, имеющие начальное профессиональное образование, третий - это специалисты, имеющие средний уровень образования, и четвертый уровень - это специалисты, имеющие высшее образование. Между ними была введена базовая дифференциация. Дальше схема окладов привязывается к конкретным должностям в учреждениях. И к этим окладам устанавливаются надбавки за конкретный вклад работника. Уже не за его статус квалификационный, а за конкретные результаты работы. Для того, чтобы система оплаты труда была воспринята адекватно и были возможности введения этой дифференциации по уровню оплаты труда, правительство, начиная с 2007 года, приняло ряд очень важных решений по повышению размеров оплаты труда, в частности, увеличение фонда оплаты труда. В частности, с 1 сентября 2007 года фонды оплаты труда всех федеральных бюджетных учреждений были увеличены на 15%, с 1 февраля 2008 года на 14% и с 1 декабря дополнительно к этим объемам, фонд оплаты труда был увеличен на 30%. Это реальные цифры, достаточно серьезные для федерального бюджета, который составляет в общем и целом, порядка 470 миллиардов рублей.

Ника: А чем люди недовольны? Значит, что-то в этой машине не то?

Александр Львович Сафонов: Что произошло с 1 декабря в конкретных бюджетных учреждениях? В том числе и в федеральных бюджетных учреждениях по Санкт-Петербургу? Заработная плата различных категорий в каждом бюджетном учреждении, она увеличивалась по-разному. Больше всего от этого увеличения выиграли малоооплачиваемые категории работников, те люди, которые раньше получали мизерные заработные платы, как я уже говорил, на уровне 1,5  тысяч рублей. Не больше. Для них минимальная заработная плата, которую они могут получать теперь, по всем основаниям составляет 4330 рублей. Для этой категории заработная плата по нашим данным, мы проводили мониторинг по всем федеральным бюджетным учреждениям, по всем министерствам и ведомствам, она увеличилась в 2,5 раза. Дальше произошло увеличение по различным категориям работников, в зависимости от их вклада в производственный процесс, где-то от 1,2 раза до 1,48 раз. Безусловно, это увеличение, в отличие от всех предыдущих увеличений, оно не было равным для всех. Впервые в нашей практике системы оплаты труда начали учитывать индивидуальный вклад работника. Безусловно, кто-то получил меньше, а кто-то больше. Первые недовольства - это дифференциация, которая возникла естественным образом. Ведь никого в бизнесе не удивляет ситуация, когда работники одного и того же отдела получают разную заработную плату.

Ника: Людям было обещано, что в любом случае, меньше не получит никто. Возможно, кто-то получит больше, но практика показывает, что случаев, когда получили меньше - огромное количество.

Александр Львович Сафонов: Мы не знаем случаев на федеральном уровне, в отношении федеральных бюджетных учреждений, что бы кто-то из работников получил меньше той ставки тарифного разряда, которые они имели и тех компенсационных выплат, которые платились к этой тарифной ставке. Это просто невозможно по определению, потому что 583 постановление, распространяющееся на работников федеральных бюджетных учреждений, оно категорически запрещает установление заработной платы по той же самой должности при том же самом объеме услуг ниже оклада по единой тарифной сетке и по тем компенсационным выплатам, которые он получал в связи с условиями труда.

Ника: Ирина Всеволодовна, ваш взгляд, пошел 4-ый месяц, как работает система?

Ирина Всеволодовна Абанкина: На новую систему оплаты труда учителя переходят уже третий год. Регионы по-разному. Они формулируют разные модели перехода. Есть 31 регион, который переходит в рамках комплексных проектов модернизации образования. В Петербурге, кстати, своя система оплаты труда. Аналогичная Петербургу в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах. В других регионах, как правило, большинство придерживается модельной методики, рекомендованной Министерством образования и науки. Давайте сразу перейдем к тем острым вопросам, о которых говорилось, мог ли учитель получить меньше? Да. Мог, если он стал работать на одну ставку, а работал на полторы ставки. А у нас перегрузка учеников была, у нас учителя вместо 18 часов имели аудиторную нагрузку минимум 24, а то и по 27 часов в неделю. У нас сокращение численности учеников, сокращение наполняемости классов, а на самом деле, учителя получали все ту самую зарплату. За счет перегрузки, за счет того, что, действительно, шло урокодательство, а не качество работы. Сегодня, конечно, мы разделили зарплаты за уроки, за все другие виды деятельности учителя. И за работу в дополнительных кружках и секциях, и за работу с отстающими учениками, с талантливыми ребятами, за экскурсии, культурные мероприятия, которые проходят, театры, если они организованы в школе. За все это, в рамках своего индивидуального плана, учитель получает зарплату. Плюс, стимулирующая часть за результаты учащихся, за качество образования, за усвоенный ребятами урок. И в тех 31 регионе, где мы постоянно можем наблюдать мониторинг уровня зарплат учителей, у всех зарплаты выше в 1, 5 минимум, а вообще то в 2 - 2, 5 раза. Учителям иностранного языка многие доплачивают специально, в Москве введены специальные доплаты, поскольку это, действительно, очень востребованная категория работников, которые могут устроиться не только в школе, но и в других секторах экономики и социальной сферы. Поэтому, конечно, грамотные руководители стараются специальные меры вводить для того, чтобы задержать таких учителей. Но, на самом деле, лучшие учителя стали получать, как минимум, в три раза выше, чем получали в 2006 году. Да, есть категория учителей, которая переведена на неполную занятость и они получают меньше. И это правильно. У нас была перегрузка в школах, у нас была сверхзанятость.

Ника: Я боюсь, что регионы не могут справиться с этой системой, потому что регион зависит, в результате, от собственного бюджета, а сейчас бюджеты тают, уходят сквозь пальцы.

Владимир Николаевич Княгинин: Я бы разделил ситуацию по бюджетной сфере, это все же бюджетная сеть, это учителя, врачи...

Ника: Мы говорили о том, что есть федеральные, за которых отвечает, грубо говоря, Москва, а есть масса поликлиник, школ и библиотек, за которые отвечают регионы.

Владимир Николаевич Княгинин: Уже где-то прошло сокращение зарплат бюджетникам, но это не те бюджетники, о которых мои коллеги говорили чуть раньше. Это чиновники, люди занятые, скорее в органах управления, нежели в бюджетной сети. Что касается бюджетной сети, у меня нет оснований не доверять заявленным цифрам о том, что фонд заработной платы увеличился. Скорее всего, так оно и есть, другое дело, представьте себе, переход сотен тысяч миллионов людей на новые условия оплаты труда. Считать, что никто не пострадал в этой ситуации, по меньше степени, наивно, если фонд заработной платы увеличился на 30%, как нам говорил про федеральных Александр Львович...

Ника: Про федеральных...

Владимир Николаевич Княгинин: Математика показывает, что есть выигравшие, есть проигравшие.

Звонок телезрителя: Новороссийск. Здравствуйте. Я домохозяйка, но для меня очень странно, что учителей сравнивают со слесарями, которые производят болванки. Слесарь произвел большое количество болванок - он хороший слесарь. Но когда учителей ставят в зависимость от того, сколько у него человек в классе, от знаний ученика... И третье, что меня поражает, что учителя должны за эту зарплату быть уже и жнецами, и на дуде... Они попадают в зависимость от своей администрации в школе, которая уже решает, будет она им доплачивать или не будет. В итоге получается, что учителя друг на друга смотрят косо, плюс, родительские комитеты присоединяются.... Я считаю, что учитель - это великая профессия, и она не должна зависеть от таких вещей. Это должна быть уважаемая профессия, и она должна по-другому оцениваться. Так же и другие творческие профессии.

Ника: Александр Львович, дама, которая звонит, права. Во-первых, не надо человека заставлять бегать и брать на себя 20 обязанностей. Тут мы классом поруководили, тут на экскурсию свозили, а потом, главное, качество как оценить?

Александр Львович Сафонов: Я бы все-таки хотел обратить внимание на следующее обстоятельство. Та домохозяйка, которая сейчас была в эфире, она наверное не согласилась бы не получать качественных услуг от работника здравоохранения только потому, что это те услуги, которые сложно оценить. Мы все являемся налогоплательщиками и платим отчисления в бюджет. И за эти деньги мы бы хотели, приходя в поликлинику, в школу, получать не просто общение с умными хорошими квалифицированными специалистами, а получать эффект. То есть, например, обратившись в поликлинику, получить действительно качественный совет, качественное обследование. если, не дай бог, попалив  больницу, получить эффективную операцию и решить свои проблемы со здоровьем. Если мы попадаем в систему культуры, то мы все-таки хотим получать качественные услуги от этой сферы. Я уже не говорю о том, что данная домохозяйка, отдавая своего ребенка в школу, она, наверное, предполагает, что ребенок, пойдя в школу, не будет заниматься просто времяпрепровождением, он в школу приходит за знаниями, а знания дает учитель. Поэтому, если мы расходуем деньги, мы должны понимать, что мы их расходуем не ради того, чтобы обеспечивать занятость кого-либо, но, в первую очередь, мы должны стимулировать человека, приходящего на работу, выполнять свой долг ответственно, качественно и квалифицированно. Это касается всех работников бюджетной сферы.

Интернет-мнение Веры: У нас в поликлинике по новой системе врач получает 8 тысяч оклад, а главный врач получает одних платных по всей поликлинике 50 тысяч и 18 тысяч оклад. Вот и все повышение.

Интернет-мнение из Красноярска: Доцент высшей школы, кандидат наук получает ниже, так называемых, двух составляющих. Повышающий коэффициент не выплачивался никогда.

Интернет-вопрос из Хабаровска: В нашем университете никогда не были выплачены рядовым сотрудникам никакие стимулирующие надбавки. О чем говорить после этого?

Звонок телезрителя из Санкт-Петербурга: Скажите, вот вы учились, вас плохо учили? А вы знаете, что учителя всю жизнь нищие. Вот дайте им зарплату 30 тысяч, а  потом спрашивайте. Или вы хотя бы знаете, сколько получает рядовой работник РОНО и учитель?

Звонок телезрителя из Омска: Я бюджетник, медицинский работник. У меня стаж 30 лет. Я работаю на скорой помощи. Нам выдали новые тарифные оклады по отраслевой. У меня оклад 4600. А прожиточный минимум 4300. При этом наш руководитель сказал, что никаких надбавок мы иметь не будем. С нас  сняли 20% колесных, с нас сняли 50% ночных. И в итоге у меня сейчас будет оклад со всеми надбавками, включая северные, 8 тысяч рублей. То есть, если я буду работать на 1 ставку, я буду получать 8 тысяч рублей.

Ника: А сколько раньше вы получали, с колесными?

Ответ телезрителя: Раньше, работая 15 суток в месяц, я получал 20 тысяч.

Владимир Николаевич Княгинин: Цифра - вещь обманчивая. Александр Львович абсолютно справедливо говорит, что фонд вырос, но при этом...

Ника: Почему людей лишают ночных, надбавочных, совместительства и т.д.?

Владимир Николаевич Княгинин: Как правило, все эти выплаты шли либо из региональных, либо из муниципальных бюджетов. Они не были предусмотрены, это не обязательно. Это компенсирующие выплаты, это было связано с тем, что необходимо было удерживать кадры и т.д. Ситуация бюджетная изменилась, положения для бюджетов и муниципальных образований и регионов критическое, соответственно, снимаются доплаты. При этом, формально, заработная плата у них выросла, но выплаты уменьшились.

Ника: Так получается, что региональные власти, а вот эти ночные, колесные, губернаторские и т.д.- это была добрая воля регионов. Почему регионы решили, что это добрую волю можно теперь не являть?

Владимир Николаевич Княгинин: У регионов тяжелая ситуация. Мы знаем регионы, в которых, по крайней мере, по месяцам падение поступлений в бюджеты до 40%.

Ника: Александр Львович, а вам не кажется, что, если бы не ввели новую систему оплаты труда, регионы бы не поспешили отказаться от своих этих надбавок? Потому что люди действительно потеряли.

 Александр Львович Сафонов: Любые действия региональных властей, связанные с отказом от надбавок компенсационного характера, о которых говорилось в части Омска - это не законное решение.

Ника: То есть, нашему зрителю из Омска и ночные и колесные должны вернуть?

Александр Львович Сафонов: Обязаны вернуть. Потому что это предусмотрено Трудовым кодексом, и никаких уловок здесь просто быть не может. Это просто нарушение трудового законодательства. В этих случаях необходимо обращаться в инспекцию по труду, которая уполномочена пресекать такие действия территориальных властей.

Владимир Николаевич Княгинин: Александр Львович, как известно, в бюджетной сети многие работали на 1,5 ставки и т.д., сейчас работают на 1 ставку. Можно ли это отыграть? Потому что не секрет, что доплаты очень часто шли через совместительство.

Александр Львович Сафонов: Ваш вопрос вполне законен, но давайте посмотрим на ситуацию с обеспечением кадрами. В системе здравоохранения очень большой недостаток кадров, поэтому  в принципе говорить о том, что кого-то лишают возможности работать на 1,5 ставки - это не совсем корректно. Что касается системы образования, здесь несколько иная ситуация, поскольку в образовании избыток специалистов. Это связано с объективными тенденциями, в частности, демографическими. У нас количество детей резко сокращается. Поэтому, безусловно, определенное количество учителей могут быть не востребованы. Но в основном это касается тех учителей, которые достигли пенсионного возраста. Мы, по крайней мере в практике, не знаем такой ситуации, что кого-то принуждали увольняться в  связи с тем, что для него не находилось возможности работать. Поэтому каждый раз ситуацию надо рассматривать индивидуально. Еще раз подчеркну, и в 583 постановлении, и в трудовом кодексе четко записаны требования к работодателю. Он обязан платить за особые условия труда. если это ночные, соответственно, не меньше коэффициента 1,2. В некоторых случаях это больше бывает, в частности, для скорой помощи предусмотрены особенности. Более того, при расчете тарифа по ОМС, это тот источник, из которого выплачиваются заработные платы работников муниципальных медицинских учреждений, было предусмотрено увеличение фонда оплаты труда на те же самые 30%. Поэтому территориальные власти имеют достаточные ресурсы даже в 2009 непростом году для выплаты заработной платы в системе, например, здравоохранения. Я не знаю, может быть, наш коллега из Санкт-петербургской студии расскажет о конкретных примерах, когда субъекты РФ сокращали свои бюджеты именно в части фондов оплаты труда в отношении бюджетников, по крайней мере, мне такие данные не известны. Поскольку мы производим мониторинг по системам оплаты труда, и такой информации в Министерство здравоохранения и социального развития не поступало. Надо развести 3 ситуации. Первое - это недовольство людей, когда возникла дифференциация  в системе оплаты труда, и более квалифицированные, более эффективные специалисты стали получать больше чем те, кто не имеет таких навыков и не проявляет активности. Это объективный процесс и мы, безусловно, должны были когда-то нарушить эту распределительную систему, если хотим построить эффективную экономику. второй случай - это когда имеются реальные нарушения трудовых прав работников, не смотря на все принятые решения. И здесь нужно эту проблему решать через инспекцию по труду. И третья ситуация - это когда, в каких-то случаях, субъекты РФ не справляются с теми полномочиями, которые у них имеются. В этом случае необходимо отдельно разбираться.

Ника: Ирина Всеволодовна, был вопрос, что люди не получают стимулирующие надбавки, не получают повышающий коэффициент и еще из Саратовской области письмо:

Интернет-мнение: Доцент города Балаково. Та стимуляция, которая существует у нас в городе - копейки. У нас в ВУЗе это 46 рублей за 1 балл. У среднего преподавателя 30 баллов. Вот и считайте.

Ирина Всеволодовна Абанкина: Знаете, в ВУЗах новая система оплаты труда введена с 1 декабря 2008 года. Конечно, стимулирующие доплаты подразумевают доплаты за результаты труда, за достижения специальные в научной, в методической сфере, достижения тех студентов, которые у них есть. Большинство ВУЗов еще не приступили к распределению стимулирующей части.

Ника: А как это будет выглядеть? Сейчас выплачивают зарплату, не успели они посчитать стимулирующие, то есть, потом они за январь и февраль доплатят что ли?

Ирина Всеволодовна Абанкина: Знаете, по школам ситуация разная. По школам ситуация такая: стимулирующие платятся раз в квартал, раз в полгода. Назначаются они, в любом случае, не чаще, чем раз в квартал. А могут дальше равными долями выплачиваться в течение года. А в некоторых регионах они раз в квартал и выплачиваются, или даже раз в год. Потому что раз в год - крупная сумма. Это совершенно другие деньги, чем размазанные ежемесячно небольшие доплаты. Если сказать по цифрам, минимум, который по нашим регионам участникам конкурсного проекта модернизации образования, в Карелии стимулирующий фонд оплаты труда составляет 7%. Максимум - это 20-23%, это Краснодарский край, Московская область, Новосибирская область. Там выше. До 30% пока, конечно, никто не сумел довести, потому что компенсируют очень много в базовой части. Включили очень много видов работ, которые раньше не оплачивались учителю, для того, чтобы сделать полноценным труд учителя.

Ника: А вам не кажется, что получится так, что учителю или преподавателю будет выгодно ставить пятерки, потому что на лицо демонстрация его успехов? А врачам будет выгодно всех выписывать, потому что это тоже будет демонстрация их успехов. Тут начнется какая-то подмена понятия успеха, если платится за успех. Перегибы.

Ирина Всеволодовна Абанкина: Не за текущую успеваемость выплачиваются стимулирующие, а за достижения при независимой оценке, в олимпиадах, в конкурсах, результатах ЕГЭ, там, где есть независимая от школы оценка. И зафиксированные успехи - это является дополнительным вкладом. Статьи, публикации, внедренные образовательные программы, причем, не только в своей школе, но и в других школах, в других классах.

Ника: Владимир Николаевич, всегда повезет тем, кто работает в элитной гимназии, а кто с тяжелыми детьми борется, тому шансов мало?

Владимир Николаевич Княгинин: Мы ведем речь о специфическом контингенте, о работнике бюджетной сети.

Ника: А в чем специфика? В том, что они выполняют очень нужную работу за очень небольшие деньги?

Владимир Николаевич Княгинин: Это всегда так было и действительно, был звонок, что с незапамятных времен так происходит.

Ника: Печаль в том, что плюс-минус тысяча рублей - большие деньги.

Владимир Николаевич Княгинин: Сама реформа предполагала переход к вознаграждению за показанный результат. Это в рамках перехода к, так называемому, результативному бюджету.

Ника: Но есть прожектеры, которые умеют показывать результаты, а есть очень талантливые люди, которые просто не будут связываться с этим.

Владимир Николаевич Княгинин: Ирина Всеволодовна сказала, что нельзя уж так сильно подделать оценки по ЕГЭ. Наверное, что-то можно двигать, я не знаю, точно, но думаю, что это достаточно объективный показатель. И набор таких показателей известен. А другое дело, и Александр Львович, на мой взгляд, точно про это сказал, что, представьте, что к новой системе оплаты труда перейдут миллионы, сотни тысяч, как минимум. Среди этих сотен тысяч тех, кто адаптируется сразу не так и много. Будут те, кто потеряет, кто потеряется.

Ника: А вы не боитесь, что у нас и так бюджетники за идею часто работают. Я не говорю, что они все такие безумно талантливые и умные и за три копейки работают, но и эти уйдут.

Владимир Николаевич Княгинин: Честно говоря, таких больших опасений у меня нет, что уйдут. Потому что все, кто хотел и мог уйти, они ушли на пике, когда рынок был на высоких позициях, когда любой, кто пытался хоть как-то заявляться свободными рабочими руками, так или иначе, вознаграждался. Я верю в то, что эти останутся.

Интернет-мнение: Максим, Нижний Новгород. Если зарплата снизится на 2-4 тысячи, большинство врачей уйдут из медицины, учителя тоже. Будем больными неучами.

Интернет-мнение из Оренбурга: То, что говорится о повышениях - это ложь. Я получаю сейчас меньше, чем 5 лет назад. Новые тарифы введут у нас в апреле, обещали в марте, но сегодня уже середина месяца, значит, ничего нет. Это не только в нашем регионе. Насколько я знаю, это работает только в Москве и в Питере. В регионах контролировать некому, будет произвол.

Ника: А может и не надо, Владимир Николаевич, торопиться тем регионам, которые не ввели новую систему, ее вводить? Особенно, знаете, кризис, все не стабильно с бюджетами региональными.

Владимир Николаевич Княгинин: Ну, я боюсь, что уже невозможно остановить. Система запущена. В целом, сама идея нормальная. Другое дело, что кто-то вынужден к этому приспосабливаться.

Ника: Все равно это очень сложно. Это не гайки делать. Сделал 12 гаек - получи такие деньги, сделал 18 - получи такие. Если я бюджетник, и я не буду ходить на работу, то меня уволят, потому что результата нет. Если я буду плохо или хорошо вести эфир, кто меня будет оценивать? За что мне надбавки? Я же не буду бегать по совместительству где-то вести что-то, я не побеждаю на олимпиадах, у меня нет никаких поводов получить повышающий коэффициент.

Владимир Николаевич Княгинин: Не лукавьте. У вас есть один объективный показатель, это рейтинг.

Ника: Хорошо. Значит, учителям хуже, у них рейтинга нет. Александр Львович, я должна вам задать вопрос, на который, может быть, у вас нет ответа, но который сегодня в нашем эфире должны услышать руководители РОНО, директора школ, директора больниц, главврачи и масса всякого бюджетного начальства: почему идет негласное распоряжение по всем бюджетным организациям не обсуждать с прессой эти проблемы, не жаловаться ни в коем случае, вплоть до увольнения. Что происходит, объясните, пожалуйста?

Александр Львович Сафонов: Я не знаю таких установок. Мое присутствие в этой студии подтверждает, наверное, что нет никакого запроса. В противном случае, этого диалога, наверное, не случилось бы. В каждом конкретном случае надо разбираться,  чем причина нежелания кого-то общаться на эту тему. Вполне возможно, что сотрудники не хотят с вами дискутировать по той причине, что, как всегда, боятся реакции руководителя. Для этого в 583 постановлении правительства и в рекомендации, которую мы субъектам РФ направляли через российскую трехстороннюю комиссию, было установлено правило, что при принятии приказа об установлении системы оплаты труда в конкретном бюджетном учреждении, непосредственное участие принимают профсоюзы. Только после их одобрения, после обсуждения новой системы оплаты труда в каждом конкретном трудовом коллективе, этот приказ может быть подписан руководителями, и только в этом случае он будет иметь легитимный характер. И в рамках сопровождения этой непростой реформы, с точки зрения восприятия тех людей, которые должны будут более эффективно трудиться, мы осуществляли мониторинг со стороны инспекции по труду и со стороны федеральных органов исполнительной власти. И в тех случаях, когда система оплаты труда внедрена в том объеме и в тех требованиях, которые федеральное правительство предъявляло в своих приказах, а этому предшествовала огромная колоссальная работа, более 200 нормативно правовых актов было принято, мы проводили обсуждение введения новых систем оплаты труда более чем с 12 тысячью руководителей бюджетный учреждений, проводили обучение тех людей, которые участвовали в разработке системы оплаты труда на каждом конкретном бюджетном учреждении. Вся эта колоссальная работа, которая была проведена, она показывает позитивные результаты. Мы, действительно, реально видим увеличение заработной платы. В том числе, например, привлечение в систему внебюджетных поступлений, которые раньше руководители бюджетных учреждений распределяли совершенно непонятным способом. В качестве такого защитного механизма, чтобы не было субъективизма, сама оплата труда руководителя бюджетного учреждения поставлена в зависимость от средней заработной платы основного персонала. Если заработная плата основного персонала снижается, то заработная плата руководителя учреждения так же будет снижена автоматически.

Ника: А кто в городах регионах отлеживает эту ситуацию? Инспекция по труду или местные комитеты по образованию и здравоохранению?

Александр Львович Сафонов: Эта задача распределяется следующим образом. Вообще, в рамках трудового кодекса все статьи трудового кодекса отслеживаются инспекцией по труду. Граждане могут так же, в случаях, если считают, что нарушены их права, в прокуратуру. Безусловно, обязанностью областных и региональных комитетов по труду или министерств, которые занимаются вопросами трудовых отношений, тоже входит по трудовому кодексу контроль над теми учреждениями, где существуют эти трудовые отношения. Помимо всего прочего, безусловно, те организации, которые разрабатывали систему оплаты труда, должны просто их сопровождать и устранять те недостатки, которые могут возникать объективно, в случае, когда кто-то что-то недопонял, что-то недоделал. Безусловно, Владимир Николаевич прав, когда говорит, что эта система касается, действительно, миллионов людей и ее настройка должна проходить не в какую-то конкретную дату, а как в любой системе должна быть обратная связь, мы должны смотреть, что не срабатывает, устранять это. Это достаточно длительный период времени.

Ника: Ирина Всеволодовна, время тяжелое, нам везде говорят, что надо использовать каждый шанс, что будут зарплаты меньше, рубль становится дешевым, надо искать возможность работать... Разрешено ли у нас совместительство? Оно разрешено по КЗоТу. Почему сегодня многие работодатели пытаются все-таки закрутить эту гайку и объяснить, что это запрещено. Давайте обсудим возможность человека все равно искать все возможные способы все равно получить дополнительные средства, используя те знания, которые он имеет?

Ирина Всеволодовна Абанкина: Совместительство у нас не запрещено, оно разрешено и во многих школах, действительно. Учителя работают на 1,5 ставки, на 1,2  ставки. Какой у нас здесь главный ограничитель? Это нагрузка на детей. Мы не должны нашими уроками привести к подрыву здоровья детей, что у нас сейчас реально происходит. Да, совместительство разрешено, но нельзя всю работу замещать только урокодательством.

Ника: Владимир Николаевич, как вам кажется, сколько времени вы даете на то, чтобы эта система устоялась и люди, может быть, поняли, как себя вести в этой истории?

Владимир Николаевич Княгинин: В течение года система будет отлажена. Это не снимет проблем с оплатой. Мы понимаем, что вступаем в эпоху ужесточения бюджетных ограничений.

О программе

«Открытая студия» — актуальное общественно-политическое ток-шоу Пятого канала. Известная телеведущая Инна Карпушина — не просто компетентный собеседник и опытный интервьюер, она чувствует, пропускает через душу, сопереживает и вместе с вами ищет выход.


Комментарии

Комментирование закрыто

ТвиттерВконтакте